Файл: «Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО МАП-ТУР» ..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие конкурентоспособности и конкурентного потенциала бизнеса
1.2. Методы оценки конкурентоспособности бизнеса
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Мап-тур»
2.1. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Мап-Тур»
2.2. Оценка конкурентоспособности ООО «Мап-Тур»
2.3. Направления развития ключевых элементов потенциала конкурентоспособности
Проанализировав конкурентов можно сделать вывод о том, что между компаниями существует сильная конкуренция.
Анализ показателей деятельности конкурентов ООО «Мап-Тур» может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента.
Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.
Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме.
В таблице 5 представим оценку конкурентоспособности ООО «Мап-Тур».
Таблица 5
Лист оценки конкурентоспособности ООО «Мап-Тур»
ООО «Мап-Тур» |
Конкуренты |
||
Турагентство «Роза Ветров» |
«Life in Travel» |
||
1. Имидж фирмы |
4 |
5 |
5 |
2. Ассортимент услуг |
4 |
5 |
5 |
3. Цена |
4 |
4 |
4 |
4. Соответствие потребностям клиентов |
4 |
5 |
5 |
5. Методы стимулирования |
3 |
5 |
5 |
6. Средства рекламных коммуникаций (рекламная политика) |
2 |
5 |
5 |
7. Качество обслуживания |
5 |
5 |
5 |
Всего |
27 |
34 |
34 |
Примечание: 5 – самая высокая оценка.
Данные таблицы 5 представим на рисунке 4.
Рис. 4 - Оценка конкурентоспособности ООО «Мап-Тур»
Проблемы предприятия и степень их приоритетности в сравнении с конкурентами можно выявить с помощью построения профиля конкурентных преимуществ ООО «Мап-Тур» и конкурентов (табл.6 и 7).
Таблица 6
Конкурентный профиль предприятия относительно Конкурента №1
Характеристики |
хуже |
0 |
лучше |
Рейтинг проблем |
||||||||
- 5 |
- 4 |
- 3 |
- 2 |
- 1 |
+ 1 |
+ 2 |
+ 3 |
+ 4 |
+ 5 |
|||
1. Цена услуги |
III |
|||||||||||
2.Качество услуги |
V |
|||||||||||
3. Маркетинг |
I |
|||||||||||
4. Менеджмент |
II |
|||||||||||
5.Качество сервиса |
IV |
Таблица 7
Конкурентный профиль предприятия относительно Конкурента №2
Характеристики |
хуже |
0 |
лучше |
Рейтинг проблем |
|||||||||||
-5 |
- 4 |
- 3 |
- 2 |
- 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
1. Цена услуги |
V |
||||||||||||||
2. Качество услуги |
IV |
||||||||||||||
3. Маркетинг |
I |
||||||||||||||
4. Менеджмент |
II |
||||||||||||||
5. Качество сервиса |
III |
Для улучшения своей конкурентной позиции относительно Конкурента № 1 и Конкурента № 2, ООО «Мап-Тур» необходимо в первую очередь следует обратить внимание на проблему маркетинга или использование независимой консультационной поддержки в интересах получения информации, необходимой для прогнозирования спроса, планирования развития, сбыта; активизация рекламной деятельности и связей с общественностью, что также повлияет на увеличение объема реализации услуг; затем необходимо улучшить менеджмент на предприятии (возможно, за счет организации системы повышения квалификации персонала).
ООО «Мап-Тур» является сильным конкурентом. Для того чтобы компания дальше развивалась и была конкурентоспособной ей необходимо использовать все свои сильные стороны, при этом анализировать и уделять огромное внимание со стороны имеющихся угроз. Сравнивая сильные стороны и возможности для туризма в можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста деятельности ООО «Мап-Тур».
К таким видам в первую очередь относится деловой и детский туризм. Большой потенциал развития имеет рекреационный туризм, который в первую очередь представлен санаторно-курортным и профилакторным лечением, спортивно-оздоровительным отдыхом всех возрастных групп населения. Высокий платежеспособный спрос населения, финансовые возможности многих предприятий и социальные дотации из бюджета области некоторым категориям граждан. Наличие значительного историко-культурного потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию и высоким платежеспособным спросом позволяют развивать историко-культурный туризм. Государственная поддержка историко-культурных объектов (в части их реставрации) и привлечение частного капитала в создание соответствующей инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций фольклорных мероприятий, использующих природный и культурный потенциал региона, позволят повысить привлекательность историко-культурного туризма.
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод, что у ООО «Мап-Тур» имеются два самых главных конкурента: это туристические фирмы «Роза Ветров» и «Life in Travel», которые ведут более действенную рекламную политику, применяют различные методы стимулирования для клиентов. В остальном, можно сказать ООО «Мап-Тур», не смотря на свой недолгий срок существования на рынке туристических услуг, имеет хороший имидж, продуманную ценовую и ассортиментную политику, что способствует высокому уровню обслуживания клиентов.
2.3. Направления развития ключевых элементов потенциала конкурентоспособности
В данном разделе приведем общие рекомендации по направлению развития потенциала конкурентоспособности турфирмы «Мап-Тур» на основе выявленных недостатков, полученных в ходе анализа.
В настоящее время, ООО «Мап-Тур» не имеет полноценного маркетингового отдела, а маркетинговой деятельностью здесь занимается лишь один сотрудник.
Создание развитой модернизированной информационной системы - станет конкурентным преимуществом компании. Это позволит компании «Мап-Тур» реализовывать маркетинговую стратегию, направленную на расширение спектра туристических услуг высокого качества на основе новейших технологий. Важным дополнением является совершенствование сервисного обслуживания абонентов и создание эксклюзивных максимально выгодных условий для туристического отдыха клиентов.
Сегментирование рынка позволило бы менеджерам ООО «Мап-Тур» сделать разбивку Мурманского туристического рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Чаще всего для сегментации рынка используют социально-экономические критерии, такие как: возраст, пол, уровень дохода, образование, профессия, размер семьи и другие.
В ходе исследования был определен целевой сегмент в турфирме ООО «Мап-Тур» по следующим характеристикам:
- возраст потенциальных клиентов - 30-45лет;
- уровень дохода - средний и выше среднего;
- образование - обычно высшее, но роли не играет;
- семейное положение - обычно семья из двух-четырех человек;
- работа, профессия - чаще всего - частные предприниматели;
- мотив путешествия - желание отдохнуть с семьей;
- желание отдохнуть за границей;
- желание получить лечение за границей;
- желание посетить экзотическую страну (развлечения + новизна).
Таким образом, выглядит основной сегмент, на котором работает фирма ООО «Мап-Тур». Конечно, это не означает что абсолютно все клиенты турфирмы именно такого возраста или статуса, но большая их часть подходит под такое определение, и именно эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение тур продукта. С другой стороны почти все турфирмы ориентированы на тот же сегмент, о чем ранее уже говорилось. Значит, турфирма должна стремиться завоевать покупательское расположение и доверие.
Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. Задача - отвлечение большого числа клиентов от уже существующего рынка, привлечение новых категорий клиентов.
Помимо описанного сегмента существует другие группы потребителей, способные приносить реальный доход. В качестве потенциальных потребителей могут быть рассмотрены студенты (молодежь). Можно предложить также работу с такой категорией клиентов, как дети, подростки, люди пенсионного возраста, невысоким доходом и достаточным количеством свободного времени. Однако новым клиентам необходим новый турпродукт, разработка которого займет время, усилия и средства.
На основе проведенного анализа предлагаются следующие направления совершенствования маркетинговой деятельности ООО «Мап-Тур»:
1. Создание фирменного стиля туристической фирмы ООО «Мап-Тур».
Важным фактором в рекламе является фирменный стиль организации.
Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Поэтому туристской фирме ООО «Мап-Тур» можно посоветовать разработать свой собственный фирменный стиль, который позволит потребителю быстро и безошибочно найти продукт фирмы, позволит фирме с меньшими затратами выводить на рынок свои новые продукты, и который повышает эффективность рекламы. Элементами фирменного стиля являются:
- товарный знак;
- фирменная шрифтовая надпись (логотип);
- фирменный блок;
- фирменный лозунг (слоган);
- фирменный цвет.
2. Более гибкое ценообразование. Потребитель имеет возможность выбора тура исходя из своих финансовых возможностей.
Существует ряд особенностей ценообразования в туризме.
- Турфирмы сами не производят туристские услуги. Они выступают посредниками между производителями и потребителями услуг. Следовательно, турфирмы не могут влиять на условия производства услуг и в своей ценовой политике всецело зависят от цен и тарифов, получаемых от поставщиков этих услуг.
- Разрыв во времени между моментом установления цены, купли-продажи и потребления продукта.
- Высокая степень влияния конкурентов
- Сезонная дифференциация
- Высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, т.к. цена тура может быть связана со статусом клиента.
- Цены на турпродукт ориентированы не на среднего потребителя, а на типовые группы.
- Цена одной путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
3. Развитие внутреннего туризма. Для выхода на конкурентоспособный уровень ООО «Мап-Тур» необходимо развивать и расширять туры по внутреннему туризму Кольского полуострова.
Кольский полуостров имеет давнюю и устойчивую репутацию интересного туристского района. Путешественники пересекают его во всех направлениях, маршруты многих групп проходят в районах, считавшихся ранее недоступными.
Менеджерам турфирмы ООО «Мап-Тур» можно посоветовать разрабатывать туры, например «Красоты Кольского полуострова» или «Экстремальный отдых» и размещать свои туристические предложения в интернете. Менеджерам ООО «Мап-Тур» можно посоветовать заняться организацией автобусных экскурсий по Кольскому полуострову, продолжительностью в один день. Можно заняться разработкой туристического продукта «Туры выходного дня» продолжительностью в два дня, туры будут носить познавательный характер. Хорошая организация и реализация данных туров, позволит ООО «Мап-Тур» укрепить свою конкурентоспособность, так как этот вид турпродукта - круглогодичен.