Файл: Государственный кредит (Теоретические основы сущности государственного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В нашей стране в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации используются только банковские гарантии. Банковская гарантия всегда выдается только на определенный срок. Гарантия начинает своё действие, как правило, сразу с момента возникновения обязательства по кредитному договору.

Выдача гарантии носит возмездный характер. Услуги по ее предоставлению могут оплачиваться как до выдачи гарантии, так и после ее исполнения.

На практике гарантия оформляется гарантийным письмом кредитору или подписанием договора гарантии гарантом и бенефициаром (банком-кредитором). В большинстве случаев к заключению договора привлекают и заемщика, т.е. договор становится трехсторонним. Такой договор наделяет взаимными правами и обязанностями не только кредитора, но и гаранта, и заемщика.

Для договора банковской гарантии существенными условиями является то, какие конкретно договоры и на какую сумму гарантируются, и срок действия гарантии. [13]

Как и раньше, формирование программ государственных гарантий России на предстоящий период осуществляется на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ответственных за государственную политику в соответствующих отраслях экономики, и с учетом опыта оказания государственной гарантии предыдущих лет. Общий объем предусмотренных к предоставлению в 2020 г. государственных гарантий в национальной валюте составляет 190,1 млрд. рублей.

Что касается госгарантий в иностранной валюте, то их суммы будут сохраняться, в среднем, на уровне 83,0 млрд. рублей в год (График 1).

График 1. Планируемые объемы предоставления государственных гарантий Российской Федерацией, млрд. руб. [20]

На предстоящий период планируется сокращение объема гарантийной поддержки инвестиционных проектов. Вместе с тем, данное направление господдержки по-прежнему рассматривается в качестве приоритетного. Госгарантии будут предоставляться как на реализацию проектов в отдельных отраслях экономики и видах производства, так и на реализацию проектов в отдельных регионах страны. Сохранится и поддержка деятельности АО «РОСНАНО».

В 2019-2020 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки экспорту промышленной продукции (товаров, работ, услуг) с ежегодным лимитом предоставления соответствующих гарантий на уровне 1,2 млрд. долларов США.

Таким образом, структура планируемых к предоставлению государственных гарантий, в целом, ориентирована на поддержку российских предприятий и значимых инвестиционных проектов, а также проектов, связанных с экспортом российской высокотехнологичной продукции. (График 2)


График 2. Планируемое предоставление государственных гарантий Российской Федерации в 2020 году[20]

Учитывая масштабы запланированной гарантийной поддержи и сохраняющийся на неё высокий спрос как со стороны кредиторов, так и заёмщиков, объем государственного долга по госгарантиям продолжит рост (График 3).

График 3. Прогноз динамики государственного долга по государственным гарантиям Российской Федерации и ВВП, %[20]

Как следствие, долговая нагрузка на федеральный бюджет, связанная с возможными рисками исполнения госгарантий, находиться на высоком уровне.

Учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по возможному исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов.

Расчеты предельных объемов осуществляются по действующим на момент подготовки проекта федерального бюджета государственным гарантиям, исходя из фактических объемов обеспеченных ими обязательств и с учетом оценки вероятности наступления гарантийных случаев.

В настоящее время государственная гарантия Российской Федерации зачастую воспринимается бизнес-сообществом исключительно как отсроченное бюджетное финансирование, призванное обеспечить кредиторам доходность и возвратность предоставленных заёмщиком ресурсов и «отключающего» необходимость проведения адекватной оценки рисков реализации проектов, поддерживаемых госгарантиями. Прямым следствием данной трактовки гарантийного механизма является потеря банками-кредиторами мотивации к осуществлению контроля за финансовым состоянием заемщиков и управлению кредитными рисками, а также к проведению адекватной и всесторонней оценки финансового состояния заемщика и/или финансовой состоятельности проекта.

По мере расширения объемов гарантийной поддержки инструмент государственных гарантий нередко стал восприниматься банками как стандартное обеспечение по предоставляемым ими кредитам. Более того, все чаще имеют место попытки решать проблемы «токсичных» активов путем получения государственных гарантий при рефинансировании заведомо безнадежных долгов и перекладывания всех рисков кредитования проблемных предприятий на федеральный бюджет. Такой подход не соответствует принципу соразмерного разделения рисков между кредиторами и гарантом. Он ставит Российскую Федерацию в заведомо неравное положение, когда гарант, не являясь полноправным участником гарантируемых сделок, лишен возможности управлять имеющимися предпринимательскими рисками.


В рассматриваемом контексте важное значение имеет тот факт, что госгарантии предоставляются на безвозмездной основе. В Российской Федерации отсутствует стандартная система платности гарантийной поддержки, непосредственно увязывающая стоимость полученной бенефициаром гарантии с уровнем риска проекта, которому оказывается поддержка. Кроме того, наряду с принимаемыми рисками исполнения гарантийных обязательств предоставление и дальнейшее администрирование государственных гарантий сопряжено с иными постоянными издержками, которые вынуждена нести Российская Федерация как гарант. [18;20]

Государственные заимствования - это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляется посредством выпуска государственных долговых обязательств, гарантированных правительством. [19]

Займы могут быть внешними (кредитование с другими государствами) и внутренними (бюджетные кредиты).

Кроме этого, Бюджетный кодекс России выделяет бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств у федерального бюджета могут непосредственно выступать:

  1. Бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс (статья 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов. [12]
  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  3. Юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.
  4. Органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. [12]

Министерство финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год определяет объем предоставления организациям кредитов и доводит его до Министерства экономики России и Министерства промышленности и торговли России не позднее чем за четыре месяца до начала соответствующего финансового года для проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов. [3]


Общая сумма долгов иностранных государств перед Россией достигает почти 40 млрд долларов по состоянию на 1 февраля 2019 года. В эту сумму включены и долги перед СССР, Россия получила право взыскивать долги СССР на основании того, что взяла на себя обязательства обслуживать внешние долги Советского Союза. Россия финансово поддерживает полезные с точки зрения геополитики и партнерства страны.

Современная Россия продолжает кредитовать своих союзников. Информация о том, сколько, кому и на какие цели выдает кредиты РФ, раскрывается скупо и неохотно. Общая сумма долга была раскрыта для иностранных инвесторов в проспекте евробондов (без дополнительной конкретики).

В итоге Минфин крайне удачно разместил эти евробонды на 3 млрд долларов и 750 млн евро. План на весь год был занять 3 млрд. долл., а инвесторы готовы были дать в долг России в четыре раза больше (12 млрд долл.). Давали в долг России иностранцы: 40% удовлетворенных заявок пришлись на инвесторов из Британии, инвесторы из континентальной Европы купили 18% выпуска, инвесторы из США – 17%.

Россия многим простила долги либо полностью, либо большую часть, начиная с Узбекистана, Киргизии и Монголии и заканчивая далекими от нее Кубе, Ираку, Алжиру, Сирии, Вьетнаму, Эфиопии, Танзании, Лаосу, Мозамбику, Йемену. Последний крупный раунд списания долгов прошел в 2014 году, тогда «простили» в общей сложности 31 млрд долларов Кубе, а всего за 10 лет было списано почти 90 млрд долларов таких обязательств. Так, Ираку списали 21 млрд долларов, Монголии и Афганистану по 11 млрд долларов, КНДР – 10 млрд долларов. В основном это долги, которые сформировались в советские годы.

Долги суверенных государств перед Россией можно разделить на три категории: плата за лояльность, кредит на покупку вооружения и технологически сложного оборудования, а также на покупку ресурсов.

Плата за лояльность у России небольшая, поскольку, за редкими исключениями, дальше сопредельных стран геополитические интересы не распространяются.

Часто Россия выдает кредиты другому государству на строительство на его территории АЭС силами Росатома или на закупку российского оружия. В этом случае деньги даже не доходят до другой страны. Кредитор выделяет средства и направляет их производителю, например, военной техники, который по заключенному с государством-заемщиком контракту производит и поставляет ее государству-заемщику.

Третья категория кредитов – покупка ресурсов, чаще всего нефти или газа, либо доступа к недрам для самостоятельной добычи. Это на самом деле самые качественные долги на балансе любого государства, поскольку обязательства по ним исполняются в натуральном выражении, высоколиквидным сырьем. Риски, безусловно, есть, но безрисковых инвестиций и ссуд не бывает.


Так, Белоруссия, кроме более дешевых нефти и газа, активно берет деньги в кредит у России, по льготной ставке. Периодически Минск, как и многие другие, просит продлить срок кредитования.

Минск просил дать 1 млрд долларов кредита только, Россия заявила, что готова рефинансировать Белоруссии ранее выданный заем, но на 630 млн долл. В 2018 году Белоруссия выплатила России внешний долг на более чем 1 млрд долл., плюс еще чуть больше 0,5 млрд долл. Евразийскому фонду стабилизации и развития, где главную роль играет Минфин России.

В 2011 году Россия выдала Белоруссии льготный экспортный кредит в 10 млрд долл. на строительство в стране АЭС. Погашать она его начнет только через шесть месяцев после ввода АЭС в строй, но не позже апреля 2021 года, тридцатью равными частями в течение 15 лет.

Ситуация с возвратом долга Украины в 3 млрд долл. сложней. Киев взял в долг у Москвы в виде выпуска еврооблигаций в декабре 2013 года при правлении Януковича, и новая власть в стране не хочет считать этот долг государственным и оплачивать, хотя этот факт признали даже в Международный валютный фонд. До начала 2016 года Украина и признавала этот долг – до этого срока она выплачивала проценты. Когда же пришел срок вернуть всю сумму, решила, что проще назвать этот кредит политическим и ввести мораторий на его оплату. Высокий суд Лондона обязал Киев вернуть деньги, но это украинская сторона, , пытается оспорить в Апелляционном суде Великобритании.

С юридической точки зрения позиция Украины слаба, но хотя правота на стороне Москвы, вернуть эти миллиарды в Фонд национального благосостояния России крайне сложно, даже через судебные инстанции. Украина уже допустила дефолт по этому долгу и может десятилетиями его не отдавать, ссылаясь на печальную финансовую ситуацию. Отдавать кредиты Международному валютному фонду и другим кредиторам Киеву это, правда, не мешает.

Армения также активно берет кредиты у России. Так, на 2019 году – заняли 490 млн долл., и основная сумма в 343 млн долл. будет одолжена у России. Еще пять лет назад Россия выделила Армении кредит на 270 млн долл. для финансирования работ по продлению сроков работы Армянской АЭС до 2026 года. В конце 2018 года Армения попросила продлить сроки реализации кредита. В 2016 году Армения получила от России кредит на 200 млн долларов на закупку российских вооружений в течение двух лет.

Кредиты на закупку вооружения Россия дает в том числе Кубе и Бангладеш. Бангладеш получила экспортный кредит на строительство АЭС – до 11,38 млрд долл. для использования в 2017–2024 годах с началом погашения в 2027 году.