Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (ООО «Фирма «Радиус-Сервис»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
уменьшилась на 0,05 ., так как показатель обратный то уменьшение , что структура удовлетворительная и предприятия платежеспособно. Так снижение фондоемкости важным направлением эффективности производства, интенсификации.
По автора В.И. Сергеева фондоемкости и увеличения продукции свидетельствует о эффективности использования фондов и положительно финансовое состояние [12, c. 95].
Рост фондоотдачи одним из интенсивного роста выпуска продукции. зависимость описывает модель. ВП=*ФО. На факторной модели прирост объема продукции за увеличения стоимости и фондоотдачи.
Величина зависит от выпуска или продукции, удельного машин и оборудования в стоимости основных . При анализе влияние на показатель выхода на одну единицу стоимости оборудования и коэффициента наличного оборудования, от неустановленного и установленного, но .
Факторный анализ
Оценка эффективности основных производственных может быть на применении для всех ресурсов технологии , которая предполагает и анализ показателей и фондорентабельности.
Рост - один из интенсивного роста выпуска продукции. прироста выпуска счет фондоотдачи долей прироста счет увеличения означает, что роста выпуска выше темпа затрат ресурсов, при прочих условиях приводит к рентабельности капитала и .
Повышению фондоотдачи :
- механизация и автоматизация , использование прогрессивной ;
- увеличение времени оборудования;
- повышение работы оборудования применения современных организаций и управления , использования прогрессивных сырья и материалов, квалификации персонала;
- удельного веса части основных ;
- увеличение доли оборудования.
На данных примера предприятия ООО «Фирма «Радиус-Сервис» проведем факторный анализ фондоотдачи. Исходная информация приведена в таблице 6.
Таблица 6. – Факторный анализ фондоотдачи основных фондов
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Изменения |
Выручка, тыс. руб |
1958365 |
2586075 |
627710 |
Фондоотдача, руб. |
1,7 |
1,8 |
0,1 |
Численность раб., чел |
1100 |
1145 |
45 |
Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб. |
1149525,5 |
1401877,5 |
252352 |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
502285 |
552587 |
50302 |
Фондорентабельность, % |
3,5 |
4,4 |
0,9 |
Удельный вес активной части ОПФ,% |
0,643 |
0,703 |
0,06 |
Средняя продолжительность смены (П), ч. |
6,9 |
7,5 |
0,6 |
Данные таблицы 6 показывают, что текущий уровень рентабельности производственных фондов стал выше на 0,9%. Чтобы определить, как он изменился за счет фондоотдачи и рентабельности продукции, можно воспользоваться приемом абсолютных разниц.
Изменение фондорентабельности за счет:
- Изменение фондорентабельности при изменении среднегодовой стоимости ОС: 0,325%
- Изменение фондорентабельности при изменении удельного веса активной части ОПФ: 0,616%
- Изменение фондорентабельности при изменении продолжительности смены: 0,189%
- Изменение фондорентабельности при изменении объем производства продукции: 0,216%
Таким образом, факторами первого уровня, влияющими на фондорентабельность, являются, изменение удельного веса активной части ОПФ.
Нематериальные активы
К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
Таблица 7. – Состав и структуру нематериальных активов
Показатели |
На 31.12 2011 г. |
На 31.12 2012 г. |
Изменения |
Нематериальные активы, тыс. руб. |
3531 |
3475 |
-56 |
В том числе: - Нематериальные активы, тыс. руб. - Приобретенные НМА, тыс. руб. |
3482 49 |
3299 176 |
-183 -111 |
Результаты исследований и разработок, тыс. руб. |
2000 |
- |
- |
Нематериальные поисковые активы, тыс. руб. |
- |
- |
- |
Проанализировав таблицу 7 наблюдается большой темп снижения нематериальных активов на 56 тыс. руб. исследований и разработок в компании на данный момент не существует.
Нематериальные активы не могут и не должны измеряться таким показателем, как сумма затраченных на их развитие денег, равно как и независимыми параметрами, описывающими их ценность (человеческие ресурсы или информационные технологии). Ценность нематериальных активов определяется их соответствием стратегическим приоритетам предприятия, но не объемами денежных средств, затраченных на их создание, или тем, сколько они стоят сами по себе. Если нематериальные активы полностью отвечают стратегии, то их ценность для организации существенно возрастает. И наоборот, если нематериальные активы не соответствуют стратегии компании, то даже пусть на их развитие была затрачена большая сумма денежных средств, ценность их несравнимо мала.
Эффект от использования нематериального актива выражается в общих результатах хозяйственной деятельности - в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния.
Таблица 8. – Расчет влияния факторов на изменения доходности нематериального актива
№ |
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Изменения |
1 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
81598 |
107003 |
25405 |
2 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
1958365 |
2568075 |
627710 |
3 |
Средняя стоимость нематериального актива, тыс. руб. |
3531 |
3475 |
-209 |
4 |
Рентабельность продаж, % |
25,6 |
8,84 |
-16,76 |
5 |
Фондоотдача нематериального актива, тыс. руб. |
554,62 |
739,01 |
184,39 |
6 |
Доходность нематериальных активов, % |
23,1 |
30,8 |
7,7 |
Как видно из анализа эффективности использования нематериального актива улучшились, доходность нематериального актива выросла изменение составило 7,7%, изменения рентабельности продаж уменьшилось на 0,18 %, фондоотдача нематериального актива в 2012 году составила 184,39 тыс. рыб..
Но следует отметить, что эффективность нематериального актива возрастает при условии более высоких темпов роста прибыли и выручки над темпами роста нематериального актива.
Рентабельность капитала
Рентабельность собственного капитала - по сути главный показатель для стратегических инвесторов (в российском понимании - вкладывающих средства на период более года). Он позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия.
Таблица 9. – Расчет коэффициентов рентабельности
Показатели рентабельности |
Изменение |
||
2011г. |
2012г. |
||
1. Величина прибыли от продаж на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг), % |
39,6 |
47,1 |
7,5 |
2. Величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки от реализации (рентабельность продаж), % |
28,4 |
32 |
3,6 |
3. Величина прибыли до налогообложения на рубль всех расходов организации, % |
20,3 |
38,3 |
18 |
В течение анализируемого периода организация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности.
В отчетном периоде организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 28,4% выручки от реализации. Динамика рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. (3,6 %.).
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, составил 38,3%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного в течение рассматриваемого периода в рамках финансово-хозяйственной деятельности организации.
Рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала представлена в таблице 9.
Таблица 10. – Показатели рентабельности капитала
Показатель рентабельности |
2012 г. |
Расчет показателя |
Рентабельность производственных фондов, % |
125,1 |
Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производс запасов |
Рентабельность активов (ROA), % |
22,1 |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов |
Рентабельность собственного капитала (ROE), % |
25,41 |
Отношение чп к среднегодовой величине собственного капитала |
За анализируемый период каждый рубль, вложенный организацией в основные фонды и материально-производственные запасы, принес 125,1% прибыли от продаж.
Таким образом, предприятие является высокорентабельным. Показатели финансовой эффективности имеют хорошие значения. Динамика рентабельности у компании так же положительная.
3. Пути повышения использования финансовых ресурсов и капитала
Проведенный в предыдущей главе экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «Фирма «Радиус-Сервис» показал, что на предприятии достаточность собственных средств для формирования активов и осуществления производственной деятельности.
Кроме того, у ООО «Фирма «Радиус-Сервис» наблюдается нормальная ликвидность баланса и соответственно высокий уровень платежеспособности. Это означает, что у предприятия достаточно средств для выплаты долгов своим кредиторам.
Можно разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию структуры баланса.
В процессе планирования деятельности ООО «Фирма «Радиус-Сервис» руководством определяется структура капитала следующим образом. Составляются операционные и финансовые планы, оценивается общая потребность в заемных средствах и после этого анализируется, насколько реально обслуживать и своевременно погашать кредиты, которые будут получены или уже числятся на балансе компании. Если выясняется, что есть угроза финансовой устойчивости, то суммы займов корректируют. На этом все заканчивается. С одной стороны, достаточно логично. С другой стороны, не ясно, действительно ли оптимально полученное таким образом соотношение собственного и заемного капитала.
Чтобы найти оптимальный размер заемного капитала, потребуется последовательно рассмотреть различные варианты соотношения собственных и заемных средств. В данном случае под оптимальным размером заемного капитала подразумевается такой размер, который максимально увеличивает стоимость компании.
Предположим, что доля заемных средств может составлять от 0 до 90 процентов. Соответственно, придется рассчитать стоимость компании для каждого из вариантов. Можно последовательно рассматривать процент за процентом. Сначала определить, какой будет стоимость в случае, если заемный капитал не превысит 1 процента, потом - если не будет больше 2 процентов и так далее до 90 процентов. Было произведено разделение всего диапазона значений на десять равных частей с шагом 10 процентов и в дальнейшем использовались только десять возможных сценариев (табл. 10).
Таблица 11. – Выбор оптимальной доли заемного капитала
Доля заемных средств в структуре капитала (d), % |
Вероятность финансовых затруднений (р) |
Рентабельность собственного капитала с учетом эффекта финансового рычага (ROEL), % в год |
Средневзвешенная стоимость капитала (WACCZ), % в год |
Стоимость компании с учетом финансового рычага (VL), тыс. руб. |
0 |
0 |
18,00 |
18,00 |
155 556 |
10 |
0,000002 |
18,62 |
17,64 |
158 728 |
Доля заемных средств в структуре капитала (d), % |
Вероятность финансовых затруднений (р) |
Рентабельность собственного капитала с учетом эффекта финансового рычага (ROEL), % в год |
Средневзвешенная стоимость капитала (WACCZ), % в год |
Стоимость компании с учетом финансового рычага (VL), тыс. руб. |
20 |
0,000064 |
19,40 |
17,29 |
161 967 |
30 |
0,000486 |
20,40 |
16,98 |
164 930 |
40 |
0,002048 |
21,73 |
16,80 |
166 675 |
50 |
0,00625 |
23,60 |
16,93 |
165 379 |
60 |
0,015552 |
26,40 |
17,67 |
158 461 |
70 |
0,033614 |
31,07 |
19,50 |
143 614 |
80 |
0,065536 |
40,40 |
23,19 |
120 723 |
90 |
0,118098 |
68,40 |
30,13 |
92 937 |