Файл: «Авторское право» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной характерной чертой наследования авторских прав считается то, что авторские права передаются к наследникам в бездолевом порядке равно как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Данное означает, что управлять перешедшими по наследству авторскими правами преемники обязаны совместно и по обоюдному согласию, а в случае спора - согласно решению суда.

Авторы производных произведений. Под производными произведениями понимаются в соответствии с пунктом 3 статьи 7 "Закона об авторском праве" переработки произведений науки, литературы и искусства. К ним относятся переводы, рефераты, резюме, обработки, обзоры, аннотации и другие.

Перевод - это переложение письменного либо устного произведения на язык, отличный от оригинала. Перевод обязан передавать произведение в четком соответствии с его содержанием и жанрово-стилистической особенностью, нередко с соблюдением размера строфического звучания. Творческий аспект переводчиков гарантирует им признание авторского права. При этом права создателя переводимого произведения никак не могут быть ущемлены. Переводчику необходимо соответствующее разрешение. А право на перевод считается одним из авторских прав.

Аннотация считается необходимым атрибутом аппарата издания. В ней коротко характеризуется содержание произведения, его назначение. Цель автора аннотации заключается в том, чтобы в пределах узкого объема обозначить цель, которой предназначается его произведение.

Резюме — это сокращенное описание того или иного произведения.

Обработка - представляет под собой источник произведения, которое формируется на основе оригинала посредством его преобразования в соответствии с творческой задачей. Таким образом, на основе драматического произведения знаменитого автора киносценарист создает новое произведение, адаптированное к сценическому чтению. При этом он обязательно показывает имя создателя и название оригинального произведения в титульном листе перед заглавием. Имя обработчика указывается в сведениях о ответственности.

Аннотация считается необходимым атрибутом аппарата издания. В ней коротко характеризуется содержание произведения, его назначение. Цель автора аннотации заключается в том, чтобы в пределах узкого объема обозначить цель, которой предназначается его произведение.

Обзор является информативной публикацией, включающее анализ и обобщение тех или иных источников, осмысленных тематически в контексте исторического развития и заслуг разработчиков этих источников - авторов творений.


К количеству субъектов авторского права относятся также компании, управляющие имущественными правами авторов на общественной основе. Подобного рода организации имеют все шансы создаваться напрямую обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения данных прав в случаях, когда их фактическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение посредством записи и другие). Коллективное управление авторскими правами - новация для отечественного авторского права юридическое явление. Прежде функционировавшее законодательство никак не подразумевало создания аналогичных учреждений. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их применение выполнялись Всесоюзным агентством согласно авторским правам, а в дальнейшем - Российским агентством интеллектуальной собственности.

Указом Президента Российской Федерации «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» с 07 октября 1993 г. Российское агентство интеллектуальной собственности было упразднено и одобрено формирование авторами, имевшими договоры с агентством, Российского авторского общества (РАО). Российское авторское общество стадо правопреемником РАИС в отношении собственности и финансовых средств, а кроме того (с согласия сторон) - по абсолютно всем ранее заключенным соглашениям. Это существовало вполне правомерным шагом.

Наряду с РАО в Российской Федерации и её отдельных регионах функционируют и другие компании, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Разрешается формирование или отдельных учреждений по разным правам и разным категориям владельцев прав, или учреждений, управляющих различными правами в интересах различных категорий обладателей прав, или одной организации, в то же время распоряжающейся авторскими и смежными правами.

Зарубежный опыт демонстрирует, то что обычно в государстве функционирует несколько довольно больших учреждений подобного рода, область работы которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

1.2. Объекты авторского права

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняется как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме (см. Приложение 2).


В юридической литературе предложено немало научных определении произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В.И. Серебровским: «Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим важно всегда различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей, и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранялась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.

Однако не всякое произведение как результата мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи, с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.


Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы авторов не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен, воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж и др.). Именно словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Иными словами, само наличие у произведений объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, так она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что, то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься людьми.

Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволить воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем.


В юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция не получила поддержки ни в юридической науке, ни в законодательстве. Более того, ст. 8 Закона об авторском праве прямо подчеркивал, что авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства, которые невысоки.

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего, заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный, ориентировочный характер. Его значение состоит в том, чтобы указать в относительно упорядоченном виде наиболее распространенные виды охраняемых произведений, оказать, в каких формах чаще, других могут выражаться творческие произведения, и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.

Однако нужно учитывать, что даже если тот или иной результат творческой деятельности не подпадает ни под один из перечисленных в законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закону условиям, он признается произведением и пользуется такой же охраной, как и прямо названные в законе объекты авторского права.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведение в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.