Файл: «Кадровая стратегия предприятия в системе стратегического управления организацией».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях важное место занимает конкурентоспособность предприятия. Чтобы достичь высокого уровня конкурентоспособности, предприятие должно уделять особое внимание своему персоналу и социально-трудовым отношениям, которые царят в стенах самого предприятия. Поэтому кадровая стратегия является основой конкурентных преимуществ и средством достижения успеха в деятельности любого предприятия. Именно особенности работы персонала, их знания, уровень подготовки и квалификации, постоянное развитие, своеобразная организация работы и стимулирования наемных работников могут стать преимуществом, недостижимой для конкурентов. Исходя из этого, особую актуальность приобретает изучение возможностей эффективного управления персоналом, что вызывает необходимость формирования системы стратегического управления персоналом и формирования кадровой стратегии, которая бы обеспечивала конкурентоспособность и жизнеспособность конкретной организации в современных условиях.

Теоретическим основам рассматриваемой проблематики посвящены научные труды и публикации таких авторов как А.Я. Кибанов, О.А. Вдовина, С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Р.Г. Мумладзе, Р.Р. Байтасов, С.А. Шапиро и других.

Целью данной работы является анализ и совершенствование кадровой стратегии в системе стратегического управления организации на примере ООО «Адажио».

На основе определенной цели задачами работы являются:

- раскрыть теоретические основы разработки кадровой стратегии современной организации;

- провести анализ стратегического управления человеческими ресурсами в ООО «Адажио»;

- определить пути совершенствования кадровой стратегии в ООО «Адажио».

Объектом исследования является ООО «Адажио».

Предметом исследования является комплекс мер по стратегическому управление персоналом в ООО «Адажио».

Методы, используемые в работе исследования: анализ научной и методической литературы по теме исследования, обобщение материала, исследование документов, наблюдение, сравнение, анкетирование, расчет коэффициентов и другие.

Информационная база работы основывается на трудах ведущих отечественных авторов, посвященные теме исследования, а также статьях, опубликованные в периодических изданиях и в ежегодных сборниках.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты кадровой стратегии современной организации

1.1. Понятие и сущность стратегии организации

Одним из основных элементов стратегического управления считается стратегия. Выбор стратегии и реализация являются главной частью содержания деятельности по стратегическому управлению. В управлении стратегии рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития компании, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, взаимоотношением внутри компании, а также ее позиции в окружающей среде [8, с. 6].

Исследователи и практики хозяйственной деятельности компании зачастую применяют понятие «стратегия» по-разному, предполагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, несмотря на то его содержательная составляющая, как правило, существуют некоторые отличия (таблица 1).

Таблица 1

Определения понятия стратегии [10, с. 69]

Автор

Временной период

Понятие стратегии

К. Эндрюс

1971

Совокупность целей и задач, а также политика и планы для достижения этих целей и решения задач, сформулированные таким способом, чтобы определить, в какой сфере бизнеса находится компания

М. Портер

1980-1985

Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны

И. Ансофф

1989

Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности

И.Н. Герчикова

2003

Рассчитанная на перспективу совокупность мер, которая обеспечивает достижение определенных поставленных предприятием целей

А.А. Томпсон

2006

План управления компанией, нацеленный на укрепление ее рыночных позиций, удовлетворение покупателей и достижение намеченных целей

Кроме того, стратегия в жизни компании является вектором, который направляет действия предприятия на разных уровнях для достижения глобальных целей. Условно можно назвать стратегию «нитью времени», которая связывает прошлое, настоящее и будущее отдельной компании. Так, объединив всё вышесказанное, можно выделить несколько главных признаков стратегии:


- задействует все уровни коммерческой организации;

- связана как с внешней, так и с внутренней средой коммерческой организации;

- разрабатывается в долгосрочной перспективе;

- формирует конкурентные преимущества коммерческой организации;

- помогает коммерческой организации адаптироваться к происходящим изменениям.

Объединяя приведенные выше свойства стратегии можно дать ей следующее определение стратегии: «стратегия – это разработанный в долгосрочной перспективе план действий коммерческой организации, который помогает ей используя ее сильнейшие стороны и возможности, которые дает рынок, достичь своих долгосрочных целей».

При этом по мнению О.С. Виханского, «не может существовать стратегии единой для всех предприятий, потому что процесс разработки стратегии уникален. Он зависит от многих факторов, в том числе, позиций предприятия на рынке и динамики развития, потенциала, поведения конкурентов и много другого» [8, с. 11]. Согласно этому мнению существуют некоторые моменты, позволяющие говорить об общих принципах осуществления стратегического управления, так как любая стратегия представляет определенный набор правил, руководствуясь которыми предприятие принимает управленческие решения для эффективного обеспечения осуществления миссии и достижения хозяйственных целей организации.

Четко проработанная и рациональная стратегия организации - это не только цель, но и средство, которое может помочь в реализации запланируемого будущего компании, способ самовыражения и направление для обеспечения устойчивого дохода для управления. Компания, у которой отсутствует ясная и эффективная стратегия, является лишь набором активов с обязательствами [8, с. 13].

Все уровни стратегии выполняют разные задачи и принимают решения на разных уровнях компании, однако их работа взаимосвязана и служит для достижения общих целей. Так высший орган управления компании (например, совет директоров) принимает решения и ставит задачи стратегического уровня и далее делегирует их выполнение среднему звену управления, на котором принимаются стратегические решения бизнес-уровня. Далее происходит разработка плана применения функциональной стратегии для выполнения четких шагов на операционном уровне. Эти действия служат для достижения задач, полученных на корпоративном и деловом уровнях [19, с. 254].

Можно сделать вывод о том, что стратегия организации объединяет в себе все возможные стороны ведения бизнеса и совмещает в себе следующие компоненты:


- актуальна для прошлого, настоящего и будущего компании;

- разрабатывает решения для корпоративного, делового и операционного уровня компании;

- рассматривает и учитывает многочисленные параметры внешней и внутренней среды.

Таким образом, на основе вышеизложенного стратегию можно уверенно назвать фундаментом современной компании, который служит ей на протяжении многих лет и еще в самом начале может предопределить успех производственно-хозяйственной деятельности или провал на рынке.

1.2. Содержание кадровой стратегии и ее виды

Современная концепция управления развитием предполагает реализацию стратегического подхода к выбору и адаптивному отслеживанию общих направлений деятельности работодателя, подкрепленных комплексными управленческими усилиями и нацеленных на поиск устойчивого преимущества в формировании и использовании конкурентоспособных работников.

Согласно О.А. Вдовиной, «Кадровая стратегия - система методов и средств по управлению персоналом, применяемые в течение определенного времени с целью реализации кадровой политики» [7, с. 9].

Похожего мнения придерживается и такой автор как Р.Г. Мумладзе, который считает, что «Кадровая стратегия организации - специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, согласованных с организационной стратегией и кадровым потенциалом» [15, с. 58].

А по мнению Ю.С. Ушаковой, «термин «кадровая стратегия» можно рассматривать в широком и узком смысле: это соответственно система принципов и норм, управляющая человеческими ресурсами в соответствии со стратегией организации; и система конкретных правил, пожеланий, ограничений во взаимосвязях работников» [19, с. 255].

Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что грамотная организация кадровой стратегии - очень важный аспект успешной деятельности каждой организации. При этом следует отметить, что любые изменения в деятельности предприятия, независимо от степени эффективности принятых решений «на бумаге», не будут внедрены без соответствующей мотивации персонала.

Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления человеческими ресурсами представлена в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления человеческими ресурсами [18, c. 164]


Тип стратегии организации

Стратегия управления персоналом

Составляющие стратегии управления персоналом

Предпринимательская стратегия

Принимают проекты с высокой степенью риска, минимальным количеством действий. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер

Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись

Отбор и расстановка персонала: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца.

Вознаграждения: на конкурентной основе. Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая.

Стратегия динамического роста

Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего.

Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью, быть проблемно- ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими.

Отбор и расстановка персонала: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Вознаграждения: справедливые. Оценка: основывается на четко четких критериях

Стратегия прибыльности

В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыли. Усилия, скромные, возможно прекращение найма.

Ориентируется на критерии количества и эффективности, сроки — кратковременные, результаты — при низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности сотрудников

Отбор и расстановка персонала: чрезвычайно жесткие. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и справедливости. Оценка: по результату.

Ликвидационная стратегия

Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем — сокращение персонала.

Ориентирована на потребность в работниках на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации

Набор маловероятен. Оплата: основана на заслугах, без дополнительных стимулов. Оценка: строгая

Выбор конкретной стратегии развития управления человеческими ресурсами зависит от множества различных факторов. К основным из них можно отнести: тип общей стратегии организации (экстенсивный, интенсивный), стадии развития компании, миссии, философии менеджмента и пр. Так, например, на стадии зарождения компании при разработке стратегии управления персоналом акцент должен быть сделан на привлечение профессиональных и высокомотивированных сотрудников и конкурентную оплату труда. При спаде акценты в разработке стратегии управления персоналом смещаются в сторону сокращения штатов и ограничению затрат на оплату труда [6, c. 161].