Файл: Налоги как цена услуг государства (Значение и сущность налогов).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
2.1. Принципы налогообложения
Принципы налогообложения – основополагающие начала или идеи и положения, которые нужно учитывать в налоговой сфере. Беря во внимание многоаспектность содержания налогов и их комплексный характер с неоднозначной природой, важно подчеркнуть, что любой сфере налоговых отношений отвечает своя система принципов.
Можно условно выделить экономические и организационно-правовые принципы налогообложения. Основные – базисные положения, которые касаются целесообразности и оценки налогов в виде экономического явления. Основополагающие принципы сформулировал А. Смит в 1776 году в своей знаменитой работе под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов».
1. Принцип равномерности, справедливости. Все лица обязаны принимать материальное участие в финансировании общегосударственных нужд пропорционально собственным доходам, которые те получают под покровительством государства. Сам Смит писал так: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...» [9]. Это условие, которое необходимо для справедливого и действенного сбора. Однако в нашей практике оно, к сожалению, не всегда соблюдается. О лишь частичной реализации этого принципа свидетельствует тот факт, что исправно платят налоги не более четверти налогоплательщиков.
2. Принцип определенности. «Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица..." [10]. Другими словами, данный принцип рассчитывает на отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, присутствие ясных методов взимания и уплаты налогов. Опять же, в настоящее время в России помимо основных законов по налогам существует множество подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, иногда даже противоречащих друг другу, что отнюдь не вносит ясности в исчисление и взимание тех или иных налогов. То есть налогоплательщики действуют практически в состоянии неопределенности. Плюс внесение поправок в законодательные акты в течение года ведет к нарушению базового правила.
3. Принцип удобства платежа для налогоплательщика: «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его» [11]. Государство обязано учитывать интересы того, на средства кого содержится. Данное правило говорит о необходимости ликвидации формальностей и облегчения действий по уплате налога, а также приурочивания платежа ко времени получения дохода. Но нашим законодательством, к примеру, по налогу на прибыль, предусматривается внесение авансовых платежей, то есть платежей до фактического получения дохода. Следовательно, и этот принцип реализуется в российской практике в неполной мере.
4. Принцип дешевизны (экономности): «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства» [15]. Это требование рационализации к системе обложения и урезания издержек по взиманию налогов, которые должны быть меньше, чем сами налоговые зачисления. И желательно, чтобы отсутствовали такие налоги, расходы по сбору которых перекрывали бы сумму собираемых налогов. Беря это во внимание, налогообложение не должно быть чрезмерным, у налогоплательщика должны еще оставаться средства, которые позволят осуществлять расширенное воспроизводство. В налоговой системе не должны присутствовать низкоэффективные налоги, затраты на сбор которых равны или даже превышают поступления. Данный принцип еще пока тоже не в полном объеме реализован в налоговой практике России.
В итоге получилось, что вышерассмотренные принципы не потеряли своей актуальности и в наши дни. А нарушение их ведет к обременительности налогов, серьезному расслоению общества, тормозит инвестиционные процессы.
Немецкий экономист А. Вагнер сумел дополнить классические принципы налогообложения и предложил еще девять основных правил, объединив их в четыре группы:
- финансовые принципы:
– достаточность обложения. Объем денежных ресурсов должен быть достаточен для поддержания общественной хозяйственной системы;
– эластичность (подвижность) обложения, то есть использование в налоговой системе таких налогов, которые при увеличении государственных потребностей позволяют увеличить размер налоговых изъятий;
- народнохозяйственные принципы:
– надлежащий выбор источника обложения. В качестве источника обложения должен выступать не только доход, но и капитал;
– правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения, то есть наличие налогов, несущих, в большей мере, регулирующее начало либо фискальное;
- этические принципы (принципы справедливости):
– всеобщность налогообложения;
– равномерность, то есть равенство всех при уплате налогов;
- административно-технические правила:
– определенность обложения;
– удобство уплаты налогов;
– максимальное уменьшение издержек взимания.
Разобранные выше принципы представляют собой систему, учитывающую интересы налогоплательщиков и государства с приоритетом последнего.
Базовым при построении налогообложения считается принцип справедливости. В экономическом плане определяют, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.
Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, то есть с повышением дохода ставка налога увеличивается (принцип платежеспособности).
Принцип горизонтальной справедливости предполагает наличие единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами (принцип выгод). Реализация этого принципа на практике зависит от того, на что используются средства, мобилизуемые государством, то есть их производительное использование.
С юридической точки зрения принцип справедливости исходит из того, насколько обоснованно законодатель регулирует порядок изъятия собственности у плательщика, а также каким образом соотносятся между собой государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить. Следовательно, данный принцип предполагает, что при установлении налоговых изъятий государство не должно лишать граждан возможности реализации основных конституционных прав.
Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Налогообложение считается прогрессивным, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Это, как правило, достигается посредством сложной прогрессии. Что касается шедулярного (классификационного, парциального) налогообложения, то подобная методика предполагает деление налогооблагаемого объекта (дохода) на части (шедулы) в зависимости от источника их поступления, к каждой из которых применяются свои правила и размеры налогообложения. Эта методика позволяет облагать каждый вид налога дифференцированно (доход от капитала по одной ставке, доход от основного вида деятельности по другой).
Принцип справедливости предполагает, что налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права при исчислении и уплате налога.
Вторым принципом налогообложения считают принцип соразмерности, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, т.е. это принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Этот принцип проиллюстрировал американский экономист Лаффер, который показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налогов и соотношения налоговых поступлений и налогового бремени. Налогообложение имеет свои пределы. Налоговый предел – это условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государства доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых выступают политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и другое.
Следующим является принцип определенности и удобства, получивший название принципа максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Он включает в себя знание налогоплательщика о происходящих изменениях, его информированность, простоту исчисления и уплаты налога, то есть удобства для налогоплательщиков уплачивать налоговые суммы. И наконец, принцип экономичности (эффективности), означающий, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на сбор и обслуживание.
Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. Сюда относятся:
1) принцип справедливости, определяющий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;
2) принцип универсализации – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов. Предусматривается возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин;
3) принцип нейтральности – налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;
4) принцип экономической обоснованности – любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
5) принцип определенности – законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал какие налоги и в какой сумме он должен платить;
6) принцип презумпции невиновности – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений и придают налогообложению долговременный характер действия.
2.2. Налоговая система в России
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее – региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком [13].
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.