Файл: Налоги как цена услуг государства (Значение и сущность налогов).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
Введение
Налоговая система – один из важнейших элементов рыночной экономики, выступающий как основной инструмент воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов социального и экономического развития. Исходя из того необходима адаптация налоговой системы России к новым общественным отношениям, чтобы она соответствовала мировому опыту.
Налоги были необходимы среди экономических отношений в обществе еще с момента становления государства. Преобразование налоговой системы всегда сопровождается развитием и изменением форм государственного устройства. В нынешнем цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственного дохода. Кроме этой сугубо финансовой функции налоговый механизм также используется с целью экономического воздействия государства на общественное производство, динамику, структуру и положение научно-технического прогресса.
Налоги были известны с давних пор, во времена становления человеческой цивилизации, а их появление непосредственно связано с самыми первыми потребностями общества.
Развитие форм и методов взыскания налогов разделяется на три этапа. Начальный – от древнего мира до начала средних веков, где государство еще не обладает финансовым аппаратом для определения целостного сбора налогов, а лишь общей суммой средств, которую хочет получить. В этом случае сбор налогов оно возлагает на общину или город, довольно часто прибегая к поддержке откупщиков. Второй этап (XVI – начало XIX вв.) – возникновение в стране сети государственных учреждений, также и финансовых, а государство берет некоторые функции на себя: установка квот обложения, надзор за процессом сбора налогов, определение данного процесса более-менее свободными рамками. Наконец, третий этап – современное государство берет на себя все функции установления и взыскивания налогов, так как правила обложения уже успели выработаться. Органы региональной власти и местные общины выступают как помощники государства, располагая той или иной степенью самостоятельности.
В этой работе пойдет речь о налогах как цене услуг государства, а именно: роли налогов в образовании государственных доходов, стандартах государственных услуг, которые оказываются налоговыми органами, налоге как существенном инструменте регулирования экономики государством.
Актуальность темы заключается в том, что налоговая система России еще не усовершенствована в достаточной степени, нуждается в исправлении недостатков, обладает рядом изъянов, каждый из которых подлежит анализу, который необходим обоснованию соответствующих преобразовательных мер.
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации. Объект исследования – налоговая система, предметом исследования является налоговая система РФ.
Задачами этой курсовой работы являются:
– рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ;
– рассмотрение сущности, классификации и функций налогов;
– рассмотрение основ налоговой системы РФ;
– изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
– рассмотрение принципов формирования налоговой системы;
– анализ действующей налоговой системы.
В данной работе раскрывается понятие налоговой системы, приводятся принципы, в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые системы, говорится о целевых установках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роли налогообложения в экономической системе общества. Работа включает в себя введение, две главы с подпунктами, заключение и список использованных источников. Достоверность последнего оценена мной на высоком уровне, так как берутся во внимание нормативные акты (Налоговый кодекс РФ и др.) а также учебники и учебные пособия таких известных издательств как «Инфра-М», «Юрайт» и так далее. Первая глава содержит наиболее существенные положения теории налога, его сущности, вторая – понятие налоговой системы и принципов налогообложения.
Глава 1. Значение и сущность налогов
1.1 Возникновение налоговой системы России
«Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой системы» [1].
Формирование и модифицирование устройства государства неразрывно связано с переустройством налоговой системы. Главным источником развития бюджета являются налоги и сборы. Все социальные и государственные программы финансируются из его средств, также содержатся структуры, которые обеспечивают существование и нормальное функционирование самого государства. Тесная связь налогов и бюджета обуславливается фискальным характером налогов.
Понятие налога и остальных платежей нынешним налоговым законодательством истолковывается как средство, которое обеспечивает доходы бюджета. Но налоги, опосредуя экономические взаимоотношения между плательщиком и государством, должен еще и воспроизводить, регулировать и стимулировать экономику в общем. С одной стороны, это фискальная функция налога, с другой, воспроизводственная, регулирующая, и стимулирующая.
Налоги призваны содействовать в достижении равновесия между личными, корпоративными и общественными интересами, тем самым обеспечивая общественный прогресс.
Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование [2].
Основные теоретические принципы и положения налогообложения имеют законодательное и нередко конституционное закрепление.
Налог возник наряду с товарным производством, являясь экономической государственной основой. В разное историческое время он назывался по-разному: жертва, подать, выход, оброк, мыт, десятина. В наше время – сбор, пошлина, акциз и другие. До нас дошли различные указы о налогах еще из древности, которые устанавливали порядок исчисления, сроки уплаты и ставки налога. К примеру, сохранилась такая запись на мраморной плите: «Царь Аспург, друг римлян, желает здравствовать. Горгоппианам я даю освобождение от налогов: с вина, пшеницы и ячменя одну одиннадцатую, а с проса одну двадцатую часть. Пишу вас с тем, чтобы вы все устроили согласно моему решению. Будьте здоровы». Подобные плиты устанавливались в людных местах на всеобщее обозрение. Такой указ приняли 1980 лет назад, и нашли его во время раскопок в Анапе, называвшейся тогда Горгоппией.
Классическим трудом английского экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» является книга 1776 года издания. Собранные там правила, которым должна соответствовать налоговая система, не потеряли своей актуальности и по сей день. Например:
– подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства;
– налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица;
– каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;
– неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением;
– каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
В Российском государстве финансовая и налоговая политика стала складываться по время правления Петра I, который ввел особенную должность прибыльщиков. Их долгом было «сидеть и чинить государю прибыль», то есть придумывать новые источники доходов. Результатом подобного «налоготворчества» стали: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный и знаменитый налог на усы и бороды. Однако наряду с этим снизили определенные предыдущие налоги (в особенности для малоимущих), ввели подушную подать, дабы ликвидировать злоупотребления при переписи дворов.
Совершенная для того времени система поступлений финансов, где превалировали прямые и косвенные налоги, политика правительства, устремленная к поддержке своих производителей, также сказавшаяся на системе таможенных пошлин и акцизов, в итоге привели к тому, что перед началом первой мировой войны Российское государство занимало довольно надежное финансовое положение. Существенную часть государственных доходов как и прежде приносили налоги.
Первая мировая война, куда Россия вступила 1 сентября 1914 года, самым наигубительнейшим образом отразилась на финансовом благополучии страны. Чтобы покрыть военные расходы правительству понадобилось повысить налоги и сборы, ввести новые акцизы и прибегнуть к внутренним займам. Сразу возросла бумажно-денежная эмиссия, усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля продолжала падать, уменьшился и золотой запас страны, которым она обеспечивала внешние займы.
Еще больше усугубила положение Февральская революция. Временному правительству не смогло преодолеть экономические и финансовые трудности во времена продолжающейся войны – деньги стремительно обесценивались, цены росли.
Еще один финансовый спад наступил после октября 1917 года. Главным источником доходов центральных органов советской власти теперь была денежная эмиссия, местные органы существовали лишь за счет контрибуций. Ничто из этого в налаживании хозяйства не помогало. Полного краха государству удалось избежать введением в 1921 году новой экономической политики (сокращенно – нэп). Она сменила политику «военного коммунизма». Снялись запреты на частную торговлю и местный кустарный промысел. Продналог заменил продразверстку, возникли иностранные концессии. Также была разработана система налогов, кредитных операций, займов, и принялись меры укрепления денежной единицы.
Финансовая система нэпа исходила от налоговой системы дореволюционной России, однако желание нынешнего государства установить все под собственный контроль сделало идею «государственного капитализма» априори бесполезной. Опыт 20-х годов показал – лишь хозяйственная независимость предприятий, правовая изолированность от государственного аппарата управления дают возможности для создания условий формирования рынка капиталов и адекватной системы взимания налогов.
В совсем другом русле развивалась финансовая система Советского государства. Административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны явились на замену налогу. Все предприятия лишились хозяйственной самостоятельности и были больше не в состоянии контролировать рынок сбыта собственной продукции, а также изучать спрос населения. Вопросы решались лишь путем государственного планирования.
Отчисления от прибыли предприятий государству теперь составили от 66% до 93%. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13% подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не брались вовсе [1].
Совершенная централизация денежных средств и отсутствие любой независимости предприятий при решении финансовых вопросов лишили хозяйственных руководителей инициативы, что и стало одной из важнейших причин финансового кризиса, разразившегося в стране на рубеже 80–90-х годов. Нужен был переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития России породило бешеный рост числа предприятий разнообразных форм собственности – индивидуальных частных предприятий, совместных предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ.