Файл: Налоги как цена услуг государства (Значение и сущность налогов).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
Прямые и косвенные налоги также обладают недостатками, как и преимуществами.
В плюсы прямых налогов входит то, что они в большей степени соизмеряются с платежеспособностью, вернее и понятнее устанавливают налоговую обязанность любого из налогоплательщиков, а зачисления в бюджет дают более точный и определенный доход.
Минусы прямых налогов: в условиях низкой базы налогообложения, уровня доходов и небольшой имущественной состоятельности приносят мало доходов государству.
По-другому дело обстоит с косвенными налогами, которые являются наиболее выгодными, поскольку изъятие части дохода совершается с помощью налогообложения предметов широкого потребления. То есть при таком раскладе они обеспечивают доход государству и в условиях спада экономической деятельности тоже. Так как косвенные налоги входят в цену, и уплата наступает лишь тогда, когда у налогоплательщиков имеются для этого средства, они незаметны для них. Государство может повысить уровень доходов путем повышения ставок. Хотя в РФ эти налоги сопутствуются недоимками, поскольку сформированы неденежные формы расчета, бартерные операции.
Минусы косвенных налогов: обратно пропорциональны платежеспособности, нуждаются в больших расходах на взимание, а также не совпадают с интересами предпринимателей. В условиях развития рыночной экономики косвенные налоги могут послужить эффективным рычагом, которое будет использоваться государством для уменьшения затрат на производство и реализацию товаров, работ или услуг.
По субъекту налоги делят на налоги, которые уплачивают физические, юридическими лица, и на смешанные, уплачиваемые и теми, и теми (земельный налог, государственная пошлина).
В случае, когда основой для классификации служит критерий, объект налогообложения, различают налоги:
– имущественные;
– ресурсные;
– на потребление;
– взимаемые с конечных стоимостных результатов деятельности.
По методу обложения (зависит от ставки) различают налоги:
– твердые (земельный);
– пропорциональные (на прибыль, на имущество организаций);
– прогрессивные (с имущества, переходящего в виде наследования или дарения);
– регрессивные (единый социальный).
По уровням управления (зависит от органа, который устанавливает сроки уплаты, порядок исчисления и взимания) бывают налоги:
– федеральные, регламентирующиеся законодательством РФ, являющиеся обязательными и едиными на всей территории;
– региональные, где конкретный порядок исчисления и взимания устанавливают законодательные органы субъектов РФ;
– местные, где механизм исчисления и взимания вводят органы местного самоуправления.
Согласно основанию введения налога по целевой направленности можно выделить общие и целевые налоги. Общие (обезличенные) вводит государство с целью формирования бюджетов. Они поступают в доходы государства и не имеют целевого назначения (как НДС, налог на прибыль, имущество, подоходный налог и другие). В то время как целевые налоги вводят ради финансирования конкретного направления затрат государства (единый социальный налог и другие).
Дальше выделяют критерий классификации по уровню бюджета, куда зачисляется платеж (по полноте прав использования налоговых сумм). Согласно бюджетной системе РФ налоговые платежи зачисляются в бюджеты разных уровней. На основании этого такие платежи разделяются на закрепленные (собственные) и регулирующие.
Первые прямо и целиком зачисляются в определенный бюджет (местные налоги) или во внебюджетный фонд. Регулирующие налоги одновременно зачисляются в бюджеты разных уровней в пропорции в соответствии с бюджетным законодательством (налог на прибыль, на доходы физических лиц).
Также можно провести классификацию по другим критериям.
Глава 2. Налоговая система
Определение налоговой системы было и остается основным при установлении почти всех аспектов налогообложения любого суверенного государства. Хотя данный термин достаточно обширно употребляется в специальной литературе и закреплен в различных нормативных актах налогового законодательства отдельных стран, само понятие и по сей день не имеет единого значения.
Налоговая система – один из важнейших элементов рыночной экономики, выступающая основным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, установления приоритетов экономического и социального развития. Именно поэтому нужно, чтобы налоговая система нашей страны как можно скорее адаптировалась к новым общественным отношениям и отвечала мировому опыту.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей [6].
Есть два вида налоговой системы – шедyлярная и глобальная. В первой весь доход, зарабатываемый налогоплательщиками, разделяется на определенные части или шедyлы. Каждая из них облагается налогом особым образом. На разные шедyлы могут устанавливаться разные ставки, льготы и остальные элементы налога, которые перечислены выше. В налоговой системе второго вида доходы физических и юридических лиц облагаются в одинаковой мере. Данная система делает расчет налогов легче и планирование финансового результата для предпринимателей проще. Глобальная налоговая система распространена в Западных государствах.
Отталкиваясь от сути налогов, их роли и места в обществе можно сформулировать следующую трактовку: налоговая политика есть составная часть экономической политики государства, которая направлена на развитие налоговой системы, обеспечивающей экономический рост и способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков при учете экономически-социального положения в стране.
Содержание налоговой политики зачастую обусловливается принятой концепцией развития налогов, которая, в свою очередь, должна обеспечивать приток инвестиций, оказывать содействие экономическому росту, выравниванию налогового бремени по некоторым экономическим регионам и социальным группам.
Существенная цель налоговой политики – снабжение бюджетов различных уровней финансами в нужных объемах. Постоянное пополнение этих доходов есть базовая составляющая экономического роста, роста благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества.
Во время определения понятия «справедливость налоговой системы» целесообразно рассматривать следующие два аспекта:
1. Горизонтальное равенство налоговой системы имеет место быть только в том случае, когда одинаковые в любых отношениях индивиды имеют одинаковую налоговую нагрузку. Этого правила следует придерживаться в случае, если налоговая система не включает в себя элементы, дискриминирующие одного налогоплательщика к другому (к примеру, различия в расе или вероисповедании). Однако в реальности совершенно одинаковых людей нет, поэтому на практике принцип горизонтального равенства ведет за собой ряд трудностей. Нужно определить различия в доходах, привычках, вкусах индивидов, которые позволят считать их абсолютно равными перед налоговой системой. Такой выбор обязан придавать значение предпочтениям общества касательно равенства и перераспределения доходов.
2. Принцип вертикального равенства заключается в том, что некоторые категории налогоплательщиков обязаны располагать большим или, наоборот, меньшим уровнем налоговых обязательств.
Эластичность налоговой системы обусловлена тем, как быстро она может меняться в зависимости от экономических обстоятельств в государстве. Такое свойство устанавливает возможность пользования налоговой системой как инструментом активного регулирования экономики. Теоретически существует вариант налоговой политики, который направлен на выравнивание экономических циклов и ослабление отрицательных следствий кризисов. На вершине экономического подъема рекомендуется сдерживание роста путем повышенного налогообложения, а в период депрессии стимулирование при помощи понижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот.
Как и любая другая, налоговая система – это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов [7].
Налоговая система опирается на соответствующие законодательные государственные акты, устанавливающие конкретные методы взимания и построения налогов, другими словами – устанавливают элементы налога. Сюда можно отнести:
– субъект налога, или налогоплательщика. То есть физическое или юридическое лицо, на которого возложена обязанность уплаты налога.
– объект налога, то есть доход или имущество, откуда начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и так далее).
– источник налога (доход, за счет которого уплачивается налог).
– ставка налога (величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и так далее)).
Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа) [5].
Пропорциональные действуют в равном процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Средняя ставка прогрессивного налога возрастает с повышением дохода. При таком виде ставки налогоплательщик платит не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю.
Средняя ставка регрессивного налога уменьшается с понижением дохода. Такие налоги рентабельны для лиц, которые обладают крупными доходами, но тяжелы для физических и юридических лиц с малыми доходами.
Далее описаны базовые требования, предъявляемые в настоящее время к налоговой системе государства:
1) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги [8];
2) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов) [8];
3) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании [8];
4) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации [8].
Любая система, в том числе и налоговая, содержит в себе некоторые принципы построения. С данной точки зрения в истории науки о налогах необходимо выделить труды А. Смита, который на базе научных идей Ф. Аквинского, Ш. Монтескье, Ф. Бэкона, Ф. Юсти, И. Зонненфельса, О. Мирабо и других мыслителей разработал принципы налогообложения, положенные в основу порядка нынешних налоговых систем.
Научная литература содержит высказывания различных мнений по вопросу обоснованности и эффективности использования налогов в качестве орудия экономической политики. Классики политической экономии – Смит и Риккардо – к использованию налогов как орудия активной экономической политики относились отрицательно. Того же мнения придерживались и такие авторы как Леруа-Болье, Стурм и другие. И наоборот, Вагнер социально-политическую теорию, где говорится, что налоговая политика должна стремиться не только к фискальным, но и социально-политическим целям: «Наряду с ближайшей, чисто финансовой, целью налога может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующее вместительство в распределение народного дохода и народного имущества, в общем, так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Я не только твердо придерживаюсь этой точки зрения вопреки всякой полемике, но даже расширяю теперь эту вторую цель в том направлении, что считаю, что регулирующим образом можно вмешиваться также в употребление отдельного дохода и имущества. Из этой установки указанной второй цели вытекает расширенное или, если угодно это назвать таким образом, второе понятие налога, социально-политическое понятие наряду с чисто финансовым».