Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Теоретические аспекты управления финансами).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты управления финансами
1.1.Необходимость финансов и их функции
1.2. Формы и методы управления государственными финансами
2.Анализ управления финансами государства (на примере деятельности Федерального казначейства России)
2.1. Функции и задачи Федерального казначейства России
2.2.Анализ результатов деятельности Федерального казначейства России в процессе управления финансами
Должна произойти централизация всех открытых сегодня Казначейству счетов (50 тысяч) и создан единый казначейский счет. Для того чтобы реализовать этот проект в установленные сроки, необходимо серьезное правовое регулирование, в том числе принятие в 2017 году поправок в Бюджетный кодекс.
3. Развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Инструментами реализации данных мер служит созданная в соответствии с мировыми стандартами система управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также единый портал budget.gov.ru, посредством которого происходит обеспечение заинтересованных лиц необходимыми сведениями о бюджетах бюджетной системы РФ[4,С.4].
4. Участие Федерального казначейства в контрактной системе
Мероприятия стратегических целей в области контрактной системы заключаются:
− в повышении качества контроля информации об объемах финансового обеспечения в планах закупок, утвержденных и доведенных заказчику на официальном сайте;
− в реализации механизма санкционирования оплаты по государственным контрактам при условии их включения в Реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Учитывая многообразие бизнес-процессов, чувствительность отраслей и масштаб пользователей, которых затрагивает работа в ЕИС необходимо:
- усовершенствовать качество управления ЕИС;
- наладить прямое взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в случае формирования в отраслевых правовых актах новых задач для ЕИС;
- дебюрократизировать бизнес- процессы для государственных заказчиков, упростить их работу в ЕИС, сделать процесс закупок от планирования до контрактации подчиненным единым шаблонам и интерфейсам;
- сформировать удобный АРМ для заказчика, где все процессы по закупкам в одном месте.
- создать условия для электронного обмена документами между заказчиками и поставщиками для заключения контрактов и подписания актов выполненных работ в электронной форме[10,С.266].
Большая часть из вышеперечисленных задач требует внесения изменений в законодательство о закупках.
При этом специалисты территориальных управлений должны понимать, как работает эта система, с какими проблемами сталкиваются клиенты при размещении документов и оказывать им необходимую помощь.
5. Реализация контрольной функции. Необходимо максимально использовать все достижения, полученные в практической деятельности органов Федерального казначейства при санкционировании всех форм бюджетных расходов, а именно бюджетных ассигнований, субсидий, субвенций, дотаций, бюджетных кредитов, целевых программ, государственных и муниципальных закупок[24,С.195].
Для решения всех поставленных задач необходима развитая информационно-техническая инфраструктура. Уже происходит централизация казначейских информационных сервисов и миграции данных в единой облачной инфраструктуре Федерального казначейства на центрах обработки данных Минфина России. В 2018 году этом году работа по централизации сервисов продолжится, а к 2020 году миграция данных в ЦОД должна быть завершена.
Это позволит создать условия для единых бизнес-процессов, оптимизировать расходы на содержание инженерной инфраструктуры и сопровождение программного обеспечения.
Заключение
Государственные финансы представляют собой: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, бюджеты регионов и региональные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Формами управления финансами являются: финансовое планирование, финансовое программирование, финансовое регулирование, финансовое прогнозирование, оперативное управление, контроль.
Функции управления государственными финансами осуществляют уполномоченные на то органы: Министерство финансов и финансовые органы регионов, Счетная Палата РФ и региональные контрольно- счетные органы, органы Федерального казначейства, Федеральная налоговая служба.
Более подробно деятельность органов управления финансами рассмотрена во второй главе работы на примере Федерального казначейства России.
В работе проведен анализ основных результатов деятельности федерального казначейства. Анализ показал, что Федеральное казначейство играет значительную роль в управлении финансами государства. Посредством федерального казначейства осуществляется поступление доходов на единые счета бюджетов, осуществляются расходы (федеральный бюджет и другие бюджеты бюджетной системы имеют возможность реализовывать свои экономические и социальные функции), осуществляется санкционирование и контроль бюджетных средств, реализуются полномочия в системе закупок.
Но, следует отметить, что изменения, происходящие в совершенствовании казначейской системы обслуживания бюджетов, требуют проведения новых преобразований казначейской технологии управления финансовыми средствами.
Анализ показал, что Федеральное казначейство играет значительную роль в управлении финансами государства. Посредством федерального казначейства осуществляется поступление доходов на единые счета бюджетов, осуществляются расходы (федеральный бюджет и другие бюджеты бюджетной системы имеют возможность реализовывать свои экономические и социальные функции), осуществляется санкционирование и контроль бюджетных средств, реализуются полномочия в системе закупок.
Но, следует отметить, что изменения, происходящие в совершенствовании казначейской системы обслуживания бюджетов, требуют проведения новых преобразований казначейской технологии управления финансовыми средствами.
Приоритетными направлениями в деятельности Федерального казначейства России должны стать:
1. Усиление контроля бюджетных средств. При этом сами инструменты контроля должны минимизировать риски возникновения повторяющихся бюджетных нарушений.
2. Расширение практики сопровождение государственных контрактов и договоров, что снижает риск нецелевого использования бюджетных средств.
3.Развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Кроме того, необходимо и далее использовать практику по предоставлению бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). Казначейский кредит должен выступать как дополнительный инструмент финансовой устойчивости бюджетов.
Все указанные меры позволят повысить эффективность казначейского исполнения федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы и обеспечить надлежащее, полное и своевременное финансирование всех расходных обязательств бюджетов.
Список использованных источников и литературы
- Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.:Финансы и статистика, 2015. – 633 с.: ил.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- М.: Юнити, 2014.- 247 с
- Бирман А. М.; Финансы в системе стоимостных категорий; журнал Вопросы экономики. 1997 г. №10
- Бондарева М.Л. Программа «Электронный бюджет» как инструмент управления финансами /Бондарева М.Л. //Вестник Воронежского института экономики и социального управления.2016.№4.С.4-5
- Бурцева А. Г. Роль органов Федерального казначейства в повышении качества управления расходными обязательствами публично-правовых образований /Бурцева А.Г. // Финансовые исследования. -2015. -№ 2 (47). -С. 82-88.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. Федер. закона от 03 августа 2018 г. № 328 ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.03.2018 г.
- Бюджет и бюджетная система: учебник: Афанасьев М.П./ под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М., Юрайт, 2015
- Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. Г.И. Золотаревой. – КНОРУС, 2014. – 232 с.
- Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Александров И.М., Субботина О.В. 4-е изд. - М.: 2010 - 448с
- Горбунцов М.А. Отдельные мероприятия, реализуемые казначейством России в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств /Горбунцов М.А. // Экономика и предпринимательство. -2016.-№1-1 (66-1).-С.266-269
- Емельяненко А. В. Управление ликвидностью Единого казначейского счета – кассовое планирование /Емельяненко А.В.// Бюджет. – 2014. – № 2
- Епифанова В.И. Деятельность федерального казначейства как фактор развития /Епифанова В.И.// Политика, экономика, инновации. -2017. -№2 (12).С.3
- Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов . – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
- Костина В.М. Роль органов Федерального казначейства в сфере закупок /Костина В.М.//Экономика Алтайского края. -2017.-№1 (39)
- Нестеренко Т.Г. Развитие системы казначейства России и ее задачи на современном этапе/Нестеренко Т.Г// Финансы. -2014. -№ 8. -с. 4-8.
Постановление Правительства от 01.12.2004 г. №703 (ред. от 15.03.2017 г.) «О федеральном казначействе» // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.03.2018 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.03.2018 г.
- Потапов С. В., Вельмакина Е. В. Федеральное казначейство как участник платежной системы Банка России («казначейство-банк») /Попов С.В.// Экономика и социум. -2014. -№ 2-3 (11). -С. 1133-1137.
- Прокофьев С.Е., Сергиенко Н.С. Управление ликвидностью единого счета бюджета: региональный опыт /Прокофьев С.Е.// Экономика и предпринимательство. -2016. №1. Ч. 1. 7.
- Сафонова А.Г. Финансовый контроль в федеральном казначействе: проблемы и пути совершенствования/Сафонова А.Г.// В сборнике: Стратегии развития современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. -2017. -С. 135-143.
- Сергиенко Н.С. Бюджетное кредитование публично- правовых образований Федеральным казначейством /Сергиенко Н.С.// В сборнике Российская экономика, взгляд в будущее. 2016.С.181-187
Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Справочная правовая система «Консультант плюс» по состоянию на 01.03.2018 г.
- Федорова А.Ю. Дорожкина Н.И. Повышение эффективности и результативности деятельности органов федерального казначейства/Федорова А.Ю.// В сборнике: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России Тамбов, 2015. С. 177-180.
- Федорова А.Ю., Степичева О.А. Казначейский контроль: проблемы и перспективы развития/Федорова А.Ю.// Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – №10 (32). – С. 195–205.
- Федорова А.Ю., Дорожкина Н.И., Черкашнев Р.Ю. Организация процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейскими органами /Федорова А.Ю. // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 137-142
- Финансы / B.M. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. B.M. Родионовой М.: Финансы и статистика,2010. С. 19, 20
- Цоков К.В., Куртаев А.Ю. Уровни финансового контроля. Государственный финансовый контроль /Цоков К.В.// В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях.-2017-С.121-125
- http://roskazna.ru- Официальный сайт Федерального казначейства РФ
Приложение 1
Место Казначейства России в бюджетной системе Российской Федерации
Государственная Дума
Совет Федерации
Правительство РФ
Минфин России
Казначейство России
Счетная палата РФ
Федеральная таможенная служба
Органы государственной власти субъектов РФ (финансовые органы)
Налогоплательщики
Банк России
Бюджетополучатели, в том числе распорядители бюджетных средств различных уровней
Федеральная налоговая служба
Внебюджетные фонды
Президент РФ
Источник: [13, с.55]
Приложение 2
Анализ функциональной структуры расходов федерального бюджета за 2015-2017 гг.
Направления расходов |
2015, млрд. руб. |
% |
2016, млрд. руб. |
% |
2017, млрд. руб. |
% |
Общегосударственные вопросы |
1117,6 |
7,2 |
1095,6 |
6,7 |
1167,0 |
7,1 |
Национальная оборона |
3181,4 |
20,4 |
3775,3 |
23,0 |
2853,0 |
17,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1965,6 |
12,6 |
1898,7 |
11,6 |
1918,0 |
11,7 |
Национальная экономика |
2324,2 |
14,9 |
2302,1 |
14,0 |
2460,0 |
15,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
144,1 |
0,9 |
72,2 |
0,4 |
119,0 |
0,7 |
Охрана окружающей среды |
49,7 |
0,3 |
63,1 |
0,4 |
92,0 |
0,6 |
Образование |
610,5 |
3,9 |
597,8 |
3,6 |
615,0 |
3,7 |
Культура, кинематография |
90 |
0,6 |
87,3 |
0,5 |
90,0 |
0,5 |
Здравоохранение |
516 |
3,3 |
506,3 |
3,1 |
44,0 |
2,7 |
Социальная политика |
4265,3 |
27,3 |
4588,5 |
28,0 |
4992,0 |
30,4 |
Физическая культура и спорт |
73 |
0,5 |
59,5 |
0,4 |
96,0 |
0,6 |
Средства массовой информации |
82,2 |
0,5 |
76,7 |
0,5 |
83,0 |
0,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
518,7 |
3,3 |
621,3 |
3,8 |
791,0 |
4,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
682 |
4,4 |
672 |
4,1 |
709 |
4,3 |
Расходы итого |
15620,3 |
100,0 |
16416,4 |
100,0 |
16426,0 |
100 |