Файл: Система защиты коммерческой тайны малого коммерческого предприятия).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
1.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Основным источником трудового права, используемого организациями в лице работодателя в сфере защиты коммерческой тайны, является «Положение о коммерческой тайне». Это локальный нормативный акт, которому присущи следующие признаки: он имеет правотворческий характер, издается в письменной форме по усмотрению органа управления в пределах компетенции, его содержание должно соответствовать нормам трудового права и не ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством.
Именно в положении о коммерческой тайне должен быть указан перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Однако при определении указанного перечня необходимо проверять, есть ли ограничения на отнесение сведений к коммерческой тайне в соответствии с требованиями статьи 5 Закона № 98-ФЗ. Согласно этой статье существует перечень сведений, которые нельзя относить к коммерческой тайне, ввиду осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 11 указанной статьи такие сведения подлежат обязательному раскрытию, и (или) к ним недопустимо ограничивать доступ согласно действующему законодательству.
Итак, какие же сведения не относятся к коммерческой тайне?
М.Г. Суховская разделяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну на несколько видов:[9]
Во-первых, это сведения, посредством которых можно идентифицировать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. К ним относятся:
- устав, типовой устав, т.е. учредительные документы организации;
- документы, подтверждающие внесение записи о юридических лицах и предпринимателях в соответствующие государственные реестры (имеются в виду свидетельство ОГРН и свидетельство ОГРНИП);
- документы, дающие право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности (лицензии, разрешения, свидетельство о членстве в саморегулируемой организации);
- перечень лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени организации.
Во-вторых, это сведения, относящиеся к трудовым отношениям:
- численность и состав работников, наличие вакантных рабочих мест (например, штатное расписание, табель учета рабочего времени и т.п.);
- система оплаты труда (например, положения об оплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании);
- об условиях труда, об охране труда (положение о внутреннем трудовом распорядке, документы по аттестации рабочих мест, инструкции, правила техники безопасности, положение о службе охраны труда и др.);
- о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (отчетность в ФСС, акты о несчастных случаях на производстве и т.п.).
- о задолженности работодателей по выплате зарплаты и по иным социальным выплатам (например, расчетно-платежная ведомость формы Т-49, расчетный лист);
Более того в судебной практике нередко находит отражение позиция судов, согласно которой возложение на работников обязанности не разглашать третьим лицам величину своей зарплаты является неправомерным, поскольку размер оклада – это один из элементов системы оплаты труда, которая не может быть коммерческой тайной[10].
В-третьих, сведения о факторах, необходимых для безопасного функционирования производственных и промышленных объектов и безопасности населения:
- о загрязнении окружающей среды;
- о состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
- о безопасности пищевых продуктов.
В-четвертых, сведения о нарушении законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
В-пятых, сведения, доступ к которым нельзя ограничивать, и (или) которые подлежат обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. К примеру, согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» публичные акционерные общества должны ежегодно публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и годовые отчеты, сообщения о проведении общего собрания акционеров[11]. Следовательно на указанные сведения не распространяется коммерческая тайна, что подтверждается сложившейся судебной практикой[12].
И наконец, некоторые сведения о некоммерческих организациях, а также государственных унитарных предприятиях, муниципальных унитарных предприятиях и госучреждениях. К примеру, сведения о составе имущества государственного учреждения и об использовании им средств соответствующего бюджета.
Таким образом, работодатель всегда должен помнить о перечне сведений, которые не являются коммерческой тайной, поскольку уволить работника за разглашение таких сведений нельзя. Так, к примеру, в одном из судебных разбирательств суд удовлетворил требования истца о признании незаконным приказа об увольнении по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку сведения о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест не могут быть коммерческой тайной. Более того, ответчиком не приведены доказательства совершения истцом проступка, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей[13].
Выводы:
На сегодняшний день в законодательстве о коммерческой тайне обозначен перечень сведений, в отношении которых предпринимателями не может быть установлен режим коммерческой тайны. Данная норма направлена на предотвращение злоупотребления со стороны работодателя и защиту прав трудящихся.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Установление режима коммерческой тайны
Работники, вступая в трудовые отношения с работодателем, получают доступ к информации об используемых в бизнесе инновациях и технологиях, бизнес-планам, клиентской базе, а также другой стратегически важной конфиденциальной информации. Это напрямую говорит о том, что наибольший риск разглашения коммерческой тайны исходит в первую очередь от работников компании, причем как действующих, так и бывших. Именно поэтому компания, как владелец коммерческой тайны, заинтересована в создании эффективных мер по охране ее конфиденциальности.
Введение режима коммерческой тайны преследует две основные цели.
Во-первых, предотвратить утечку информации, т.е. не допустить того, чтобы конкуренты получили доступ к сведениям о результатах интеллектуальной деятельности (инновационным подходам, техническим решениям и др.);
Во-вторых, коммерциализация, т.е. получить максимальную коммерческую выгоду от использования секретной информации в предпринимательской деятельности.
Необходимость установления в организации правил защиты коммерческой тайны можно объяснить с экономической точки зрения: «Люди пытаются максимизировать выгоды и при этом минимизировать затраты на их действие» (Sutinen and Kuperan, 1999). Этот подход напрямую отражает поведение работников, которые принимают решение о том, стоит ли им соблюдать правила или нарушить их, в зависимости от того, что им принесет большую выгоду, и понесут ли они «серьезное» наказание.
Таким образом, если применять данный подход в трудовых отношениях, то его основой является наказание, то есть когда сотрудники знают, что они будут наказаны за нарушение правил, вероятность нарушения правил гораздо ниже. Именно поэтому работодателю так важно детально разработать правила, регулирующие защиту коммерческой тайны.
Значительная часть теоретических исследований в области защиты коммерческой тайны, сосредоточена на том, каким образом установление режима коммерческой тайны на предприятии может удержать сотрудников от разглашения конфиденциальной информации[14]. Это следует из того, что на практике работодателю довольно трудно обеспечить надлежащее соблюдение работниками правил защиты коммерческой тайны, в частности потому, что принятие этих правил может привести к возникновению сложностей в процессе осуществления трудовой деятельности работников. Причиной тому может быть халатность работодателей, которые при установлении коммерческой тайны не проводят необходимые консультации с работниками, и в результате схема взаимодействия между сотрудниками по поводу получения доступа к коммерческой тайне не налажена.
Более того, зачастую компании игнорируют необходимость защищать коммерческую тайну до тех пор, пока не возникает потенциальный риск ее разглашения, или, когда нарушение уже произошло.
Как верно отмечает А.Е. Шерстобитов[15], защита информации с помощью института коммерческой тайны построена на праве определения самим правообладателем особого режима доступа к конфиденциальной информации, не предназначенной для открытого ознакомления.
Итак, какие мероприятия должны быть проведены работодателем при установлении коммерческой тайны и ее последующей защите?
Во-первых, еще на этапе проведения собеседования при приеме на работу, потенциальный работодатель должен заранее информировать кандидата о том, что в его трудовые функции будет входить работа со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Это необходимо для того, чтобы выяснить, готов ли кандидат к повышенной ответственности.
Во-вторых, для того, чтобы работники были лояльны, работодателю нужно не только ввести в компании режим коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством, но и следует обосновать работникам причины установления коммерческой тайны. В этой связи целесообразно издание ознакомительных материалов, брошюр.
В-третьих, как нами уже было сказано ранее, работодателю следует периодически проводить консультации и беседы с работниками, благодаря проведению подобных мероприятий он сможет построить диалог и доступно разъяснить работникам необходимость защиты коммерческой тайны в организации, ее важность для построения успешного бизнеса, а также значимость каждого сотрудника для компании.
Наконец, работодатель должен надлежащим образом организовать рабочее место каждого сотрудника, а также наладить систему взаимодействия между работником службы безопасности, охраняющим коммерческую тайну и предоставляющим доступ к ней, и остальными сотрудниками, работающими с конфиденциальной информацией, составляющей коммерческую тайну.
К примеру, в одном американском исследовании проводился опрос сотрудников, которые работают с конфиденциальной информации. Так, один из респондентов сказал: «Каждый может получить доступ к документации... Вы можете найти копии документов в копировальных машинах, потому что люди забыли забрать их...Я думаю, что нам не хватает правовой культуры. Люди не были обучены»[16]. В этом и состоит ответ на вопрос: почему люди разглашают коммерческую тайну – недостаток культуры и обучения.
Однако перечисленные выше меры не являются требованием действующего законодательства, это скорее наша личная рекомендация.
Какие же мероприятия должны быть проведены работодателем в соответствии с действующим законодательством?
Изначально необходимо издать приказ о введении режима коммерческой тайны в организации, далее определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, порядок обращения с такой информацией, и наряду с этим организовать учет лиц, имеющих доступ к такой информации.
Как правило, для этого в компании разрабатывается и утверждается специальный локальный нормативный акт. Чаще всего его называют «Положением о коммерческой тайне», но встречаются и другие формулировки, например «Положение о конфиденциальности информации или об информационной безопасности»[17].
В указанном документе необходимо отразить значение основных понятий, права обладателя информации, полномочия и обязанности руководства по обеспечению режима коммерческой тайны, порядок отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне, порядок получения доступа к коммерческой тайне, обязанности работников в области защиты коммерческой тайны и их ответственность в случае нарушения обязательств, а также механизмы защиты коммерческой тайны, применяемые в организации.
Помимо прочего необходимо указать Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации. Это можно сделать либо в приложении к Положению о коммерческой тайне, либо путем издания отдельного приказа.
Также либо в приложении к Положению, либо отдельным приказать необходимо утвердить перечень лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне. При этом в должностных инструкциях таких лиц должны быть закреплены их обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.