Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Теоретические аспекты управления финансами).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты управления финансами
1.1.Необходимость финансов и их функции
1.2. Формы и методы управления государственными финансами
2.Анализ управления финансами государства (на примере деятельности Федерального казначейства России)
2.1. Функции и задачи Федерального казначейства России
2.2.Анализ результатов деятельности Федерального казначейства России в процессе управления финансами
Более подробно деятельность органов управления финансами будет рассмотрена в следующей главе работы на примере управления движением государственных Федерального казначейства России.
2.Анализ управления финансами государства (на примере деятельности Федерального казначейства России)
2.1. Функции и задачи Федерального казначейства России
Основная стратегия построения системы казначейства – создание Казначейства России и обеспечение ему возможности наблюдения и контроля за расходами и доходами бюджета через систему балансовых счетов, централизация выплат прочих средств с тем, чтобы они проходили через казначейство. Место Казначейства России в бюджетной системе Российской Федерации представлено в приложении 1.
Структура и организация органов казначейства способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финансовых (бюджетных) отношений достаточно широкие. Структура органов Федерального казначейства представлена на рис. 3.
Главное управление федерального казначейства РФ
Территориальные управления ФК краев и областей
Территориальные управления ФК республик
Территориальные управления ФК Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя
Отделения ФК городов и районов
Отделения ФК городов и районов
Отделения ФК районов
Рисунок 3- Структура органов федерального казначейства[16]
Источник: Рисунок составлен на основании источника [16]
Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства. К региональному уровню относятся территориальные управления федерального казначейства.
Органы казначейства в состоянии обеспечить претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Сегодня казначейство является одним из основных элементов рыночной экономики, реализуя отношения, с помощью которых концентрируются денежные потоки в руках одного органа, что позволяет централизованно экономить и эффективно использовать бюджетные ресурсы для обеспечения интересов государства.
Основой правового обеспечения деятельности Федерального казначейства является нормативное закрепление его полномочий. Полномочия Федерального казначейства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 «О Федеральном казначействе», в частности в установленном им положении о Федеральном казначействе [16]. В соответствии с данным Постановлением, для организации казначейского исполнения бюджетов обеспечивается выполнение перечисленных ниже функций:
1. Осуществление доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Сводная роспись составляется финансовым органом после принятия бюджета, и ее показатели доводятся до получателей средств. В сводной бюджетной росписи в разрезе бюджетной классификации утверждены объемы финансирования главного распорядителя (получателя) бюджетных средств на год с разбивкой по кварталам.
2. Открытие в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счетов по учету средств бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление режимов счетов федерального бюджета.
3. Открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета. В соответствии с законодательством Органы Федерального казначейства открывают лицевые счета участникам и не участникам бюджетного процесса. Лицевые счета открываются для поступления доходов и осуществления расходов. Например, бюджетному учреждению открываются счета для учета субсидий на осуществление государственного (муниципального) задания, для учета субсидий на иные цели, для учета инвестиционных расходов.
4. Ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета. В настоящее время данная функция осуществляется посредством системы «Электронный бюджет»[5, С.82].
В этой системе каждому участнику и неучастнику бюджетного процесса присвоен уникальный номер, показаны полномочия учреждения, его функции, счета, открытые в органах федерального казначейства, т.е. происходит полная идентификация учреждений, осуществляющих кассовые операции посредством органов Федерального казначейства.
5. Ведение показателей сводной бюджетной росписи бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений.
Федеральное казначейства осуществляет данную функцию по отношению к федеральному бюджету. По отношению к территориальным и местным бюджетам это направление деятельности осуществляют финансовые органы.
6. Составление и представление в соответствующие органы оперативной информации и отчетности об исполнении бюджета.
Функция имеет немаловажное значение. Своевременное предоставление оперативной и периодической информации способствует оперативному и своевременному принятию решений, реализации функции экономического анализа.
7. Получение в установленном порядке от главных распорядителей средств бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалов, необходимых для составления отчетности об исполнении бюджетов.
При реализации данной функции Федеральное казначейство тесно взаимодействует с другими органами и организациями.
8. Осуществление распределения доходов от уплаты налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы распределения налогов между бюджетами устанавливаются бюджетным кодексом [6], а так же решениями органов власти на местах (дополнительные нормативы). Это утверждается в бюджетах соответствующего уровня. Органы казначейства, руководствуясь Бюджетным Кодексом и соответствующими приложениями к Законам о бюджетах, распределяют доходы по уровням бюджетной системы.
9. Осуществление управления операциями на едином счете бюджета.
Основным принципом реализации данной функции является принцип единства кассы. Это означает, что все операции по доходам и расходам осуществляются на едином счете бюджета.
10. Осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Казначейство может являться органом, осуществляющим кассовое исполнение местных и региональных бюджетов, при этом органом, организующим исполнение бюджета, как правило, является финансовый орган.
11. Обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе.
12. Осуществление предварительного и последующего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета [17].
Функция реализуется посредством санкционирования расходов. При проверке предоставленных документов на оплату органы Федерального казначейства осуществляют проверку их на соответствие заявленных сумм лимитам бюджетных обязательств, на наличие всех необходимых документов (договора, контракты, соглашения, счета и счета- фактуры и другие документы). Если документы проходят проверку, то происходит оплата, если нет – заявка на кассовый расход возвращается без исполнения[20,С.135].
Преимущества в том, что такой контроль невозможно реализовать при банковской системе исполнения бюджета, которая обеспечивает только ограничительный контроль и разрешает платеж в пределах имеющихся средств на расчетном счете индивидуально каждого клиента.
2.2.Анализ результатов деятельности Федерального казначейства России в процессе управления финансами
Проведем анализ основных результатов деятельности федерального казначейства.
К ним относится функция учета поступлений в федеральный бюджет, осуществление кассовых выплат (расходов) федерального бюджета, осуществление контрольной функции федерального казначейства, осуществление функции выдачи кредитов на пополнение средств на едином счете бюджета и др.[12,С.15].
Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее −Приказ № 125н).
Поскольку за 2017 год отчет об исполнении федерального бюджета еще не опубликован, анализ поступления доходов в федеральный бюджет и осуществления расходов проведен по годовым отчетам за 2015 год и 2016 год и отчёту за декабрь 2017 г. (нарастающим итогом за год). Использованы отчеты, размещенные на сайте Федерального казначейства России.
Таблица 1- Исполнение федерального бюджета по доходам за 2015-2017 гг.
Доходы |
2015 г., млрд. руб. |
2016 г., млрд. руб. |
2017 г., млрд. руб. |
Откл., млрд. руб. |
Откл., % |
Налоговые и неналоговые доходов |
13399 |
13307,9 |
15047,5 |
1648,5 |
112,3 |
Безвозмездные перечисления |
260,2 |
152,1 |
41,4 |
-218,8 |
15,9 |
Всего доходы |
13659,2 |
13460 |
15088,9 |
1429,7 |
110,5 |
Источник: Таблица составлена по источнику [28]
Всего в доходы федерального бюджета поступило в 2017 г. 15088,9 млрд. руб., что на 1429,7 млрд. руб. или 10,5% больше, чем в 2017 г.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в 2017 г. составило 15047,5 млрд. руб., что на 1648,5 млрд. руб. больше, чем поступления 2015 г.
Безвозмездные перечисления снизились. Снижение составило 218,8 млрд. руб. или 84,1%.
Как уже говорилось, очень значительная роль принадлежит казначейству в осуществлении расходов федерального бюджета. В приложении 2 представлена структура расходов федерального бюджета за 2015-2017 гг. по разделам бюджетной классификации.
Из таблицы следует, что в структуре федерального бюджета основной удельный вес составляют расходы на социальную политику. Данные расходы составляли 27,3% в 2015 г. и 30,4% в 2017 г. Произошел рост указанных расходов в структуре на 2,7%. За счет данных расходов осуществляются выплаты пособий и компенсаций малообеспеченным гражданам, инвалидам, семьям, имеющим детей, многодетным семьям и другим категориям граждан. Также осуществляется содержание учреждений социальной защиты федерального значения.
Расходы на национальную оборону занимают второе место в структуре расходов федерального бюджета. В 2015 году они составляли 20,4%, в 2017 году 17,4%. Произошло снижение удельного веса в структуре расходов на национальную оборону (-3,0%). За счет данного раздела финансируются научные разработки в области оборонной промышленности, осуществляется поддержка государственных оборонных предприятий.
Расходы на национальную экономику находятся на третьей позиции в структуре расходов. Расходы составляли 14,9% в структуре в 2015 г. и снизились в 2017 г. до 15,0%.