Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материальные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, списываются по фактической стоимости каждой единицы. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных Обществом безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Материально-производственные запасы, не принадлежащие Обществу, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Денежные средства на банковских счетах, денежные документы, авансы уплаченные, подотчетные суммы, расчеты с бюджетом оцениваются с помощью кассового метода (признаются в день поступления).

Расходы отражаются в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной, иной). Расходы признаются в том отчетном периоде в бухгалтерском учете, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках.

Прочие расходы не показываются в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, если доходы и связанные с ними расходы, возникшие в результате одного и того же факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения Общества, и если соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов.

Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов. К таким расходам относятся: расходы по подписке на периодические издания, расходы по аренде и коммунальным услугам, расходы по приобретению программ для ЭВМ и баз данных, расходы по лицензионным договорам. Указанные расходы относятся на издержки обращения в течение срока, к которому они относятся, равными долями.

Для целей бухгалтерского учета отражать эти расходы на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списывать на себестоимость продукции (работ, услуг), равномерно в течение всего периода, к которому эти расходы относятся; для целей налогового учета установлен порядок списания расходов будущих периодов такой же, как и для бухгалтерского учета.

Согласно книге покупок, ежеквартально суммы НДС по ТМЦ, оприходованным и оплаченным поставщикам, предъявляются к возмещению из бюджета. При этом делается бухгалтерская запись Дт 68 « Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».


Доходы, которые относятся к нескольким отчетным периодам, в случае, если связь между доходами и расходами не может быть однозначно определена, распределяются по принципу равномерности признания доходов и расходов.

По лицензионным платежам, платежам по аренде, операциям продажи иностранной валюты доходы признаются по предъявлению документов в соответствии с условиями заключенных договоров.

Расходы для целей налогообложения признаются по дате первичных документов: накладных, актов, банковских выписок, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или любой другой формы оплаты. Налоговый учет предприятие ведет с использованием данных бухгалтерского учета и налоговых регистров. Регистрами налогового учета доходов и расходов признаются распечатки:

-по счету 90 «Продажи»- для налогового учета доходов;

-по счету 91/1 «Прочие доходы»- для налогового учета доходов от реализации прочего имущества и внереализационных доходов;

-по счету 20 «Основное производство» - для налогового учета прямых расходов;

- по счету 26 «Общехозяйственные расходы»— для налогового учета косвенных расходов.

Исчисление налога на прибыль на предприятии ведётся полностью в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации

-Учет доходов и расходов в целях начисления ЕНВД производится раздельный, по общей системе налогообложения и облагаемых по специальному режиму ЕНВД.

Для методического аспекта характерно отсутствие так же элементов учетной политики, как «Резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию», «Резервы по сомнительным долгам». Это дает упрощение ведения бухгалтерского учета и неравномерность отношения производственных расходов на стоимость товаров.

При выборе метода начисления амортизации предприятие соблюдает линейный способ начисления. При совпадении метода начисления амортизации предприятие не учитывает возникшие разницы в бухгалтерском и налоговом учете, но лишает себя дополнительных финансовых ресурсов для воспроизводства основных средств.

В целом каждый элемент методического аспекта влияет на конечных финансовый результат, а следовательно, на размеры налогов.

Разработка учетной политики предприятия включает выбор не только методический раздел, но и организационно - технический:

-Контроль за хозяйственными операциями и ведением бухгалтерского и налогового учета.

За организацию бухгалтерского и налогового учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций отвечает – руководитель Общества. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности – главный бухгалтер Общества.


  • Организация составления отчетности: типовые формы по истечению отчетного периода (месяц, квартал), но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета распечатываются, страницы пронумеровываются и прошнуровываются;
  • Инвентаризация имущества: не производится;
  • На предприятии не ведется внутренний контроль;
  • Организационная структура бухгалтерии: бухгалтерский и налоговый учет ведет главный бухгалтер;
  • Отчетность предоставляют непосредственно лично.

Проанализировав организационно-технического аспекта учетной политики ООО «АВАЗОР» можно сделать следующие выводы:

  • оперативность и удобство использования учетной информации;
  • с помощью автоматизированной формы бухгалтерского учета ООО «АВАЗОР» быстро обрабатывает информацию; оперативно получает информацию в различных разрезах аналитики и контролирует выявления и исправления ошибок;
  • напряженная работа бухгалтера в связи с большим документооборотом и централизацией;
  • отсутствие графика документооборота приводит к снижению контрольной функции бухгалтерского учета и неурегулированностью распределения должностных обязанностей между работниками;
  • отсутствие внутреннего контроля; предприятие не располагает необходимой информацией для принятия управленческих решений и оперативного регулирования;
  • предприятие не имеет полного представления о количестве и качестве имущества, так как не проводит инвентаризацию.

2.3.Основные направления совершенствования учетной политики

Выбранная предприятием учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущества, показателей финансового состояния предприятия. Учетная политика предприятия является важным средством формирования величины основных показателей деятельности предприятия, налогового планирования, ценовой политики.

Методический аспект учетной политики.

Рассмотрим, как можно уменьшить налогооблагаемую базу налога на прибыль. Рассмотрим несколько законных способов уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Полезные резервы. Предприятие имеет право создавать резервы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса. Например, разрешается осуществлять расходы на формирование резервов по сомнительным долгам (ст. 266 НК), расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам или на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (подп. 24 ст. 255 НК), расходы под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК). Списание будет выглядеть следующим образом: Д 91.1 «Прочие расходы» К 63 «Резервы по сомнительным долгам».


В качестве привлечения интереса к своей продукции или в качестве исполнения трюка «низкие цены» предприятие может предоставить покупателю скидку, также может предоставлять скидки или премии как бонус за своевременную оплату товара. Расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, можно принять в состав внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК). Списание будет выглядеть следующим образом: Д 91.1 «Прочие расходы» К 42 «Торговая наценка», 51 «Расчетные счета».

Предприятие может списать расходы на подготовку и переподготовку кадров в составе общехозяйственных расходов (п. 3 ст. 264 НК). Такое утверждение содержится и в письме Минфина России от 30 ноября 2006 г. № 03-03-04/2/252. Учесть расходы, связанные с повышением квалификации работников, как расходы на подготовку и переподготовку кадров, можно, если с сотрудниками заключен трудовой договор.

Затраты на форменную одежду, выдаваемую работникам бесплатно принимать в составе расходов на оплату труда (п. 5 ст. 255 НК). Списание будет выглядеть следующим образом Д 91.1 «Прочие расходы» К 41 «Товары».

В целях оптимизации наиболее приемлемым способом начисления амортизации объектов основных средств будет способ уменьшаемого остатка (нелинейный).

Допустим, что с первого января 2019 года вводится в эксплуатацию основное средство стоимостью 60 тыс. руб. сроком полезного использования 10 лет. Примем, что норма амортизации по основному средству составляет 10%. Составим варианты начисления амортизации линейным способом и уменьшаемого остатка. Для наглядности расчетов результаты сведены в таблицу.(См.Приложение 2).

Первоначально, кажется сравнительно большая эффективность линейного способа. Если учесть что через пять лет данное основное средство уже не сможет полностью удовлетворять предъявляемым требованиям и предприятие вынуждено приобрести новое, то эффективность использования способа уменьшаемого остатка становиться очевидной. Этот вид амортизации позволяет в первые годы работы списывать большие суммы в рамках амортизационных отчислений, что дает возможность не только быстро восстанавливать основные средства, но и уменьшить налогооблагаемую базу и, следовательно, сэкономить предприятию определенную часть денежных средств;

Основные средства дешевле 20000 тыс. руб. сразу списывать на затраты, как только это имущество будет передано в эксплуатацию.

Не менее важным является организационно - технический аспект формирования учетной политики. Для улучшения предложено следующее.


Чтобы предприятие адаптировалось к внешней обстановке необходимо вести внутренний контроль. Контроль на предприятии будет, занимается как стратегическими проблемами, то есть каким образом организация взаимодействует с обстановкой, так и оперативными проблемами, то есть эффективной реализацией планов, разработанных для достижения общих целей.

  • Оперативный контроль будет регулировать процессы, которые необходимы предприятию для преобразования ресурсов в услуги;
  • Финансовый контроль - регулировать финансовые ресурсы по мере их притока на предприятии, движения и оттока из нее;
  • Структурный контроль будет анализировать насколько структурные элементы предприятия соответствуют своему назначению;
  • Стратегический контроль будет, сосредоточивается на структуре, руководстве, технологии, трудовых ресурсах организации, а также на информационных системах и системах оперативного контроля.

1. Установление стандартов

2. Измерение эффективности деятельности

3. Сравнить достигнутые показатели

4. Оценить эффективность, предпринять действия

Рисунок 4 – Этапы внутреннего контроля

С помощью внутреннего контроля будут достигнуты следующие задачи:

  • сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов предприятия;
  • соблюдение требований действующего законодательства, внутренних политик, стандартов и процедур;
  • выполнение бизнес-планов;
  • полноту и достоверность бухгалтерских записей, финансовой отчетности и управленческой информации;
  • выявление, идентификацию и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности предприятия;
  • планирование и управление рисками в деятельности предприятия, включая в себя принятие своевременных и адекватных решений по управлению риском до момента нанесения им максимального ущерба;
  • установление и поддержание хорошей репутации предприятия в деловых кругах и у потребителей.

Для удовлетворения информационных потребностей внутрифирменного управления предлагается путем предоставления стоимостных и натуральных показателей оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия, а также конкретных менеджеров.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января в Обществе проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В обязательном порядке инвентаризацию проводить в следующих случаях: