Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Теоретические аспекты управления финансами).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты управления финансами
1.1.Необходимость финансов и их функции
1.2. Формы и методы управления государственными финансами
2.Анализ управления финансами государства (на примере деятельности Федерального казначейства России)
2.1. Функции и задачи Федерального казначейства России
2.2.Анализ результатов деятельности Федерального казначейства России в процессе управления финансами
За счет данных расходов осуществляются расходы в области строительства и содержания дорог, транспортного обслуживания, связи, поддержки предприятий сельского хозяйства и др.
Значительны в структуре федерального бюджета расходы на национальную безопасность. В 2015 г. данные расходы составляли 12,6% в структуре расходов, и снизились в 2017 г. до 11,7%. За счет данных расходов осуществляется финансирование организаций правоохранительной системы, учреждений исполнения наказаний, программы по безопасности[28].
Структура расходов представлена на рис.4.
Рисунок 4 - Структура расходов федерального бюджета в 2015-2017 гг.
Источник: Рисунок составлен по источнику [28]
Как видно из рисунка, расходы по данным разделам (общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность, социальная политика и национальная экономика) составляют более 60% расходов федерального бюджета.
Из сравнения структуры расходов можно сделать следующие выводы.
Структура расходов по основным группам является достаточно стабильной и демонстрирует установившиеся приоритеты при распределении бюджетных средств. Более половины всех расходов федерального бюджета направляются на поддержку экономики, народное хозяйство, социальную политику. Этим осуществляется поддержка экономической и социальной функции страны. Органы Федерального казначейства играют в этом процессе одну из ведущих ролей[1,С.55].
Посредством расходов на социальные статьи не только смягчается дифференциация социальных групп, которая неизбежно возникает в рыночной экономике, но и обеспечивается хозяйство страны высококвалифицированными трудовыми ресурсами.
За исключением расходов на национальную оборону, которые показывают значительное изменение в структуре, остальные расходы изменяются в структуре незначительно. Динамика расходов федерального бюджета за 2015-2017 гг. показана в приложении 3. Всего расходы федерального бюджета возросли на 804,7 млрд. руб. или 5,2%.
Рост расходов на национальную оборону происходил в период 2015-2016 гг. и составлял 18,7% или 583,9 млрд. руб. Рост затрат по данному разделу вызван во многом тем, что сейчас государство нацелено на импортозамещение военной продукции, в связи с чем необходимо выделение дополнительных средств на развитие соответствующих производств. В 2017 году произошло снижение данных расходов.
Рост расходов на социальную политику составил 17% или 726,7 млрд. руб. Увеличение затрат на проведение социальной политики преимущественно связано с реализацией федеральной целевой программы «Социально – экономическое развитие республики Крым и г. Севастополь до 2020 г.».
Кроме того, дополнительные средства выделены на льготы инвалидам, а также российским семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что при формировании расходов федерального бюджета основными приоритетами оставались: индексация всех социальных выплат, в том числе пенсий, в − соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безусловного и своевременного выполнения всех− социальных обязательств государства на федеральном уровне; реализация «майских» указов Президента РФ о повышении − заработной платы для отдельных категорий бюджетного сектора[28].
Рост расходов на обслуживание государственного долга составил 272,3 млрд. руб. или 52,5%. На сегодняшний день, общий объем национального долга превысил 2 трлн. рублей, то есть увеличился кратно за последнее десятилетие. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации ежегодно возрастают. Это связано с ростом курса доллара США к рублю, а также с необходимостью финансирования дефицита федерального бюджета, что является наиболее тяжёлой финансовой проблемой в современной России. В 2015 году бюджет Российской Федерации исполнен с дефицитом в сумме 689,8 млрд. руб. или 1,0% к объему ВВП за 2015 год. В 2016 дефицит достиг 1511,6 мрлд. руб. (1,8% к объёму ВВП).
По остальным расходам произошло снижение.
Значительно снизились расходы на жилищно- коммунальное хозяйство – на 25,1 млрд. руб. или 17,4%. Снизились расходы на здравоохранение 76,0 млрд. руб. или 14,7%, расходы на культуру и образование практически не показали роста. На федеральный бюджет приходится только около четверти всех расходов на здравоохранение и образование. Большая же часть расходов на эти социальные статьи идет из местных бюджетов. Расходы консолидированного бюджета на эти цели в 2015- 2017 гг. показывали рост.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики правительства РФ. Немаловажная роль в реализации данной задачи принадлежит федеральному казначейству.
Для расширения потенциала сбалансированного развития страны, создания для каждого россиянина комфортной среды проживания в современных условиях государственные органы должны быть нацелены на повышение эффективности бюджетной политики государства. Меры в этой области, прежде всего, должны опираться на оптимизацию государственных расходов, на ужесточение финансового контроля над целевым характером использования бюджетных средств, а также на повышение транспарентности системы государственных закупок.
В реализации данной функции Федеральное казначейство также играет немаловажную роль [17]. В 2017 году Федеральным казначейством в рамках полномочий по развитию единой информационной системы в сфере закупок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13.04.2017 № 442 осуществлены доработки функциональных возможностей единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) и смежных информационных систем[14,С.18]. Статистические сведения ЕИС по состоянию на 01.01.2018 года представлены на рис. 5.
Рисунок 5– Количество заключенных контрактов с помощью ЕИС в 2015-2017 гг., млн.ед.
Источник: Рисунок составлен по источнику [28]
Из рисунка следует, что из года в год количество заключенных контрактов с помощью системы ЕИС, обслуживаемой Федеральным казначейством, растет. С 2015 по 2017 год количество контрактов возросло на 1,0 млн. единиц.
Органами федерального казначейства проводится работа по систематизации и анализа ранее выявленных нарушений, формирования и доведения до участников бюджетного процесса обзоров нарушений, выявленных Федеральным казначейством при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере [24,С.195]. Реализация функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральным казначейством в течение 2015-2017 гг. в целом характеризуется следующими показателями, представленными в таблице 2.
Таблица 2- Показатели реализации контрольной функции Федерального казначейства за 2015-2017 гг.
Наименование показателя |
Значение за 2015 год |
Значение за 2016 год |
Значение за 2017 год |
Откл. от 2015 г. |
% |
---|---|---|---|---|---|
Количество проведенных контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере |
10249 |
5014 |
8 250 |
-1999 |
80,5 |
Объем проверенных средств (млрд. руб.) |
9665,9 |
5040,9 |
4 126,3 |
-5539,6 |
42,7 |
Выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере (млрд. руб.) |
2551,0 |
890,2 |
735,9 |
-1815,1 |
28,8 |
Направленно представлений и предписаний по результатам контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере |
5487 |
2418 |
4 572 |
-915,0 |
83,3 |
Направлено в Минфин России уведомлений о применении бюджетных мер принуждения |
249 |
56 |
305 |
56,0 |
122,5 |
Источник: Источник: Таблица составлена по источнику [28]
Из таблицы следует, что количество проведенных мероприятий сократилось на 1999 или 19,5%. Объем проверенных средств также уменьшился на 5539,6 млрд. руб. или 57,3%. Соответственно, снизился и объем выявленных нарушений. Снижение составило 1815,1млрд. руб. или 71,2%.
В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 9 декабря 2013 г. № 285 “Об утверждении Порядка организации работы территориального органа Федерального казначейства при предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)” органы Федерального казначейства имеют право предоставлять бюджетный кредит на пополнение средств бюджетов [19,С.88].
Общий объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, представлен на рисунке 6 и составил в 2015 г. 916,8 млрд. руб., в 2016 году 848,3 млрд. рублей, в 2017 году – 838,9 млрд. рублей.
Рисунок 6 - Общий объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям органами Федерального казначейства
Источник: Рисунок составлен по источнику [28]
Всего в 2017 году выдано 278 бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, что
на 5,4 % меньше 2016 года.
Благодаря реализации этой функции государственные органы и органы местного самоуправления могут избежать кассовых разрывов в бюджетах[21,С.181].
Таким образом, анализ показал, что Федеральное казначейство играет значительную роль в управлении финансами государства. Посредством федерального казначейства осуществляется поступление доходов на единые счета бюджетов, осуществляются расходы (федеральный бюджет и другие бюджеты бюджетной системы имеют возможность реализовывать свои экономические и социальные функции), осуществляется санкционирование и контроль бюджетных средств, реализуются полномочия в системе закупок.
Но, следует отметить, что изменения, происходящие в совершенствовании казначейской системы обслуживания бюджетов, требуют проведения новых преобразований казначейской технологии управления финансовыми средствами.
3. Инструменты и механизмы совершенствования деятельности органов Федерального казначейства, как органа управления финансами государства
С целью реализации преобразований казначейской технологии управления финансовыми средствами разработана Стратегическая карта развития Федерального казначейства на период до 2020 г., которая определяет важнейшие стратегические цели для повышения эффективности использования средств бюджетов разных уровней и для действенного контроля за сохранностью бюджетных средств[15,С.4].
Основными направлениями в соответствии со стратегической картой являются (рис.7):
Рисунок 7 – Направления совершенствования деятельности Федерального казначейства России
Источник: Рисунок составлен по источнику [25, С.137]
Остановимся на каждом направлении подробнее.
1.Повышение эффективности процессов управления финансовыми ресурсами РФ. Данное мероприятие реализуется посредством следующих инструментов:
а) совершенствовании механизма размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах;
б) обеспечение предоставления Федеральным казначейством бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
в) обеспечение осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО или размещения временно свободных остатков средств федерального бюджета с использованием сделок РЕПО с кредитными организациями (с обязательством обратного выкупа)[18,С.1133].
2. Реформирование системы бюджетных платежей
Важным направлением реформирования системы бюджетных платежей является минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления, которая возможна при полноценном обеспечении альтернативными наличным денежным платежам способами осуществления расчетов организаций, лицевые счета которым открыты в ТОФК, в том числе с использованием платежных карт
Отдельным направлением развития системы бюджетных платежей является создание платежно-информационных сервисов Федерального казначейства.
Перевод процесса взаимодействия Федерального казначейства
и его клиентов в электронный вид, а также обеспечение клиентов наличными средствами с использованием банковских карт позволит снять вопрос о необходимости географической близости ТОФК к клиентам, обеспечив одинаковый уровень качества сервисов на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время для учета доходов внедрена программа ГИС ГМП (государственная информационная система государственных и муниципальных платежей). Это перечень доходных источников, систематизирующий информацию о нормативных актах, администраторах, правилах распределения, тарифах и платежных реквизитах, определяющих доходы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.