Файл: Государственный кредит (Теоретические основы сущности государственного кредита).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции и виды государственного кредита
1.3 Управление государственным кредитом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИИ, НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Российская Федерация – как гарант и кредитор
2.2 Российская Федерация – как заемщик
2.3 Государственная денежно-кредитная политика современной России
Помимо обеспечения финансирования федерального бюджета путем привлечения ресурсов на внутреннем и международном рынках капитала, долговая политика направлена на достижение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, дальнейшее развитие внутреннего рынка долгового капитала, восстановление и повышение кредитных рейтингов, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для корпоративных заемщиков. Одновременно решаются задачи, как стимулирование субъектов России и муниципальных образований к проведению ответственной долговой политики, совершенствование системы мониторинга рисков внешних заимствований корпоративного сектора, повышение адаптивности механизма предоставления государственных гарантий к потребностям роста экономики и диверсификации ее структуры.
В условиях прогнозируемого в предстоящем периоде положительного сальдо текущего счета отсутствует объективная потребность в привлечении Российской Федерацией заемных ресурсов в иностранной валюте. Приток этих средств оказывал бы дополнительное давление на курс национальной валюты. В этой связи в 2020 г. планируется продолжить практику ежегодных заимствований на международном рынке капитала в ограниченных объемах. Это необходимо для сохранения присутствия России на рынке как суверенного заемщика и поддержания репрезентативной кривой доходности долговых обязательств Российской Федерации в иностранной валюте, а также для увеличения числа и круга инвесторов, готовых приобретать российские суверенные облигации, и создания предпосылок для улучшения условий заимствований российских корпоративных эмитентов.
В ближайшие года выпуск еврооблигаций по-прежнему будет осуществляться преимущественно в долларах США, поскольку глобальный рынок долговых инструментов в этой валюте является наиболее емким и позволяет минимизировать стоимость привлекаемых средств. При этом, в случае формирования соответствующих предпосылок, иностранным инвесторам будут предлагаться и облигации, номинированные в иных валютах, например, в евро.
В условиях сохраняющейся геополитической напряженности, приобретает особую актуальность решение задачи обеспечения доступа России и ее хозяйствующих субъектов к альтернативным источникам заемных ресурсов. Приоритет в этой области – выпуск новых долговых инструментов, регулируемых российским правом, с использованием национальной инфраструктуры финансового рынка и с опорой на отечественные финансовые институты.
Наиболее перспективным в этой связи представляется размещение на Московской Бирже Облигации федерального займа (ОФЗ), номинированных в китайских юанях и ориентированных на внутренних инвесторов из Китайской Народной Республики
В настоящее время можно говорить о наличии заинтересованности как российских участников фондового рынка, так и российских дочерних структур ряда китайских банков выступить организаторами такого размещения.
2.3 Государственная денежно-кредитная политика современной России
Под денежно-кредитной политикой или монитарной, понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами.
Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации монитарной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный Банк по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций. [21]
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки бумаг у держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу. [9]
Денежно-кредитная политика Банка России нацелена на поддержание ценовой стабильности в экономике. Сохранение низкой и стабильной инфляции является важным условием обеспечения благополучия населения, благоприятных условий для развития бизнеса, повышения доступности долгосрочных финансовых ресурсов и доверия к национальной валюте.
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» Банк России разъясняет цели, принципы и подходы к проведению монитарной политики, также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу.
Наряду с неизменностью целей и принципов, преемственностью подходов, ключевое значение для доверия населения и бизнеса к проводимой политике имеют последовательные и своевременные меры Банка России.
Важную роль сыграли решения Банка России о повышении ключевой ставки в ответ на действие целого ряда проинфляционных факторов в 2018 году. Это позволило ограничить их влияние на инфляцию, после кратковременного роста - обеспечить устойчивое замедление роста потребительских цен и уже в середине 2019 г. перейти к снижению ключевой ставки.
Банк России поддерживает инфляцию вблизи целевого уровня - 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции. Основной инструмент денежно-кредитной политики - это ключевая ставка. Ключевая ставка - это процент, под который центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Изменение ключевой ставки влияет на спрос через ставки в экономике и в конечном итоге - на инфляцию. Динамику изменения ключевой ставки Банка России можно проследит на графике 5.
График 5. Динамика ключевой ставки Банка России в период с 2013 по 2020 года. [20]
Низкая и устойчивая инфляция благоприятна и для ведения бизнеса. Она способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний.
Установление цели по инфляции вблизи 4% и устойчивое закрепление инфляции на стабильно низком уровне повышают определенность экономических условий для участников экономических отношений и облегчают финансовое и инвестиционное планирование, принятие решений относительно сбережений и заимствований.
Банк России разъясняет причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности. [20]
Также одним из важных инструментов монитарной политики является коммуникационная политика Банка России, которая влияет как на формирование процентных ставок на финансовом рынке, так и на инфляционные ожидания.
В случае увеличения инфляции стоимость банковских пассивов растет быстрее, чем доходность банковских активов. В этих условиях банки вынуждены увеличивать стоимость или сокращать сроки кредитования, для снижения рисков.
Таким образом, формируются благоприятные условия заимствования для компаний. Не только российские банки, но и внутренние инвесторы, а также иностранные инвесторы с большей готовностью предоставляют заемные средства в странах с предсказуемой экономической средой, неотъемлемый элемент которой - стабильно низкая инфляция.
Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей.
Основным каналом этого воздействия являются процентные ставки. Изменение ключевой ставки Банка воздействует на рыночные процентные ставки, от них, в свою очередь, зависит сберегательная и кредитная активность.
В зависимости от склонности к сбережению или расходованию средств (потреблению, инвестированию) формируется внутренний спрос в экономике, который влияет на динамику цен. Для того чтобы изменение ключевой ставки отразилось в значительной мере на процентных ставках по депозитам и кредитам на разные сроки, необходимо от двух месяцев до трех кварталов.
Банк России изменяет ключевую ставку, если текущие тенденции указывают на продолжительное отклонение инфляции от цели на прогнозном горизонте или имеются факторы длительного действия, которые с высокой вероятностью приведут к такому продолжительному отклонению. [16]
Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансированно, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов. Банки, обслуживая воспроизводственный процесс в целом, работают главным образом в сфере обмена, другие же финансовые институты решают задачи в сфере распределения общественного продукта.
Денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. К сожалению, эти стимулирующие свойства кредита как ускорителя производства и обращения учитываются далеко не в полной мере. Его назначение в российской экономике реализуется крайне недостаточно. Отношение размера кредита к ВВП в несколько раз меньше, чем в более развитых странах. Пропорции в размещении кредитов по срокам, видам, между предприятиями и населением нарушены. [9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный кредит по определению представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления представляется преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, но может быть и кредитором, а также выступает в качестве гаранта. На практике кредиторами чаще всего являются банки, корпорации, страховые и инвестиционные компании.
Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Помимо этого, к особенностям государственного кредита можно отнести целевой характер его использования и то, что обеспечением государственного кредита служит то имущество, что находится в собственности государства. [11]
В основном государственный кредит делится на внутренние заимствования (внутри страны, в валюте той страны) и внешние заимствования (за пределами страны, с иностранными государствами, в иностранной валюте).
Государственный кредит совмещает в себе функции кредита и финансов, осуществляется он через органы государственной власти. Высшим органом управления государственным кредитом в России служит Федеральное Собрание, оно устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета. Также предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
В отношении государственного кредитования правительство может выступать кредитором, заемщиком и гарантом. Если органы власти преимущественно выступают как кредитор или грант по кредитным обязательствам, то можно сделать вывод о то, что финансовая составляющая у такого государства находится в процветающем состоянии.