Файл: Государственный кредит (Теоретические основы сущности государственного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2016 году экспортный кредит от России получила Индия в размере 3,4 млрд долл. на строительство АЭС «Куданкулам». В 2017 году Дели получил 10-летний кредит еще на 4,2 млрд долл. на строительство нового энергоблока этой станции.

Сложности с возвращением долгов России могут возникнуть и в Венесуэле, в неё мертвой хваткой вцепились США. По последним данным, невозвращенная часть кредита России, выданного Венесуэле, составляет 4 млрд долл.

Скоро крупнейшим должником перед Россией может стать Египет. Россия уже пообещала выделить стране кредит в 25 млрд долл. на строительство АЭС. Президент Путин, говорил, что «это хороший кредит, с хорошей процентной ставкой», выплаты по которому начнутся с 2029 года.

Большая доля кредитов, предоставленных Советским Союзом, шла по «закрытым» статьям, не подлежащим разглашению. Это была материальная и военная помощь дружественным режимам в обмен на политическую лояльность и расширение сферы влияния в этих регионах. В современной России, по сути, мало что изменилось. По-прежнему продолжается помощь странам, где у России есть свои интересы экономического или политического характера. И зачастую не рассчитывая на полный возврат вложенных средств.

И все же далеко не все обязательства перед РФ являются заведомо невозвратными: значительная часть выдаваемых «кредитов», по сути, представляет собой инвестиции, которые могут приносить государству достаточно высокий доход, ведь кредиты идут не только на политические цели, но и на поддержку российского экспорта. [22]

2.2 Российская Федерация – как заемщик

Государственные заимствования Российской Федерации (статья 89) - займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. [2; 12]

Государство выступает в роли заемщика для: покрытия бюджетного дефицита; рефинансирования ранее сделанных долговых обязательств; обеспечения инструментов регулирования; ликвидности кредитных институтов. [15]

В результате заемной деятельности образуется государственный долг, который состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей.

Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства России, но и органов управления в составе государства.


Обеспечением государственного долга России (статья 98) служат все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме [12]:

    • Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • Государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • Договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    • Договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;
    • Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Заемные средства Российская Федерация мобилизует чаще всего двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Порядок выпуска и размещения долговых ценных бумаг регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ. В соответствии с этим законом федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. [15]

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Федерация, если они не были гарантированы Правительством России. [2]

В зависимости от места размещения займы делятся на две группы:

  1. Государственные внутренние заимствования
  2. Государственные внешние заимствования

Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. [15]

Отличаются друг от друга по видам заемных инструментов, условиям размещения, по составу кредиторов, по валюте займа.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте.

Размер внутреннего государственного долга Российской Федерации предоставленных за 2019 год и предполагаемый объем за 2020-2022 года можно наблюдать в таблице 2.


Таблица 2.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации в млрд. руб. [20]

Показатель

2019

2020

2021

2022

Государственный внутренний долг России

11142,2

12981,3

14643,7

16619,3

%% к общему объему долга

72,2%

75,5%

76,6%

78,4%

Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Эмитентом ценных бумаг от имени России выступает Минфин Российской Федерации. [2]

Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. [15]

Согласно Бюджетному кодексу в объем государственного внутреннего долга включаются:

  • Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;
  • Объем основного долга по кредитам, полученным Россией;
  • Объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Россией от бюджетов других уровней;
  • Объем обязательств по госгарантиям, предоставленным Россией.

Совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации образует государственный долг субъекта Федерации. Формы долговых обязательств субъекта соответствуют формам долговых обязательств Российсии.

Субъекты Российской Федерации вправе заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать ценные бумаги.

Ограничения заемной деятельности субъектов были установлены указами Президента. Бюджетный кодекс ввел следующие ограничения:

  1. Предельный объем государственного долга субъекта не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;
  2. Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Если при исполнении бюджета субъекта Федерации нарушаются требования, регулирующие предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга, и субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:

  • Назначение проверки исполнения бюджета субъекта России;
  • Передачу исполнения бюджета субъекта Федерация под контроль Министерства финансов Российской Федерации;
  • Принятие мер, предусмотренных бюджетным законодательством. [12]

Внешние займы и кредиты мобилизуют средства иностранных финансовых рынков в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны-размещения. [2]

В объем государственного внешнего долга России включаются:

  • Объем обязательств по госгарантиям, предоставленным Россией;
  • Объем основного долга по полученным Российской Федерации кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (статья 98).

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов.

Согласно Бюджетному кодексу предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга то формам обеспечения обязательств. [12]

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Правительство России вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов на его обслуживание. [15]

Размер и предполагаемые изменения внешнего государственного долга России за 2019-2022 года можно пронаблюдать в нижеприведенной таблице 3.

Таблица 3.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации 2019-2022 гг. в млрд. руб. [20]

Показатель

2019

2020

2021

2022

Государственный внешний долг России

4297,3

4220,6

4474,1

4584,8

%% к общему объёму долга

27,8%

24,5%

23,4%

21,6%

Структура государственного долга также выгодно отличает Российскую Федерацию от многих других суверенных дебиторов. Структуру российского долга можно наблюдать на графике 4, преобладают ценные бумаги – около 75%. 50% объема портфеля государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и единовременной выплатой основной части долга - ОФЗ-ПД. Другая крупная категория государственного внутреннего долга (28%) - ОФЗ-ПК. Роль долговых инструментов иных видов – относительно незначительна.


График 4. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, % [18]

В 2017 – 2019 гг. государственная долговая политика характеризуется сохранением относительно низких темпов роста ВВП, структурными ограничениями его роста и, следствие, существенными рисками при исполнении федерального бюджета. Для России стала типичная ситуация финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников, а не накопленных резервов. Как вытекающие, оперативно адаптировали государственную заемную политику к новым реалиям, скорректировали стратегию присутствия России на долговых рынках в качестве заемщика, выработали комплекс мер, направленных на сохранение гибкости при осуществлении государственных заимствований. Как видно из таблицы 4, к концу отчетного периода все без исключения общепринятые показатели долговой устойчивости Российской Федерации находились в пределах безопасных зон (конкретно, отношение государственного долга находилось в пределе 20% ВВП).

Таблица 4.

Показатели долговой устойчивости России, %[18]

Показатель

2016

2017

2018

2019

Пороговое

значение

1

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

13,2

14,61/14,72

14,91/15,22

15,31/15,72

20,0

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета

3,8

4,5

5,3

5,4

10,0

Продолжение таблицы 4

Показатель

2016

2017

2018

2019

Пороговое

значение

3

Отношение годовой суммы платежей на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

9.2

11,5

11,9

11,6

15,0

4

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

18,4

18,01/18,32

17,01/17,62

101,91/104,22

100,0

5

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

18,4

18,01/18,32

17,01/17,62

16,51/17,52

220,0

6

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

0,9

0,9

1,2

0,8

25,0