Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заболевания и иные проблемы со здоровьем, вызванные курением и алкоголизмом, приводят курильщиков в государственные учреждения здравоохранения. Это увеличивает государственные расходы на обслуживание в медицинских учреждениях, выплаты пособий из-за потери трудоспособности на некоторое время.

Для того чтобы поддержать отечественный автопром были введены акцизы на легковые автомобили.

Подъем тарифов на бензин способен приостановить тотальную автомобилизацию населенных пунктов эффективнее коммерческих парковок и дорог. Государству сейчас неоткуда взять дополнительные финансовые ресурсы, кроме как через повышение налогов, таможенных платежей и акцизов. Все таки цена на бензин у нас пока ещё ниже, чем в Европе, но и там она и снижается. В целом сегодня российские власти обеспечивают меньшие пропорции на акцизы в стоимости топлива. Повышение цен на бензин к тому же является поддержкой наших нефтепереработчиков, нефтедобытчиков и газовиков, которые также учавствуют в формировании бюджета государства.

Если подакцизный товар продается иностранному покупателю, то акциз не взыскивается. Это логично, поскольку вред от потребления подакцизного товара будет локализован вне территории России.

Иными словами акцизами облагаются такие товары, которые приносят государству определенные хлопоты. Государство, вводя акцизы на товар, признает, что запретить производство данных товаров не представляется возможным, однако все они несут определенный вред государству, и государство, в ответ, как бы, заранее штрафует общество за пользование данными товарами.

2.3. Таможенные пошлины

Все платежи, которые производятся при пересечении границы государства тем или иным способом, называются таможенными платежами. Таможенные платежи облагаются таможенными пошлинами. Таможенные пошлины распространяются как на ввозимые товары, так и на вывозимые, то есть на экспорт и импорт.

Ввозные пошлины существуют для того, чтобы государство могло регулировать количество ввозимых товаров. Также таможенные платежи могут быть сдерживающим фактом при осуществлении определённой экономической политики государства.

За счёт наращивания стоимости ввезенного продукта происходит стимуляция внутреннего рынка и российского производителя. Конкурентоспособность предприятий значительно увеличивается. И в итоге покупатель получает качественный продукт собственного производства по доступной стоимости. Именно такую задачу преследовали экономисты при создании данных сборов. Другими словами, ввозные пошлины защищают внутренний рынок и пополняют казну страны.


Таможенные платежи, уплачиваемые отечественными производителями за рубеж, называются экспортными пошлинами. Далеко не все страны применяют такого рода пошлины. В основном это интересно тем государствам, которые стремятся держать под контролем какой-то определенный ресурс, выравнивать объём продаж, а так же избежать дефицита товара в своем государстве. Иногда мировые цены на товар значительно больше, чем на родине, и продавец, в погоне за наживой, стремится продать большую часть своего товара заграницей, вызывая этим дефицит товара на родине, в таком случае именно таможенные пошлины играют определяющую роль.

Ставки налога зависят от отношений между странами. В зависимости от лояльности государства к той или иной стране, таможенные пошлины могут быть завышенными или льготными, если страна ввоза неизвестна, то пошлина уплачивается в двойном размере, но существуют также и малоразвитые страны, для которых таможенный сбор вообще может отсутствовать.

Некоторые экспортные товары имеют сезонный характер. Для такого рода продукции предусмотрены специальные таможенные платежи. Срок их действия ограничен шестью месяцами. Такой период наиболее интересен поставщикам сельскохозяйственной продукции, потому как основной тариф в этот момент не действует. Такая мера тоже является регулирующей. Она помогает сохранять баланс внутреннего рынка.

Виды таможенных платежей, имеющие статус особых, подразделяются на три группы:

- Антидемпинговые налоги. Применяются с целью пресечения ввоза товара по слишком низкой цене. Таким приёмом часто пользуются страны для продвижения своей продукции на внешние рынки, а также в рекламных целях.

- Специальные виды таможенных платежей. Вводятся в случае угрозы отечественным производителям в связи с большими партиями импортного товара. Также такие санкции могут быть введены как ответные меры на дискриминационные действия других государств.

- Компенсационные таможенные платежи. Применяются в том случае, когда при производстве продукции были использованы субсидированные денежные средства

Полностью от таможенных платежей освобождаются гуманитарные товары, научные и имеющие историческую ценность книги, товары для военнослужащих, российская и иностранная валюта. Данные товары утверждены законодательством и входят в соответствующий список.

По сути таможенные пошлины — инструмент обложения внешней: торговли. Согласно истории таможенные пошлины возникли во времена средневековья как сборы при въезде и выезде из населенных пунктов и на границах феодальных владений. Позже, когда уже образовались государства, таможенные пошлины стали взиматься на границе. Для этого были созданы таможни. Это специальные органы для взимания таможенных пошлин.


2.4 НДС и изменение ставки налога в 2019 году

На заседании Правительства 14 июня 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что правительство планирует повысить НДС с 18 % до 20 %, а 3 августа Президент России подписал закон о повышении НДС. Изменения в налоговое законодательство вступают в силу 1 января 2019 года. Как сообщает газета «Ведомости», данная мера необходима для того, чтобы найти деньги на выполнение указа Владимира Путина, который он озвучил после инаугурации в мае. В рамках указа планируется к 2024 году повысить безопасность и качество инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также обеспечить развитие «цифровой экономики». По предварительным оценкам, на выполнение «майского указа» Президента России необходимо дополнительно привлечь более 8 трлн рублей. И как сообщили «Ведомостям» три федеральных чиновника на условиях анонимности именно повышение НДС с 18 % до 20 % является одним из ключевых способов реализации данной программы.

Итак, с 1 января 2019 года вводится новая ставка НДС-20%, к чему же приведет это нововведение. В силу природы НДС, повышение его ставки сильнее всего скажется на товарах с длинным циклом производства, то есть сложной и высокотехнологичной продукции. Также подорожание может коснуться автомобилей и недвижимости. Цены на продукты питания, одежду и обувь, как заявлено увеличиться не должны.

Несмотря на то что увеличение процентной ставки произошло на два процента, по прогнозам Минфина России, цены в России вырастут на 1-1,5%, при этом поступления в бюджет вырастут на 600 млрд рублей. Наполнение бюджета гарантировано, поскольку уклониться от этого вида налогов достаточно сложно. По подсчётам экономистов, за 6 лет прибыль от повышения составит 2 трлн рублей, вкупе с ростом ВВП экономика обогатится на 6 трлн. При этом социально значимым является решение не повышать льготную ставку НДС в размере 10%, которая распространяется на пищевую отрасль, торговлю детскими товарами, ряд медицинских товаров и т. д.

Самая высокая ставка НДС в РФ (28%) приходилась на 1992 год. Затем в 1994 году она была снижена до 20%, а в 2004-м — до 18%. Предполагаемое повышение НДС в 2019 году приблизит Россию к основной массе стран Европы, где в настоящее время величина данного налога составляет те же 20%. Но эти цифры не самые высокие. Лидерами по величине НДС являются:


  • Венгрия — 27%;
  • Норвегия, Швеция и Дания — 25%;
  • Исландия — 24,5%;
  • Греция, Финляндия — 24%;
  • Уругвай, Португалия, Польша, Ирландия — 23%.

В рейтинг стран с самым низким размером НДС вошли:

  • Остров Джерси — 3%;
  • Малайзия и Сингапур — 5%;
  • Доминиканская Республика — 6%;
  • Таиланд — 7%
  • Швейцария и Япония — 8%.

Естественно, переход на увеличенную ставку вряд ли будет «безболезненным» и неизбежно отложит отпечаток как на взаимоотношения налогоплательщиков и контролеров, так и на деловые отношения партнеров.

Экономика растет с середины 2016 г. Рыночные отрасли, которые производят массовые изделия, растут быстрее, чем общий индекс промышленного производства, – около 5% год к году против 1,3% – но растут оба. Получается, что перед правительством стоит вопрос, как ускорить экономический рост, а не как к нему прийти. Пока трудно оценить, как повышение НДС повлияет на экономический рост. Маневр фискально нейтрален – все полученные деньги будут потрачены, и нужно смотреть, куда именно они пойдут. От этого зависит и эффект на рост экономики. По нашим расчетам, 1 процентный пункт НДС стоит 300 млрд руб. в год. При этом каждый процентный пункт повышения приводит к росту инфляции на 0,7 п. п.

Из опыта стран, которые повышали НДС, известно, что до половины этого повышения происходит заранее, до фактического повышения ставок. Повышение НДС также негативно скажется применительно к общим темпам инфляции, поскольку производители, освобожденные от уплаты НДС или уплачивающие НДС по льготной ставке, так или иначе, используют товары и услуги, облагаемые НДС 18 % в рамках своей деятельности. В конечном итоге повышение ставки затронет практически всех производителей в стране. В рамках повышения издержек бизнеса и роста цен неизбежно произойдет снижение величины потребления.

Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: машиностроение, строительство, электроэнергетику, розничную торговлю. Особенно остро это отразится на секторе малого и среднего предпринимательства. Нельзя быть уверенными в том, что спрос на продукцию в результате роста цен даже на 2–3 % сохранится на прежнем уровне. Менее подвержены данному риску будут более крупные производители, а также производители товаров и услуг первой необходимости.


2.5 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ

Исследование теоретических и практических вопросов косвенного налогообложения будет неполным, если оставить за рамками рассмотрения тенденции и перспективы в развитии косвенного налогообложения. Первоначально финансовое хозяйство носило частный характер. Косвенные налоги относились к явлениям частного хозяйства, поэтому собирание их производилось не иным способом, как и все часто хозяйственные доходы государства, т. е. сдачей в аренду или на откуп.

В начале XX в. косвенные налоги расценивались как менее совершенные, теперь ситуация изменилась. На протяжении XX в. финансовая наука вывила регрессивность и недостатки прямых налогов, которые при определенном уровне являются деструктивными фактором, сдерживающим производительность труда налогоплательщиков. На определенном этапе становиться невыгодно работать с прибылью, поскольку государство с помощью так называемой «прогрессивной» ставки прямых налогов забирает себе большую часть доходов.

Косвенные налоги ещё не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет. Крупнейшее событие в современной финансовой науке — изобретение НДС и стремительное распространение его в мире — яркое тому подтверждение.

С экономической точки зрения НДС оказался самым экономным и эффективным налогом. В механизме его взимания по большей части решена одна из основных проблем косвенного налогообложения — обложение услуг, что открыло самые широкие возможности по обложению потребителей.

Поскольку теоретически НДС не влияет на производство, государство сможет вводить достаточно высокие ставки налога — до 25%, не возлагая обязанность по уплате всей суммы налога на какое- либо одно звено в цепочке производства и потребления товаров. Весьма удобная ситуация для государства: распределение обязанности по уплате налога среди многих. В то же время бизнес оказывается буквально опутанным сетью НДС.

Можно назвать несколько причин появления НДС и его столь широкой популярности:

— расширение налогооблагаемой базы, включение услуг в объект налогообложения;

— устранение каскадного эффекта;

— нейтральность НДС по отношению к организации производства и конкурентной среде;

— встроенный механизм избежания двойного налогообложения;

— самоадминистрирование НДС.

Наука налогового права может предположить, каковы последствия введения того или иного налоги или отдельных норм о налогах. Например, в налоговой системе РФ до недавнего времени соседствовали два налога: НДС и налог с продаж. Изучение истории развития косвенного налогообложения позволяет сделать однозначный вывод о том, что такое положение недопустимо. Налог с продаж, по сравнению с НДС, имеет примитивную технику взимания, которая, а с одной стороны, создает дополнительные обременения добросовестным налогоплательщикам, с другой стороны, позволяет легко уклоняться от взимания этого налога, что и происходило в России.