Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека ...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (в приложение Б ).

Стоит отметить, что существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него.[6]

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, – один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом, говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока, говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли.[7]

Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. Говорят, женщина может видеть по глазам всё, что творится в душе мужчины. Это связано с большим развитием правого полушария мозга (отвечающего за эмоции, соответственно и невербалику) у женщин.

Знаково-символичные средства

Предметы, окружающие человека, его почерк, предпочтения в еде или напитках, поступки, любые другие знаки на теле – всё это знаково-символичные средства. Много специалистов уделяет внимание именно к этим средствам невербальной коммуникации. Такие эксперты могут рассказать о жизни человека всё, лишь взглянув на его квартиру или даже некоторые вещи. В практике спецслужб обычно уделяют особое внимание предметам, окружавших преступников. Порой такая мелочь, как фантик, выводит преступника на чистую воду. Известный персонаж зарубежной литературы детектив Шерлок Холмс уделял особое внимание знаково-символичным средствам. Существует также практика составления характера личности по его письменному почерку, называемая графологией.


К тактильным средствам невербальной коммуникации относятся обоняние, осязание, слух, вкус, различные прикосновения. Если с обонянием, вкусом и осязанием всё понятно, то на слухе стоит остановиться, чтобы узнать подробности.

Если с помощью фонационных средств мы передаем информацию, то с помощью слуха мы принимаем ее и анализируем. В.П. Морозов провел немалое количество исследований в этой области. Он ввел такое понятие как эмоциональный слух — способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса (Морозов, 1985, 1988, 1991, 1993, 1994). В музыкальном искусстве ЭС — это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.

В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно-перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр эмоционального слуха расположен в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи (Балонов, Деглин, 1976; Бару, 1977). Способность адекватно определять эмоциональность в голосе индивидуально у каждого человека и, как правило изменяется с возрастом (приложение В). Также, в своих исследованиях, В.П. Морозов обнаружил лучшие показатели эмоционального слуха у людей, связанных с творчеством.

Под пространственными средствами (их также называют средствами проксемики) мы подразумеваем позицию и дистанцию между собеседниками. Средства проксемики выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений. Выделяют четыре вида дистанций, соответствующих отношениям между людьми:

- интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей;

- персональное расстояние от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;

- социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;

- публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями.

Факторы, влияющие на установление проксемической дистанции, различны. В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами старше по возрасту, отдаление «незнакомых», приближение «родственников». При этом жесткость стереотипа культурного поведения ярче выступает у лиц с повышенной тревожностью. На выбор дистанции в общении влияют социальный престиж общающихся, национально-этнические признаки, пол, возраст коммуникантов, характер взаимоотношений партнеров, экстравертированность – интравертированность и другие личностные характеристики. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения». Таким образом, человек всегда сам определяет дистанцию, входящую в «зону комфорта», что задает некий тон беседе.


Говоря о взаимодействии видов невербальной коммуникации, необходимо заметить, что частое использование одних средств невербалики, может заменять другие, либо же вовсе их исключать. Из невербальных знаков (жестов, мимики и т.п.) формируются привычки, условные рефлексы, замещающие остальные невербальные средства передачи информации. Например, интенсивный тактильный контакт сопровождается исчезновением контакта глаз. Чем меньше дистанция общения, тем реже ориентация собеседников «лицом к лицу», тем реже прямой визуальный контакт. Человек, привыкший к частому использованию определенных жестов, для дополнения речи, может столкнуться с непониманием собеседника, в случае невозможности использования привычных жестов.

Глава 2. Невербальное общение – распознавание лжи

2.1 Голосовые признаки обмана

Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми.

Колебание перед началом реплики, особенно при ответе на вопрос, должно вызвать подозрение, так же, как и короткие паузы в речи, если они повторяются. Необходимость обдумывать каждое слово, прежде чем его произнести, - взвешивать альтернативы, подыскивать слова или мысли, проявляется в паузах. При ответах на неожиданные вопросы очень важна реакция человека: если он не владеет истинной информацией, то, как правило, делает паузу, собираясь с мыслями и выбирая наиболее удачный ответ. Такая пауза сама по себе является сигналом удвоить бдительность. Также следует обратить внимание на: слишком быстрые ответы на вопросы, непроизвольное изменение интонации, темпа и тембра речи, появление дрожи в голосе.[8]

Голос, как и мимика человека, имеет взаимосвязь с полушариями мозга, ответственными за эмоции. Когда мы ищем признаки обмана в голосе человека, то мы имеем в виду признаки отрицательных эмоций.

Мы уже упоминали о возникновении пауз и межполушарной асимметрии, помните? Значит, вы также помните, что при обмане паузы между словами становятся продолжительнее или возникают слишком часто. Подозрительно выглядят, когда человек при ответе на вопрос заминается, допускает речевые ошибки.

К речевым ошибкам относятся междометия типа «э-э-э», «ну-у», «хм»; заикания, употребление лишних слогов («я о-очень рас-расстроен»); повторения («я, я, я, я хочу сказать…»).


Вообще, голос говорящего – точный инструмент верификатора. Возникновение голосовых заминок и пауз – верные признаки возможной лжи. Не всегда обманщик продумывает свою линию поведения заранее, не всегда может предвидеть сложный вопрос.

Указать на то, что человек говорит неправду, может также тон голоса. Когда человек возбужден, испытывает гнев или страх, высота тона его голоса возрастает. Грусть, стыд, чувство вины, напротив, понижают высоту тона голоса. Человек может делать вид, что он пребывает в спокойном состоянии, что у него все хорошо, но если при этом тон его голоса понижен, а с лица не сходит фальшивая улыбка, то у человека, на самом деле, проблемы, которые он хочет скрыть.

Голос собеседника может быть также бесстрастным, не выражать никаких эмоций. Это говорит о том, что человек пытается контролировать себя. В каких целях? Может он что-то скрывает от вас и боится ненароком выдать это в разговоре?

Громкость голоса, скорость речи также служат индикаторами эмоций, которые испытывает говорящий. Естественно, что печаль будет сопровождаться медленной и тихой речью, в то время как при страхе или негодовании голос будет звучать быстро и громко.

Вы без особого труда сможете заметить все эмоциональные изменения в голосе собеседника, так как их нелегко замаскировать. Есть очень большой процент вероятности утечки информации, если во время лжи собеседник пытается скрыть свои истинные чувства.

Но ни в коем случае не спешите обвинять человека во лжи на основании проявленных эмоций в его голосе! Вполне возможно, что человек невиновен, а запинки в быстрой речи и повышенный тон голоса – следствие эмоционального возбуждения от боязни, что ему не поверят и несправедливо обвинят.

Помните, основное правило гласит, что нет универсальных признаков обмана! Однако по отдельности или в сочетании друг с другом они позволят понять, врет ли вам человек или нет.[9]

Конечно, здорово было бы, если бы прочтение этой книги гарантировало вам стопроцентную гарантию возможности распознавания лжи. Но, увы, такую книгу вряд ли напишут. Даже машины, которые созданы для определения лжи по голосу, не дают абсолютную гарантию, в отличие от продавцов этих машин. Предприимчивыми производителями детекторов лжи было заявлено, что их машины могут безошибочно определять наличие обмана по голосу. Когда же был проведен ряд научных экспериментов специалистами по различным методикам определения обмана, то обнаружилось, что детекторы лжи «угадывают» ложь лишь в половине случаев. Но обещанная потенциальным покупателям возможность верифицирования лжи со стопроцентной гарантией – очень заманчивая штука. По крайней мере, объемы продаж детекторов лжи не падаю.


2.2 Основные признаки обмана по мимике

Признаки, которые позволяют предположить, что данное выражении лица притворно:

1. Ассиметрия. На обеих сторонах лица выражаются одни и те же чувства, но на одной стороне сильнее, чем на другой. Имеется ввиду синхронность работы лицевых мускулов. Рассогласование - верная примета, что человек, на самом деле, не переживает чувство, а лишь демонстрирует его. Большинство из нас не отдает себе отчета в значении невербалики, привычно думая, что большую часть информации мы получаем благодаря словесно-знаковой системе – языку. Во многом это связано с традициями западной культуры, в значительной степени основанной на поклонении логике, логическом мышлении и сознании, выражать которое адекватно может только дискретная (лингвистическая) модель, а не образы, например. В восточных культурах картина иная. В. Налимов, автор «Спонтанности сознания» проанализировал в этой связи иную модель познания мира – неязыковую, основанную, в частности, на философии дзена, позволяющей пережить глубокое восприятие мира и себя в нем без помощи приемов языка и формальной логики, уйти от слов к смыслу. Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам. Мы часто ссылаемся на интуицию, говорим о «шестом чувстве», благодаря которому, например, замечаем неискренность собеседника. На самом деле – это просто внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным деталям, умение читать несловесные сигналы и отмечать их несовпадение с тем, что говорится «неконгруэнтность» коммуникативных приемов. Собственно, еще древние сознавали это, о чем говорит само происхождение слова: латинское intueri означает просто «внимательно смотреть». Именно поэтому, а не из простой жестокости допрашиваемого в полиции сажают на стул на открытом и ярко освещенном пространстве – так от внимательного следователя не ускользнет ни одна деталь его поведения.[10] На этом же принципе основан широко известный «Детектор лжи», отмечающий благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом различает и анализирует глаз. Давно отмечено, во время избирательных компаний женщины очень редко руководствуются в своем выборе преимуществами программы того или иного кандидата, тем более, что все программы в этот период весьма похожи одна на другую. Их выбор определяют такие неполитические и трудно формализуемые вещи как «симпатия» и «обаяние», то, как кандидат говорит, держится, улыбается и т. д. И часто этот выбор оказывается верным. Одновременно женщины, как правило, лучше справляются с работой специалистов по связи с общественностью, гибче ведут переговоры. Причина этих двух явлений одна – их «интуиция» развита сильнее, чем у мужчин, и особенность эта выработана всеми предшествующими поколениями. Первые месяцы жизни ребенка женщины могут общаться с ними только невербально, учась расшифровывать их бессловесный язык. Вспомните фильмы Чаплина – гения невербальной коммуникации, для которого в эпоху немого кино не существовало другой возможности передачи нюансов человеческих отношений. Попробуйте при случае захватывающую светскую игру в бессловесную вечеринку, где гости мообщаться друг с другом как угодно, но только не при помощи слов – дотрагиваться,гримасничать, жестикулировать, но не говорить – она может оказаться очень интересным уроком по невербалике. Примерно такой тренинг проходят актеры в рабочей маске мима. Маска эта закрывает лицо, как бы стирая его, заставляя обходиться не только без слов, но и без мимики, выражая все чувства и мысли средствами одой пантомимики – языка жестов и поз. Одна из первых попыток составления пособия по трактовке невербальных сигналов принадлежит Аллану Пизу, автору мирового бестселлера «язык жестов». Вообще, словарь поз и жестов - вещь довольно бессмысленная, и трудно найти профессионального коммуникатора, который бы обращался к Пизу, но главной цели он достиг - ему удалось привлечь внимание людей к языку жестов, показать их значение в коммуникациях. А. Пиз, впрочем, сам отметил основную опасность увлечения однозначными трактовками жестов: «говорит» только их последовательность, все жесты в совокупности, да еще и в параллели с мимикой и речью. Выхваченные из контекста, из всего рисунка общения, один - дваневербальных сигнала могут только сбить с толку. Если человек отставил ногу, это может говорить не о его настроении, а только о том, что у него затекла нога, если же он повернулся к вам боком, это совсем необязательно означает, что вы ему неинтересны, может быть, он просто плохо слышит. При соблюдении этого условия, внимание к жестам действительно может о многом сказать. Существуют позы и жесты, подчеркивающие сомнение и согласие, скуку и заинтересованность, доброжелательность и враждебность. Походка человека может дать информацию о его настроении, рукопожатие может быть властным или покорным, скрещенные руки скорее всего будут говорить о закрытости, скепсисе, и несогласии, открытые ладони – об искренности и доброжелательности. Умело используя механизм невербалики, можно значительно облегчить процесс коммуникации. Подавая руку ладонью вверх, вы как бы заранее отдаете инициативу собеседнику, накрывая своей ладонью его руку, еще до начала встречи, заявляете свои претензии на лидерство. Раскройте скрещенные на груди руки, и вы сами почувствуете большую открытость, и вызовите большое доверие собеседника, который, вероятнее всего, не замедлит скопировать ваши действия, также приняв более открытую позу, бессознательно «отзеркалив» вашу. Отзеркаливание, копирование поз собеседника, будь оно осознанным или нет, вообще характерно для людей, действительно находящимися в контакте друг с другом. Оно осуществляет функцию подстройки к состоянию собеседника, позволяет почувствовать его настроение, на самом деле – «влезть в его шкуру» или «встать на его место». «Свет мой зеркальце, скажи», - ворковала сказочная героиня, безумно влюбленная в себя и потому считавшая зеркало наиболее приятным собеседником. По сравнению с головой профессора Доуэля нам сильно повезло – у нас есть тело. И наши возможности для общения несравненно богаче, хотя мы и редко пользуемся ими сознательно. В то же время иногда использование буквально одного жеста может стать оружием.[11] Сюжет некоего давно мною прочитанного фантастического рассказа был построен целиком на одном жесте: там в далеком будущем ловили хорошо замаскировавшегося шпиона из нашего времени, и выследили его, заметив одну маленькую деталь: привыкнув в двадцатом веке носить брюки из легко сминающейся ткани, он, садясь, машинально чуть-чуть подергивал брюки на коленях, как это сегодня делает большинство мужчин. А царь Соломон, по известной легенде, жестоко насмеялся над красавицей царицей Савской, заставив ее внезапно войти в комнату, где под прозрачным полом была налита вода. Царица, как и все женщины, входящие в воду, автоматически подобрала платье, явив миру свои некрасивые кривые ноги. Отнюдь не все жесты универсальны, один и тот же жест в разных культурах может быть истолкован по-разному. Мы в знак согласия киваем головой, не соглашаясь – качаем ею из стороны в сторону, что не мешает некоторым народам поступать в этих ситуациях противоположным образом.