Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с переходом экономики России на новые формы экономических отношений, а также существования различных форм собственности, возникла необходимость перехода налогового учета на международные стандарты. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности. То есть, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности. Следовательно, учетная политика организации, являясь совокупностью способов ведения бухгалтерского учета, может стать важным инструментом бухгалтерского и налогового планирования в организациях.

Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило меня выбрать данную тему выпускной квалификационной работы.

Актуальность учётной политики в настоящее время велика, так как сложившаяся экономическая ситуация в России (общий спад производства, кризис неплатежей, неплатежеспособность должников) непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий. Поэтому в зависимости от выбранной учётной политикой складывается экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне и имеет научно- практическую значимость, так же в условиях становления рыночной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности.

Целью курсовой работы является – исследовать учетную политику организации и разработать предложения по ее совершенствованию.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические и правовые аспекты формирования и принятия учетной политики организации;
  • проанализировать варианты налогового учета объектов, включаемые в учетную политику;
  • раскрыть особенности учётной политики данного предприятия;
  • разработать направления совершенствования учетной политики

Объект исследования – предприятие ООО «АВАЗОР».

Предметом исследования является учетная политика данного предприятия.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, аналитический, статистический, метод сравнения.

Структура работы состоит из двух глав. Первая посвящена теоретическим аспектам формирования учетной политики. Вторая рассматривает практическую оценку действующей учетной политики в ООО «АВАЗОР».

Глава1. Теоретические аспекты формирования учетной политики

1.1.Цели, задачи и содержание учетной политики

Под учетной политикой организации понимается принятая «совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».[1]

Элементы учетной политики можно представить с помощью следующего рисунка.[2]

Учетная политика организации

Методика

Организация

Техника

Способы оценки активов и обязательств

Организационная структура

Рабочий план счетов

Организация документооборота

Форма бухгалтерского учета организации

Способы начисления амортизации

Организация проводимых инвентаризаций

Способы учета реализации товаров, работ, услуг

Система учетных регистров

Система внутреннего учета, отчетности и контроля

Способы группировки и списания затрат на производство

Рисунок 1 – Элементы учетной политики в организации

При выборе и осуществлении учетной политики предприятие ставит перед собой цели:

  • формирование полных и достоверных данных об имущественном и финансовом положении предприятия;
  • выступать способом общения деловых людей;
  • быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей;
  • использования материальных и финансовых возможностей;
  • осуществления экономического маневрирования средствами с учетом изменений рыночной конъюнктуры в соответствии со стратегией и практикой.

Поскольку в условиях рыночной экономики фирма долговременно существует, только если она прибыльная, с известной долей допущения можно утверждать, что главной задачей учетной политики является обеспечение примерной равномерности получения предприятием прибыли без значительных всплесков и катастрофических провалов.

Кроме того, выбранная учетная политика решает следующие задачи:

  • полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
  • готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.[3]

Организация должна при формировании учетной политики рассматривать не все теоретически возможные факты хозяйственной жизни, а лишь те, которые имеют место в деятельности организации либо планируются в ближайшем будущем.[4]

Учетная политика может быть дополнена в связи с возникновением в организации фактов, не имевших места ранее.

Следующий шаг – анализ состояния нормативной базы по бухгалтерскому учету и формирование отношения организации к имеющимся нормам. Здесь решаются три задачи:[5]

  • выбор варианта учета из вариантов, предлагаемых законодателем;
  • оценка организацией нормативно установленных способов учета;
  • выявление фактов хозяйственной жизни организации, нормы, в отношении которых вообще отсутствуют в системе нормативного регулирования.

Приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации);
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • способы бухгалтерского учета, принципы которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики условий хозяйствования — отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.;
  • способы бухгалтерского учета, которые установлены нормативными документами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, но не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;
  • способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, когда представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

При формировании учетной политики предприятия по конкретному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор способов из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.[6]

При выборе способа ведения бухгалтерского учета могут учитываться различные факторы, в том числе и налоговые последствия выбранного способа.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что варианты, предлагаемые нормативными актами по бухгалтерскому учету, не предполагают одинаковый алгоритм их выбора.

Одним из требований к формированию учетной политики является «требование приоритета содержания перед формой»,[7] в соответствии с которым предприятие должно руководствоваться экономической сущностью явления, а не только его юридической формой. Выполнение этого требования очень важно еще и потому, что часто практика хозяйственно-финансовой деятельности предприятия выходит за рамки установленной на данный момент юридической формы.

При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов – основных средств, нематериальных активов и т.п. или процессов – капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что любая специфика деятельности организации должна учитываться в целях управления данной организацией, что решается при постановке системы регулярного управления финансовыми результатами организации – системы управленческого учета.[8]

Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно быть аргументировано и обосновано.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.[9]

Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определить правильность той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики.[10]

К сожалению, некоторые противоречия в нормативных актах по бухгалтерскому учету нельзя разрешить и найти однозначное решение, даже если воспользоваться правилами.


Необходимо помнить, что учетная политика является основным направлением сближения бухгалтерского и налогового учета.

Таблица 1 - Правила разрешения коллизий

Стороны

Предпочтение

Акт федерального государственного органа и акт государственного органа субъекта

Акт федерального органа – если регулируется вопрос, относящийся к предмету ведения Российской федерации и предмету совместного ведения Российской федерации и ее субъектов

Акт органа субъектов Российской федерации – если регулируемый вопрос относиться к предмету ведения субъектов Российской федерации

Акты различной юридической силы

Акт большей юридической силы

Общая и специальная правовая норма

Специальная правовая норма

Нормативные акты, вступающие в силу в разное время

Нормативный акт, вступивший в силу позже, имеет приоритет перед нормативным актом, вступившим в силу ранее него

1.2.Порядок формирования и применения учетной политики для целей налогового учета

В настоящее время в обязанность любой организации входит формирование не только учетной политики для целей бухгалтерского учета (т.е. бухгалтерской учетной политики), но и учетной политики для целей налогообложения (т.е. налоговой учетной политики).[11]

Учетная политика для целей налогообложения - это обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по налогу. Это означает следующее:

  • предприятие осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации.
  • выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. на всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения;
  • данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на отчетный год);
  • данные способы должны быть закреплены соответствующим документом.