Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека ...pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
Невербальное общение является важнейшей, но мало развитой частью научного знания. Невербальная коммуникация - необъятное поле исследования. Комплексных исследований в данной области почти не проводится. Но нельзя упускать тот факт, что значимость невербалики, в целом, растет. В любых сферах жизни индивида ее влияние четко прослеживается, как для актера, пытающегося придать больше эмоций сцене, так и для обывателя, решающего бытовые ситуации и конфликты. В этом и состоит актуальность исследуемой нами темы.
Почти всю свою жизнь, человек проводит в общении с другими людьми. Ежедневно мы общаемся на работе, во время учебы, в магазине, а после и дома, с семьей, друзьями. И именно поэтому надо уделять особое внимание теории коммуникации в целом.
Коммуникацию можно разделить на две части — вербальная и невербальная. Вербальная и, казалось бы, самая важная часть общения отвечает за речь, слова. Но есть и другая часть коммуникаций – невербальная. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения). Также термин можно представить по-другому, как систему неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации.
Объектом нашей работы является исследование невербальной коммуникации в современном мире.
Субъектом — особенности проявления невербального общения в конфликте.
Цель работы: исследование невербальной коммуникации и особенностей ее проявления в конфликтных ситуациях.
Задачи работы:
- исследовать теоретические аспекты невербального общения
- изучить историческое развитие теории невербальной коммуникации;
- проанализировать виды невербальной коммуникации и их особенности;
- выявить особенности проявления невербальной коммуникации в конфликтных ситуациях.
Невербальная коммуникация существует параллельно с вербальной, обогащая и дополняя последнюю. Этот, с первого взгляда, незаметный язык порой говорит нам больше, чем речь. Не зря ученые говорят о том, что невербальная коммуникация содержит в себе около 75% информации. Даже наше первое впечатление о человеке зависит от невербальных особенностей (одежды, походки, взгляда, стиля речи). Не стоит также упускать тот факт, что язык тела и жестов появился раньше речи.
«...Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами: ведь теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: ни жизни, ни движения; выражение застывшей мысли...».
Данная цитата М.Ю. Лермонтова, как нельзя кстати, подходит для описания одной из задач невербальных средств общения, а именно — добавлять эмоциональный оттенок к речи, свое отношение к предмету без лишних слов, дополнять сказанное. То как мы говорим, чаще бывает важней, того, что именно мы говорим. Не зря исследования говорят нам о том, что 55% информации исходит от выражения лица, взгляда, жестов, 38% от интонации, тембра голоса и только 7% от слов (А.Мейерабиан). Также невербальная коммуникация служит единственным средством передачи информации в условиях невозможности использования вербальной (язык глухонемых, дайверов, либо просто необходимость сохранения тишины).
Отдельно стоит отметить подсознательность невербальной коммуникации. При речевом общении мы обеспокоены смыслом, восприятием слов. Интонации, тембр голоса и мимика уходят на второй план нашего сознания. Это связано с тем, что невербальные средства общения имеют более древнее происхождение и, соответственно, более глубоко расположенные области мозгового представительства. Это объясняет обучение ребенка 1-3 лет, который еще не научился пользоваться речью. Он передает родителям информацию о том, чего он хочет (тянется к игрушке) либо, наоборот, выражает недовольство (плач). Ребенок получает информацию так же, с помощью невербальной коммуникации.
Множество культур имеют свои традиции и обряды, связанные с невербаликой. Большинство знаков имеют общее значение, независимо от народностей, но определенные различия все-таки прослеживаются. Прямой взгляд, к примеру в западных культурах является несколько неприличным, в отличии от России, где он говорит об уверенности и открытости. Или же кручение пальцем у виска, который в западной культуре для собеседника ничего хорошего не означает, однако у арабов это считается комплиментом о высоком интеллекте. Поэтому многие специалисты не рекомендуют обращаться к жестам в чужих странах, предварительно не изучив их.
Для опытного психолога-специалиста навык замечать и «читать» невербальный язык является крайне важным для успешной практики. Важно не забывать о влиянии невербальных средств общения и в конфликтах, ведь они, порой, проявляются ежедневно. Один жест, взгляд либо прикосновение может влиять на протекание конфликта, как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Чтобы изучить особенности проявления невербалики в конфликтах, нужно знать само понятие конфликта. Под конфликтом обычно подразумевается столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Принято было считать, что конфликтные ситуации это исключительно негативное явление, которое следует избегать.
Глава 1. Теоретические аспекты невербального общения
1.1 Историческое развитие теории невербальной коммуникации
Детальное изучение теории невербальной коммуникации началось относительно недавно, однако некоторые замечания по данной теме научные и творческие деятели делали всегда. Ч. Дарвин отмечал невербальную коммуникацию как средство информационного взаимодействия животных. Аристотель в своих трудах детально рассматривал речи ораторов и отмечал исключительную важность вокальных данных (тембр, тональность, диапазон голоса), что также относится к невербалике. Дейл Карнеги (1888-1955) говорил: «Девять десятых писаний, посвященных жестам, бесполезны. Жесты должны исходить из вашего естества, из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы, наконец, из ваших собственных инстинктов. Единственно стоящие жесты — это те, которые возникли экспромтом».[1]
Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication), сформировалось в 50-х годах XX века (Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976, 1981; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988). До XX века изучение неречевых средств коммуникации проводилось в рамках изучения ораторства.
Большую работу в области невербальной коммуникации провел профессор В.П. Морозов в книге «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация», проанализировав и структурировав большинство трудов по данной теме. Он представил схему-классификацию невербальных средств общения, ввел понятие «эмоциональный слух человека» и многое другое. Также В.П. Морозов отмечал, что формирование невербальных знаков связано с эволюцией и культурой.
Среди теорий происхождения языка значительная их часть рассматривает невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи (Джесперсен; Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989). Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) является также свидетельством эволюционной древности невербальной коммуникации: в онтогенезе невербальная коммуникация предшествует вербальной.[2]
Кажется невероятным, что за всю историю существования невербальной коммуникации, изучать ее начали чуть более 60 лет назад. А общественности стало известно о существовании невербалики только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года.
1.2 Виды невербальной коммуникации и их особенности
Существует много подходов и попыток классифицировать виды невербалики. В приложении А показана схема классификации В.П. Морозова, наиболее близко приближенная к природной сущности невербальной коммуникации, т.е. учитывая ее полисенсорную природу (в восприятии участвует много сенсорных систем: слух, зрение, кожно-тактильное чувство, хеморецепция (обоняние, вкус), терморецепция).
Также невербальную коммуникацию классифицируют по информации, которую она несет: 1) эмоциональная, 2) эстетическая, 3) индивидуально-личностная, 4) биофизическая, 5) социально-групповая, 6) психологическая, 7) пространственная, 8) медицинская, 9) информация о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения.
Самая распространенная классификация осуществляется по средствам передачи информации:
- фонационные
- оптико-кинетические
- знако-символические
- тактильные
- пространственные
Чтобы лучше понять эта средства, следует остановиться на каждых поподробнее.
Фонационные средства включают в себя тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков и заполнения пауз. Все эти средства предоставляют нам информацию об эмоциональном состоянии человека, его происхождении, роде деятельности, и многом другом. Также интонации дополняют вербальную информацию. Однако интонации могут нести в себе абсолютно противоположный, словам, смысл (фраза «Я рад вас видеть!», произнесенная радостным голосом, существенно отличается от этой же фразы, но произнесенной равнодушным или даже «саркастичным» тоном). Даже вздох может подсказать нам о том, что собеседнику скучно. Поэтому важно учитывать фонационные средства при разговоре с собеседником.[3]
Оптико-кинетические средства
К данным средствам относятся мимика, жесты, поза, осанка, походка, взгляд или даже внешние признаки, такие как особенности лица, одежды. Все эти средства являются чуть ли не самыми важными для правильного восприятия и передачи информации. Именно из-за них появилось понятие невербальной коммуникации, «языка жестов».
Примером важности данных средств может служить ситуация, когда несколько человек, говорящих на разных языках, без усилий понимают друг друга при помощи жестов. Однако это, одновременно, один из самых. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.[4]
Взять можно даже типичную позу критической оценки. Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен". Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными.[5]
Мимика тоже имеет важное значение в оптико-кинетических средствах. Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Доказательства утверждению о природной сущности мимики привел немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт, установивший, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Всё это связано с тем, что на нашем лице множество разнообразных мышц, отвечающих на малейшие импульсы, исходящие от подсознания. Не зря на допросах всегда присутствует хорошее освещение — необходимо видеть все сокращения мышц лица, чтобы знать, говорит ли данный человек правду или лжёт. Крайне сложно правдоподобно подделать мимику и невозможно полностью ее контролировать. Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи.