Файл: «Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО МАП-ТУР» ..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала бизнеса
1.2. Методы оценки конкурентоспособности бизнеса
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Мап-тур»
2.1. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Мап-Тур»
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Мап-Тур»
2.3. Направления развития ключевых элементов потенциала конкурентоспособности
Таблица 1
Анализа внешних стратегических факторов (EFAS)
Внешние стратегические факторы |
Вес фактора |
Оценка фактора |
Взвешенная оценка |
Возможности |
|||
1. Рост уровня жизни населения, повышение платежеспособности потребителей |
0,20 |
4 |
0,80 |
2. Появление новых видов туристических продуктов |
0,10 |
4 |
0,40 |
3. Развитие у населения потребности в товаре |
0,05 |
2 |
0,10 |
4. Развитие инфраструктуры города |
0,05 |
1 |
0,05 |
5. Инвестиционный потенциал отрасли (наличие инвесторов, спонсорского капитала) |
0,15 |
4 |
0,60 |
6. Появление квалифицированного персонала |
0,05 |
3 |
0,15 |
Угрозы |
|||
1. Конкуренция на внутреннем рынке |
0,10 |
4 |
0,4 |
2. Низкий уровень развития инфраструктуры |
0,03 |
1 |
0,03 |
3. Предполагаемое насыщение существующего сегмента рынка (крупных городов) |
0,10 |
3 |
0,30 |
Внешние стратегические факторы |
Вес фактора |
Оценка фактора |
Взвешенная оценка |
4. Преступность |
0,07 |
1 |
0,07 |
5. Новые технологии конкурентов |
0,05 |
2 |
0,10 |
6. Возникновение новых потребностей клиентов в более совершенных услугах |
0,05 |
2 |
0,10 |
Суммарная оценка |
1,0 |
31 |
3,1 |
Результаты проведения PEST-анализа ООО «Мап-Тур» представлены в таблице 2.
Таблица 2
PEST-анализ ООО «Мап-Тур»
Политические факторы |
Экономические факторы |
Нестабильная политическая ситуация в стране; Принятие благоприятного закона в отрасли туризма; Повышение ставок налогообложения; Визовые режимы между странами; Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Рост инфляции; Слабая покупательская способность; Продолжение экономического роста региона; Повышение цен на транспортные услуги; Повышение налогов с фонда оплаты труда; Неблагоприятный деловой климат. |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
Отсутствие у значительной части населения сбережений; Возможность изучения и применения зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами; Боязнь поездок за рубеж у части населения; Боязнь авиаперелетов; Незначительное число туристов, умеющих самостоятельно организовать отдых за рубежом; Снижение рождаемости. |
Возможность внедрения программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернеттехнологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции; Современные транспортные средства |
На основании таблицы 2 можно сделать следующие выводы: Огромное влияние на деятельность предприятия оказывают политические факторы. Постоянные изменения в законодательстве побуждают руководство предприятия вносить изменения в деятельности предприятия. Происходит ужесточение контроля в плане налогов. С 1 января 2019 года произойдет увеличение НДС с 18% до 20%. По оценке Банка России такие меры могут привести к увеличению инфляции и снижению покупательской способности населения. Боязнь поездок за рубеж и отсутствие накоплений служит большим барьером для большинства людей при организации отдыха. Из-за этого люди отказываются от путешествий. ООО «Мап-Тур» может предложить своим клиентам отдых в республике Марий Эл. Местная природа и достопримечательности позволяют компенсировать зарубежный отдых и значительно сэкономить средства. Незначительное число туристов, умеющих самостоятельно организовать отдых за рубежом, не пользуются услугами компании, а это значит, что большинство людей нуждаются в услугах туристских фирм. Внедрение новых технологий требует достаточного финансирования, что возможно при росте числа клиентов организации.
На основе проведенной оценки состояния туристской отрасли были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки турфирмы «Мап-Тур» (таблица 3).
Таблица 3
SWOT-анализ туристической фирмы «Мап-Тур»
Преимущества (сильные стороны) |
Недостатки (слабые стороны) |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Таким образом, на основании таблицы 3 можно сделать следующие выводы:
1) Сбои в коммуникациях можно предотвратить с помощью умелого руководства. Выход на новые сегменты рынка, развитие новых направлений деятельности позволит нарастить темпы роста рынка. Появление сильного конкурента может спровоцировать кризис на предприятии. Для его преодоления необходимо улучшение качества обслуживания клиентов, модернизация технических процессов. Изменение во вкусах и предпочтениях потребителей можно преодолеть путем расширения продуктовой линии. Ухудшение политических отношений с другими странами послужит причиной переориентировки рынка и открытия новых сфер деятельности. Повышение уровня жизни населения может способствовать тому, что деятельность предприятия будет направлена на страны с высоким уровнем экономического развития. Неблагоприятное изменение климата в других странах может спровоцировать рост популярности зимних видов отдыха, что означает выход на региональный рынок.
2) Сбои в коммуникациях преодолевает образованное и динамичное руководство. Для преодоления таких ситуации в будущем необходимо постоянное получение новых знаний, то есть предоставление курсов по повышению квалификации управленческого персонала. Средний уровень цен обеспечивается постоянно растущим потоков клиентов. Существующие проблемы в рекламной политики можно решить с помощью профессионально разработанной маркетинговой кампании. Неучастие персонала в управленческой деятельности возникло из-за недостаточного делегирования полномочий. Низкий уровень сервиса может способствовать в будущем оттоку клиентов от данной туристической компании. Поэтому необходимо наладить автоматизм для того чтобы клиент смог самостоятельно без личного посещения предприятия оформить путевку на сайте.
Итак, можно сделать следующий вывод: практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия. И наоборот, любая возможность дает предприятию шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
Туристический бизнес довольно специфичен, главный товар ООО «Мап-Тур» - положительные эмоции, хорошее настроение и побуждение вернуться. Если учесть, что лучшая реклама туристического бизнеса «из уст в уста», то, естественно, кто-то должен заниматься формированием информационных поводов в СМИ, взаимодействием с партнерами, проведением совместных акций и мероприятий.
Возникновение и постоянное освоение конкурентами рынка, их инициативная рекламная политика, наличие инвестиционного потенциала, а также возрастающий спрос на новые, более совершенные товары со стороны потребителей, создают объективную необходимость ООО «Мап-Тур» активно включаться в борьбу за потенциальных клиентов и ресурсы.
Кроме разнообразных видов туризма турфирма ООО «Мап-Тур» специализируется на обслуживании определенных возрастных групп туристов. Был выявлен возрастной состав клиентов (рис.3).
Рис.3. Возрастной состав клиентов ООО «Мап-Тур»
При этом выяснилось, что турфирмы не предлагают специализированных туров, ориентированных на конкретные возрастные группы. Представленный турпродукт не учитывает возрастные особенности клиентов.
В зависимости от заявки туриста и способа организации продажи туры могут быть индивидуальными и групповыми. Несмотря на то, что организация индивидуальных поездок является очень трудоемким процессом, с экономической точки зрения она более выгодна для туристических фирм, так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туров.
В последнее время одним из приоритетов в деятельности турфирмы ООО «Мап-Тур» является регулирование качества туробслуживания. Более того, обеспечение качества стало наиболее эффективным способом выживания в условиях жесткой конкуренции. Поэтому нам важно определить уровень обслуживания во время турпоездок, предлагаемых турфирмой ООО «Мап-Тур».
Для обозначения качества предоставляемых услуг применяются классы обслуживания туристов. При организации тура по классу «люкс» обычно предлагают услуги самого высокого уровня: гостиницы категории «5 звезд» и роскошные внекатегорийные отели, перелет первым классом или самолетами бизнес-авиации, питание в роскошных ресторанах, с обязательным обслуживанием, индивидуальный трансфер на машинах класса «люкс» («лимузин-сервис»), индивидуальные услуги гида и т. д. Такого рода туры предоставляются по разряду VIP-обслуживания.
Первый класс - это также достаточно высокий уровень обслуживания, предусматривающий размещение в 4-5-звездочных гостиницах, перелет бизнес-классом, отличную кухню и широкий выбор блюд, возможен вариант шведского стола, индивидуальный трансфер, кураторство гида.
Туристский класс - самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает размещение в гостиницах категории «2-3 звезды» (зависит от страны), перелет экономическим классом регулярных авиарейсов (допускаются чартеры), питание по типу шведского стола, групповой трансфер (туристов встречает автобус, который и развозит их по гостиницам).
Экономический класс - это самый дешевый вариант обслуживания. Обычно экономическим классом пользуются студенты и малообеспеченные люди. Программы этого класса предусматривают минимум услуг и невысокого уровня. Размещение в гостиницах «1-2 звезды», в хостелах, общежитиях, в малых частных или кооперативных гостиницах, предусматривающих сервис по принципу самообслуживания: питание может не предоставляться вообще, может быть запланирован завтрак по типу шведского стола, с ассортиментом блюд по типу континентального завтрака; перелет, как правило, чартерными авиарейсами; встреча и проводы могут быть организованы на общественном транспорте.
Однако каким бы видом туризма турфирма не занималась, в какие бы страны поездки не предлагала, одной из основных задач, стоящих перед турфирмами г. Мурманска, является обеспечение информированности потенциальных клиентов о существующих турах. Удалось выяснить субъективную оценку турфирмами уровня информированности мурманчан об их деятельности.
Так на вопрос «Считаете ли вы, что жители г. Алма-Аты обладают полной информацией о предложениях вашей фирмы?», «да» ответили 25% турфирм, «скорее да, чем нет» - 42%, «скорее нет, чем да» - 33% турфирм.
Таким образом, многие турфирмы открыто заявляют о том, что клиенты недостаточно знакомы с их деятельностью. Для того чтобы ликвидировать сложившийся информационный вакуум, необходимо проведение активной рекламной кампании. Реклама в туризме является одним из важнейших средств осуществления связи между производителем и потребителем туруслуг.
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Мап-Тур»
На основе анализа полученных оценок внешней и внутренней среды выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности.
На сегодняшний день у ООО «Мап-Тур» на туристском рынке существует множество конкурентов.
Рассмотрим основных конкурентов ООО «Мап-Тур» по г. Мурманску. Это постоянно действующие предприятия, по организационно-правовой форме – в основном ООО (таблица 4).
Таблица 4
Основные конкуренты ООО «Мап-Тур» по г. Мурманску
№ |
Название |
Местонахождение |
1 |
Турагентство «Роза Ветров» |
ул. Ленина, д.22 |
2 |
Фараб |
ул. Коминтерна 174 "Б" |
3 |
Life in Travel |
проспект Вернадского, д. 105 |
4 |
Altymade Travel Agency |
Ул. Володарского, дом 24 |
5 |
Galaxy Travel |
ул. Жамбыла 114/85 Байтурсынова |
6 |
AINA TRAVEL |
Ул. Седова д. 111 |
7 |
Слетаем |
улица Капитана Егорова, д 117 |
8 |
DimAl Travel Company |
ул. Пушкина, 23 |
9 |
Millennium Travel ТОО |
ул. Сатпаева, 20-а, оф. 25 |
10 |
ТОО "МурТур" |
Шевченко, д. 90, офис 24 |