Файл: Государственный кредит (Теоретические основы сущности государственного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами Российская Федерация и органами местного самоуправления.

С помощью контрольной функции контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. [6; 11]

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства Российской Федерации могут носить: краткосрочный характер (до 1 года); среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет); долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства России погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»);

По праву эмиссии они делятся на: выпускаемые центральным правительством; выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

По признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые: только среди населения; только среди юридических лиц; как среди юридических лиц, так и среди населения, физических лиц;

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • Процентно-выигрышные, таким образом, владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • Выигрышные, то есть, получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей.
  • Беспроцентные (целевые) займы по своей структуре предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется. [14]

По методам размещения делятся на: добровольные; размещаемые по подписке; принудительные.

Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации

Принудительные займы и займы, размещенные по подписке, практиковались в нашей стране в первоначальный период развития государственного кредита и вплоть до 50-х гг., в настоящее время применяется только добровольный принцип размещения государственных и муниципальных займов.

Принудительные займы- представляют собой, государственные займы, размещаемые в принудительном порядке, являются по существу скрытой формой государственного банкротства, также к принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке. [4] Займы по подписке - сбор заявок потенциальных инвесторов после публикации проспекта эмиссии, в которых они обязуются приобрести определенное количество облигаций. Подписка может быть открытая и закрытая. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются. [1]

Государственные займы, по форме займы могут быть: облигационными и безоблигационными.

Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. [14]

1.3 Управление государственным кредитом

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Как одно из направлений финансовой политики управление государственным кредитом находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.


Высшим органом управления государственным кредитом в Российской Федерации является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета. [12]

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга, таким как:

  • Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия – изменение доходности займов.
  • Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
  • Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель данных методов – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. [17]


Согласно статье 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга. [12]

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление государственным кредитом ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляет Министерство финансов России или Казначейство совместно с Центральным банком.

Так, в целях управления федеральным долгом в рамках Министерства финансов Российской Федерации созданы два департамента:

  1. Департамент управления государственным внутренним долгом,
  2. Департамент управления государственным внешним долгом.

В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации.

Регулирование рынка государственным ценных бумаг также осуществляется через Центральный Банк Российской Федерации. Меры воздействия: поднятие ставки рефинансирования, обычно действует лишь короткий промежуток времени и регулярное воздействие путем предоставления кредитов коммерческим банкам под залог государственных ценных бумаг.

В странах с развитой рыночной экономикой в последние годы наметилась тенденция передачи оперативного управления государственным долгом негосударственным структурам как более мобильным и эффективным рыночным институтам. Долгами государства занимается не центральный банк, а частная инвестиционная компания. [5]

По сути, государственный кредит реализуется в трёх формах, при которых государство выступает:

  • В качестве кредитора,
  • В качестве гаранта,
  • В качестве заёмщика.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ, НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Российская Федерация – как гарант и кредитор

Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (статья. 115).

Размер предоставленных государственных гарантий за первые два месяца 2020 года можно наблюдать в таблице 1.

Таблица 1.

Объем государственных гарантий на период с января по февраль 2020 года. [20]

Показатель

По состоянию на

01.01.2020

01.02.2020

Государственные гарантии России

840,530 руб.

836,036 руб.

Согласно Бюджетному кодексу в Законе о федеральном бюджете должны быть установлены верхние пределы государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Общая сумма гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга (статья 116). При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя. [12]

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Российская Федерация может выступать гарантом по обязательствам субъектов Российской Федерации, а также юридических лиц. Юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться под высокоэффективные инвестиционные проекты. [3]