Файл: Налоги как цена услуг государства (Значение и сущность налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

1. Федеральные налоги и сборы;

2. Региональные (то есть налоги и сборы субъектов РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов);

3. Местные.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов [14].

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

1. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ;

2. Обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:

1. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;

2. Вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;

3. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

4. Законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:

а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по региональному налогу;

г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местные налоги и сборы:

1. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;

2. Вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;


3. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);

4. Представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:

а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по местному налогу;

г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так же как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями – порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате [15].

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, к примеру, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;


13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Заключение

Налоги есть один из важнейших, конституирующих признаков государства, который отражает его природу, назначение, а потому и несут они принудительный характер. В виде количества налоги отражены на уровне налогообложения в форме перечня, учитывающего, как правило, территориальное устройство страны.

Является ли налоговое воздействие определяющим для экономического положения? Научная литература и воззрения экономистов, не всегда должным образом освещенные там, дают однозначный ответ. Качество налогового администрирования, уровень коррупции, а также издержки на исполнение налогового законодательства – факторы, подлежащие учету в первую очередь. Бесспорно, налоговая система во многом соответствует, адекватна уровню развития страны и постоянно корректируется. Довольно высокая налоговая ставка зачастую не содействует законопослушному и правомерному поведению налогоплательщика, который, в свою очередь, уклоняется от уплаты. Таким образом, немаловажный характер имеет и прогрессивный характер налогообложения.

Вторая половина XX века явила не только преимущества, но и ограниченность государственной политики в содействии экономическому росту. С началом 80-х годов активная роль государства в экономике стала превращаться в солидный противовес для национального экономического развития.

В начале 90-х годов с переходом к рыночной экономике изменениям подверглась законодательная база. Были приняты новые законы «Об основах налоговой системы в РФ», Налоговый Кодекс России, в систематизированной форме содержащий основные положения в данной сфере (само понятие налога и других терминов, используемых в этой сфере и элементы конкретных налогов). В части первой Налогового кодекса Российской Федерации удалось осуществить некоторые обозначенные до этого цели. Но также осталось множество нерешенных вопросов: неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах. Все это создавало условия для произвольного манипулирования этими нормами и неуплаты налогоплательщиками законно установленных налогов и сборов.


Введенная этими нормативными актами система, во многом пересмотренная и дополненная, установила относительно четкую, экономичную и упрощенную, соответствующую основным положениям Конституции России систему налогообложения, охватывающую всех субъектов налога, несущих налоговое бремя на издержки и содержание аппарата, налоговых служащих, на организацию сбора, обработку и хранение налоговой информации и установление контроля за поступлением налогов.

Изменение налоговой базы и налоговых ставок, введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога, упрощение налогового законодательства, создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля исчисления, уплаты и поступления налогов в соответствующий бюджет территориального образования – все это является регуляторами налоговой системы.

По признанию специалистов в области налоговой сферы тенденцией развития налоговой системы является ее упрощение. Действующее законодательство России следует такой мировой тенденции и закрепляет более простые правила в отношении налогов и сборов. На современном этапе экономического развития России для повышения конкурентоспособности российской налоговой системы на мировом рынке необходима реализация системных преобразований налоговой системы. Излишне фискальный характер, отсутствие должного стимулирования отечественных производителей, чрезмерное налогообложение прибыли, низкое налогообложение имущества, высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда, низкое налогообложение физических лиц (в других странах оно выше), введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее даже не слышали, слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога, недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет, частые изменения отдельных налогов, низкое налогообложение природных ресурсов… И этот перечень можно еще продолжать.

Важнейшими для налоговой системы России задачами системных реформ являются:

– повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций;

– создание импульсов для преодоления подавленности функции сбережения и восстановления инвестиционных мотиваций у российских хозяйствующих субъектов;

– формирование оптимального механизма перераспределения ресурсов;


– стимулирование приоритетных видов экономической деятельности;

– развитие финансово-кредитной сферы экономики;

– закрепление новой российской доктрины мирохозяйственного участия в мировой финансовой и инвестиционной сфере как сильного и полноправного партнера.

Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Больше всего вносимые изменения улучшили положение налогоплательщиков, хотя изменения, внесенные в единый налог на вмененный доход, наоборот стали ограничениями для применения данного специального налогового режима. После таких глобальных изменений возникло много спорных ситуаций, требующих доопределения, а также остались нерассмотренные вопросы.

Однако пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного с учетом предыдущих ошибок и неудач налогового законодательства, претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ. Однако и он не лишен недостатков – проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались (отдельными указами и поправками). И лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.

Подводя итоги, можно сделать однозначный вывод: налоговое законодательство в России пока что оставляет желать лучшего.

Список использованной литературы

1. Нормативные акты

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014).

2. Федеральный закон от 26.11.2008 №224 ФЗ «О внесении изменений часть первую, часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Специальная литература

1. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2002.

3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2003.