Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Теоретические аспекты управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций. Аккумуляция средств в государственном бюджете позволяет осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, на решение жилищных проблем.

Обеспечение стабильности финансовой системы страны особенно важно сейчас, когда экономика России динамично интегрируется в мировую. Финансовая стабильность является основой для решения масштабных задач, стоящих перед страной. В этих условиях целью финансовой политики государства должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране.

Финансовая деятельность государства реализуется посредством выполнения функций уполномоченными на то органами, перед которыми на данном этапе стоит задача более активного использования резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики, в осуществлении действенного финансового контроля. Одним из таких органов является Федеральное казначейство России.

Все вышеизложенное обусловило актуальность данной работы.

Цель работы – показать роль Федерального Казначейства в управлении государственными финансами.

Для достижения цели необходимо осуществить ряд задач:

- рассмотреть необходимость финансов и охарактеризовать их функции;

- дать понятие формам и методам управления государственными финансами;

- провести анализ управления финансами государства на примере деятельности Федерального казначейства России за 2015-2017 гг.

- обосновать инструменты и механизмы совершенствования деятельности органов Федерального казначейства, как органа управления финансами государства.

Предметом данной работы является проведение анализа деятельности Федерального казначейства России как органа управления финансами.

Объектом исследования является деятельность в сфере управления финансами.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрена необходимость финансов и охарактеризованы их функции, дано понятие форм и методов управления государственными финансами.


Во второй главе проведен анализ управления финансами государства на примере деятельности Федерального казначейства России за 2015-2017 гг. В третьей главе обоснованы инструменты и механизмы совершенствования деятельности органов Федерального казначейства, как органа управления финансами государства.

В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.

Теоретической и методологической основой исследования являются Законы и Законодательные акты РФ: Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, федеральные и региональные законы, касающиеся финансов и другие нормативные и правовые документы, относящиеся к сфере исследования, учебники, статьи в периодических изданиях на рассматриваемую тему.

В процессе исследования использовались системный поход, методы научного обобщения, системный анализ.

1.Теоретические аспекты управления финансами

1.1.Необходимость финансов и их функции

В переходный для России переход с административно-планового хозяйства к рыночным отношениям теоретическими проблемами в сфере финансов посвящают свои труды В.М.Родионова, Л.А.Дробозина, И.М.Александров, поэтому в своем исследовании мы обратимся, в основном, к трудам этих авторов. Правовая и экономическая литература дает трактовку понятия «финансы» в двух аспектах:

- как совокупность экономических отношений, которые могут возникнуть при создании, распределении, и использовании конкретных фондов денеж­ных средств, в которых нуждается государство и местное самоуправление, чтобы выполнять свои задачи и функции;

- как совокупность фондов денежных средств, предназначенных для осуществления функций и задач государст­вом и местным самоуправлением[2, с. 150].

Суть основного вопроса в понятии сущности финансов заключается в определении необходимости финансов в принципе. Такие ученые как А.Вознесенский и А.М.Бирман считали, именно государство является самым важным условием появления и функционирования финансов [3,С.5]. Этой же точки зрения придерживаются практически все экономисты, но, не обосновывая ее, а признавая как аксиому. При более глубоком рассмотрении сущности понятия категории финансы считаем такой подход слишком упрощенным.


Об этом факте рассуждает профессор В.М.Родионова, поясняющая в своих работах явную недостаточность существования государства для наличия финансов. Она считает деньги необходимым условием существования финансов[26, с.21]. Причиной же, порождающей возникновение финансов, В.М.Родионова считает наличие денег и потребности хозяйствующих субъектов и государства в ресурсах, необходимых для их нормального функционирования. Общественное воспроизводство также является неотъемлемым фактором, объясняющим существования финансов..

Можно сказать, что все ведущие экономисты понимают необходимость существования финансов и оценивают их значимость в исполнении государством своих функций.

Функции финансов ведущие экономисты трактуют по –разному, тоесть вопрос является достаточно спорным. Некоторыми ведущими финансистами, такими как, например, A.M. Бирман, обоснованы три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительная.

И.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле [9,С.43]. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

B.M. Родионова пишет: «Практическая деятельность государства заключается в определении конкретных форм проявления объективно обусловленных финансовых отношений, ...финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям, учреждениям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством»[26,С.20].

Государственные финансы, по определению Бабич А.М., являются совокупностью экономических отношений по формированию и распределению государственных денежных фондов [2,С.15]. Но данное определение не поддерживается целым рядом ученых, поэтому в значительной части учебников, указывается на отношения, возникающие в процессе использования государством финансовых ресурсов.

Таким образом, сущность фи­нансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в со­держании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Финансы государства представляют собой: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, бюджеты регионов и региональные внебюджетные фонды, местные бюджеты, финансы государственных и муниципальных предприятий, государственный кредит.


1.2. Формы и методы управления государственными финансами

Субъектами управления на каждом этапе и в каждом звене финансовых отношений используются только им присущие методы целенаправленного воздействия на финансы. Однако существуют и единые для всех субъектов приемы и способы управления государственными финансами (рис.1).

Рисунок 1- Формы и методы управления государственными финансами [7, С.88]

Источник: Рисунок составлен автором на основании [7, с.88]

В системе управления финансами финансовое планирование занимает ведущую позицию, поскольку посредством качественного и эффективного финансового планирования достигается сбалансированность и пропорциональность финансовых ресурсов. В настоящее время приоритет отдается многолетнему финансовому планированию, как инструменту финансовой и экономической стабилизации.

Финансовое программирование представляет собой метод финансового планирования, в котором используется программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Практически все бюджеты бюджетной системы в настоящее время составляются на год и плановый период (+2года). Данный подход позволяет реализовать главную цель - повышение эффективности бюджетных расходов. Программный бюджет тесно увязан со стратегическим планированием, который отражает различные сферы жизнедеятельности общества и обеспечивает комплексный подход и прозрачность расходования бюджетных средств; перераспределение ответственности; охват всех видов деятельности участников программы, что повышает результативность их деятельности[20, С.135].

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются регуляторы, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Финансовые регуляторы рыночного хозяйства [8, С.55]

Источник: Рисунок составлен на основании источника [8, С.55]

Финансовыми регуляторами в данном случае являются:

- налоги и налоговые платежи в бюджет, например, взимание прямых налогов оказывает прямое влияние на ход рыночных процессов;

- применение повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды[8, С.150].

 Первоочередной задачей, которая должна решаться в ходе финансового регулирования является установление пропорций распределения накопления, которые максимально обеспечат возможное удовлетворение потребностей общества на всех уровнях.


Оперативное управление финансами является, по сути, комплексом мер, которые разрабатываются с применением результатов оперативного анализа складывающейся ситуации. Данный метод управления финансами направлен на реализацию принятых планов – корректировку и изменение планов, которая вызвана новыми хозяйственными и финансовыми изменениями, разработку мер и поиск ресурсов для выполнения планов, принятие мер по их эффективному использованию.

Оперативное управление финансами является одной из основных функций аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

 Финансовый контроль является одной из важнейших функций управления финансами. Целями финансового контроля является реализация на практике контрольной функции финансов.

На современном этапе значение финансового контроля в РФ существенно возрастает. Масштабное нецелевое применение государственных и материальных ресурсов, мошенничества по их изъятию и хищение, коррупция и вывоз денежных средств за пределы государства являются одной из угроз экономической безопасности страны [27,С.121].

Прозрачность финансовой деятельности является немаловажным аспектом в деятельности органов управления финансами и субъектов планирования. В настоящее время создана государственная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»[4,С.4]. На данном портале в доступной и наглядной форме показаны параметры федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, численность бюджетных, автономных, казенных учреждений, нормативная база в области бюджета. Предполагается дальнейшее развитие данного портала с целью представления отчетности субъектов об исполнении бюджетов.

Первое место среди органов управления государственными финансами занимают органы законодательной и исполнительной власти.

Вторую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. Сюда относятся Министерство финансов РФ и Министерства или Департаменты финансов регионов, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ и контрольные органы регионов, Федеральное казначейство, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Таким образом, из первой главы можно сделать выводы:

Государственные финансы представляют собой: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, бюджеты регионов и региональные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит. Формами управления финансами являются: финансовое планирование, финансовое программирование, финансовое регулирование, финансовое прогнозирование, оперативное управление, контроль.