Файл: Налоги как цена услуг государства (Значение и сущность налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В теперешних экономических условиях гарантом постоянных поступлений в бюджет могла стать отлаженная система взимания налогов. Учреждение Государственной налоговой службы в виде контрольного органа, который ведал пополнением казны, было главнейшей задачей правительства.

Налоговая система – один из основных элементов рыночной экономики, выступающая как инструмент влияния государства на хозяйственное развитие и выявления приоритетов и социального, и экономического развития. Таким образом, нужно, чтобы налоговая система страны адаптировалась к новым общественным отношениям и отвечала мировому опыту.

Шаткость налогов, беспрестанное изменение ставок, количества налогов, льгот, несомненно, сказывается отрицательно, особенно во время перехода к рыночным отношениям, препятствует отечественным и иностранным инвестициям. Неустойчивость налоговой системы на сегодняшний момент – основной нерешенный вопрос реформы налогообложения.

Новая налоговая система, отталкиваясь от Федерального устройства РФ, в противоположность предыдущим годам в вопросах налогообложения более четко разграничивает права и ответственность соответствующих уровней управления – федерального и территориального. Ввод местных налогов и сборов, предусмотренных законодательством в виде дополнения перечня работающих федеральных налогов, позволил гораздо полнее учитывать различные местные нужды, а также виды доходов местных бюджетов.

Однако все же не полностью к новым условиям адаптировано новое налоговое законодательство. Основные изъяны: лишняя уплотненность, перепутанность, присутствие немалого количества льгот для разных категорий плательщиков, которые отнюдь не стимулируют эффективность производства, форсирование научно-технического прогресса, введение перспективных технологий и рост выпуска товаров народного потребления. Нынешнее законодательство по отношению к мировому фактически закрыто и не способствует привлечению иностранных инвестиций в народное хозяйство.

Налоговое законодательство – это не застывшая схема, оно стабильно меняется, приспосабливаясь к рынку и воспроизводственным процессам, о чем говорит мировой опыт. По-видимому, будет продолжаться улучшение налоговой системы и в России.

1.2. Функции налогов

Функция налога – проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории. Единого мнения среди экономистов по поводу функций налогов не существует. Однако в основном всеми выделяются следующие функции: фискальная, регулирующая, распределительная, контрольная, стимулирующая [1].


Фискальная функция выражается как обеспечение финансовыми ресурсами государства, которые необходимы в целях осуществления его деятельности. Она является основной функцией, характерной для любого государства на разных этапах развития. С ее помощью формируется центральный денежный государственный фонд. Значение данной функции повышается с развитием рыночных отношений.

Касательно фискальной политики государства можно обозначить следующие особенности:

1. Увеличение государственных расходов вызывает рост совокупного спроса и равновесного ВВП, а сокращение этих расходов ведет к противоположным результатам. Повышение налогов вызывает сокращение, а снижение налогов – увеличение совокупного спроса и равновесного ВВП. Следовательно, фискальная политика, ориентированная на рост государственных расходов и снижение налогов, то есть на создание бюджетного дефицита, подходит для борьбы с экономическим спадом. А такие меры, как сворачивание государственных расходов и повышение налогов, то есть формирование бюджетного избытка, – это элементы фискальной политики, пригодной для устранения отрицательных последствий инфляции спроса [3].

2. Достигнутая автоматически стабильность связана с тем, что чистые налоговые поступления изменяются пропорционально уровню ВВП. В периоды спада в государственном бюджете автоматически формируется дефицит, оказывающий стабилизирующее влияние на экономику; в периоды подъема в бюджете автоматически образуется антиинфляционный избыток. Встроенный стабилизатор сглаживает, но не устраняет нежелательные изменения ВВП [3].

3. Бюджет при полной занятости, или структурный бюджет, показывает, каким был бы дефицит или избыток федерального бюджета, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости. Бюджет при полной занятости — намного более значимый показатель ориентации фискальной политики правительства, чем фактический бюджет (фактический бюджетный дефицит или избыток) [3].

Фискальная функция налогов, которая формирует государственные финансовые ресурсы, еще и формирует адекватные условия для государственного вмешательства в экономику. Этим она определяет регулирующую функцию.

Регулирующая функция налогов. Регулирование государства отходит к двум основным направлениям:

– регулирование товарно-денежных, рыночных отношений, состоящее преимущественно в установлении «правил игры», то есть разработке законов, нормативных актов, которые определяют отношения функционирующих лиц (прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих) на рынке. Сюда относят законы, постановления, инструкции государственных органов, которые регулируют отношения продавца и покупателей, товаропроизводителей, деятельность товарных и фондовых бирж, банков, а также ярмарок, бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, правила обращения ценных бумаг и другое. Такое направление регулирования рынка государством с налогами непосредственно не связан;


– регулирование развития народного хозяйства, социального производства в условиях закона стоимости – основного объективного экономического закона, которое действует в обществе. Тут речь большей частью идет о методах финансово-экономических влияния государства на интересы людей и предпринимателей с целью устремления их занятий в выгодном для общества направлении. Из этого следует, что рыночная экономика регулируется финансово-экономическими методами с помощью отточенной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, государственных закупок, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, реализации народно-хозяйственных программ и так далее.

Налоги занимают главное место в данном комплексе экономических методов. Управляя налоговыми ставками, льготами и штрафами, меняя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство может ликвидировать проблему создания условий для ускоренного развития определенных производств и отраслей, а также содействует решению актуальных для общества вопросов.

Стимулирующая функция налогов. При помощи налогов, санкций, льгот государство ускоряет технический прогресс и социально-экономическую деятельность нужных для него направлений, также увеличивает число рабочих мест.

Стимулирующая функция выражается изменением объекта обложения, уменьшением налогооблагаемой базы, понижением налоговой ставки и другим.

Распределительная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите [4].


Государство осуществляет полный экономический анализ экономических систем, а также налоговый контроль, реализовывая налоговое регулирование. В связи с этим всем налогам характерна контрольная функция, способствующая качественному и количественному отображению хода распределительного процесса, что позволяет контролировать своевременность и полноту поступлений в бюджет, а в итоге определяет потребность в реформировании системы налогообложения.

Налоги бывают общие и специфические. Первые нужны для финансирования нынешних и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-то одним видом расходов. Специфические налоги обладают целевым назначением (отчисления на дорожные фонды или социальное страхование).

Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ [5].

1.3 Виды и классификация налогов

Разнообразие имеющихся налогов наталкивает на необходимость их классификации. Это позволит отчетливо осознать содержание налогов, определить особенное и общее, создать условия обложения, то есть соответствующие административно-финансовые меры. В теории взимания налогов критерии для классификации бывают разными.

В современной теории налогообложения и практике самое важнейшее значение есть у следующих оснований для классификации по:

1) способу взимания;

2) субъекту-налогоплательщику;

3) объекту налогообложения;

4) методу обложения (связано со ставкой);

5) уровням управления (по органу, устанавливающему и конкретизирующему налог);

6) целевому назначению;

7) уровню бюджета, куда зачисляется платеж.

Основой классификации налогов является способ взимания, позволяющий выделять среди них прямые и косвенные (это деление еще связывается с принципом перелагаемости).

Прямые непосредственно устанавливаются на доход или имущество налогоплательщиков. Сюда относят: подоходный налог, земельный налог, на имущество и на прибыль. Они созданы на основании явлений и признаков устойчивого характера и определены заранее.

Среди прямых налогов выделяют:


– реальные;

– личные.

Реальными прямыми налогами облагают товары или деятельность, то есть покупку, продажу, владение имуществом, не учитывая финансовое положение налогоплательщиков – здесь в основе лежат внешние признаки. Сюда относят: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, на имущество предприятий и другие.

Личные прямые налоги устанавливают на объект обложения с учетом возможности их уплаты, которая зависит от имущественного и социального положения налогоплательщика. Здесь учитывают общий размер объекта обложения, возможность его свободного обращения, общую стоимость. В зависимости от конкретного налогоплательщика этот объект может меняться. Органы власти имеют право вводить прогрессивное налогообложение и необлагаемый минимум. К личным налогам относят: подоходный налог, на имущество физических лиц, с имущества, которое переходит в виде наследования или дарения. Личные налоги более корректны и справедливы в отношении к определенному налогоплательщику, так как учитывается фактическая платежеспособность.

Косвенные налоги взимают в виде надбавки в цене товаров, работ или услуг. Их устанавливают на изменчивые явления из различных актов потребления товаров, работ или услуг, то есть налоги на потребление и обращение – акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на индивидуальные, которыми облагаются только определенные группы товаров (акцизы), универсальные – ими облагаются почти все товары, работы или услуги, исключая некоторое число (например, налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, где их производство и реализация находятся в руках государства, и таможенные пошлины.

Преимущественно прямые и косвенные налоги отличаются местом формирования источника выплаты. Если при прямом взимании он основывается непосредственно у налогоплательщиков, при косвенном – поступает с другими платежами (в составе цены).

Под еще одним критерием разделения налогов на прямые и косвенные подразумевают теоретическую возможность переложения налогов на потребителя. Известно, что прямые налоги тяжелее перекладываются на других плательщиков, косвенные обычно – на конечного пользователя. Однако эта возможность переложения последних находится в зависимости от уровня эластичности спроса товары и уровня развития экономики. Прямые налоги в некоторых случаях тоже перекладываются на потребителя при помощи механизма роста цен. В это же время косвенные не при любых обстоятельствах можно переложить на потребителя в полном объеме, так как рынок совсем не обязательно в том же объеме примет товар по завышенной цене. Такой случай ограниченности платежеспособности покупателя ценой товара, позволяет косвенному налогу уменьшить прибыль продавца и стать прямым.