Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
1.1 Природа косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ
1.2 Характеристика основных косвенных налогов в РФ
2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В РФ
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ
2.4 НДС и изменение ставки налога в 2019 году
2.5 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ
С точки зрения задач макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается очень кардинально. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
1.2 Характеристика основных косвенных налогов в РФ
Косвенный налог – это налог на товары и услуги, применяемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.
Существует 3 вида косвенных налогов: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений например, НДС), налоги на потребление например, акцизы) и таможенная пошлина. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги, падая большей частью на предметы широкого потребления, использование которых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков.
Важнейшим преимуществом косвенных налогов, является их фискальная продуктивность, которая объясняется быстрым ростом потребления: при росте благосостояния населения, повышении его колличества, можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризуются простотой взимания и уплаты в бюджет. Так как косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они неприметны и значительно проще на психологическом уровне воспринимаются населением.
Недостатками косвенных налогов является увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, как следствие, отвлечение капиталов от других производств и нужд. Существенный недостаток косвенных налогов — их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем значительнее часть, которую они забирают. Тяжесть увеличивается с увеличением количества детей в семье, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, в первую очередь, за счет введения НДС и повышения его ставок.
К косвенным федеральным налогам относятся:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
3. таможенные пошлины.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС ввели в 1992 году, он тогда составлял 28%, в 1994-м его снизили до 20%, а с 2004-го — до 18%. Снижение налога приводило к увеличению его сбора, потому что в 1990-е годы были развиты способы ухода от многих налогов, в том числе от НДС.
Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм собственности.
Плательщиками налога в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основе письменного заявления иностранной организации.
Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, существуют упрощенные системы налогообложения, такие как:
- патентная система налогообложения
- единый налог на вмененный доход
- упрощенная система налогообложения
Их применяют небольшие организации и индивидуальные предприниматели, соблюдая определенные условия, дабы снять с себя налоговую нагрузку и облегчить сдачу отчетности.
Налоговая база по НДС определяется как выручка от реализации товаров, работ, услуг, исчисленная из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по уплате указанных товаров, работ, услуг, полученных в денежной форме и натуральной форме, включая оплату ценных бумаг.
При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится издержки производства и обращения.
У данного налога имеется и множество других преимуществ, как у любого косвенного налога. Однако у него есть и отрицательные стороны. Основная — неизбежное повышение цен, что усиливает инфляцию, а также снижает конкурентоспособность отечественных производителей.
НДС входит в первую группу доходов федерального бюджета и является одним из решающих налогов во всей системе налогообложения России, так в 2017г. доходы от НДС составили 4,895 трлн. руб. (36,3%), а в 2018г. – 5,625 трлн. руб. (36,9%). В федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте и составляет около четверти всех доходов. В структуре федерального бюджета выделяется доходная и расходная части, которые закреплены в статье 50 Бюджетного Кодекса РФ.
Акцизы относятся к косвенным налогам, включаемым в цену товара.
Налогоплательщиками акциза являются:
1. Организации;
2. Индивидуальные предприниматели;
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
Налоговая база определяется раздельно, по каждой группе и виду подакцизного товара. При отсутствии раздельного учета налогоплательщик уплачивает акциз в бюджет по максимальной ставке, действующей в группе. Налоговым периодом считается — календарный месяц.
Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таможенные пошлины - косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины: являются источником государственного бюджета регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка; влияют на торговый и платежный балансы.
2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В РФ
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ
Наиважнейшим достоинством косвенных налогов является то, что они приносят государству доход, возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния.
Косвенное налогообложение представляет собой действенный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. К примеру, введение таможенных пошлин содействует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции. Ещё одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.
Существенным недостатком косвенного налогообложения является нарушение принципа всеобщности. От уплаты этих налогов можно уклониться, снизив свое потребление. Например, акциз на табачные и винно-водочные изделия не платят те, кто не употребляет эти продукты.
Поскольку величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг, семьи с большим числом иждивенцев и, следовательно, с большим объемом потребления, платят больший налог.
Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых.
Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета РФ занимают наибольший удельный вес, что объясняется и большим количеством налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и их процентными ставками.
Косвенным налогам выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство «прорех» в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год. Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги. И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше, о чем говорят статистические показатели за прошедшие года.
2.2. Акцизы
Акцизы в нашей стране регулируются Главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации. Акциз является федеральным налогом. Производители обязаны платить акцизы Федеральной Налоговой Службе на ряд товаров (так называемые «Подакцизные товары») вроде спиртных напитков, транспортных средств и топлива:
- спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции.
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива) и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;
- табачная продукция;
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин;
- топливо печное бытовое (c 2013).
- одноразовые электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости для них (с 2017).
Для чего же все таки нужны государству акцизы? – к примеру, это довольно целесообразный способ борьбы с алкоголизмом и курением в стране, для этого введены акцизы на алкогольную и табачную продукцию. Сигареты облагаются налогом, потому что несут угрозу здоровью их потребителей.