Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной мною темы курсовой работы обоснована тем, собственно что налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они изменялись совместно с развитием страны. Прогрессивное правительство, экономика которого базирована, в первую очередь, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или же располагается за пределами рыночных отношений.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами, в целях денежного обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета государства. При этом доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Большой вклад в решение проблем развития налогообложения, в частности и формирования системы косвенных налогов, внесли исследования таких отечественных ученых и практиков, как Ф. Х. Банхаевой, А. В. Брызгалина, О. В. Врублевской, И. В. Караваевой, и других.

Разработка теоретических и методических проблем формирования механизма косвенного налогообложения в условиях рыночных отношений является достаточно новой для российской науки. Отдельные вопросы, посвященные проблемам построения структуры, определения функций налогового механизма нашли свое отражение в работах таких ученых, как С. В. Барулина, Р. Г. Сомоева, Т. Ф. Юткиной и других.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и анализ существующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.

Для достижения поставленной цели в работе мною были решены следующие основные задачи:

- определить природу косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ;

- исследовать характеристику основных косвенных налогов;

- проанализировать и оценить косвенные налоги, взимаемые налоговыми органами РФ;

- определить перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ.

Предметом курсовой работы является механизм косвенного налогообложения в РФ.

Объектом курсовой работы являются косвенные налоги.


Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам косвенного налогообложения, Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, регулирующие налоговые отношения, материалы периодической печати.

В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов исследования.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

1.1 Природа косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ

«Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению».

— Карл Маркс (1818—1883), немецкий экономист, социолог, философ.

Косвенное налогообложение в старые времена существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и тому подобное.

В старые времена косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег с рубля оборота. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система

России в XV—XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629−1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680 г. 53,3% государственных доходов — за счет косвенных налогов).


Следует отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Тогда не существовало крупного постоянного налога, поэтому парламенты периодически выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Но только в конце XVII—XVIII вв. в европейских странах начало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль — подушный и податной) налогов. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжким последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича).

Эпоха Петра I (1672−1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т. д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль — отчисления от казенной питейной продажи). В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729−1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение.

Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т. д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).


В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили количественные и качественные изменения. Однако на этом этапе развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательской способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и тп.), затем февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г.

Основным источником доходов власти снова стала эмиссия и контрибуция, это отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

В наше время налоговая система большинства стран мира и РФ в том числе состоит из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном — субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Косвенные налоги необходимо рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров, и их размер не зависит напрямую от доходов плательщика. Только напрямую, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном понимании их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.

Преимущества косвенных налогов в первую очередь связаны с их большой ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация — тут же проводится перечисление НДС и акцизного сбора в бюджет. Это дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, то есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, к примеру, прибыль, то или другое предприятие может и не получить.


В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире по сей день не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансированности местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги имеют большое влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на самих потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Также такое регулирование никогда не сможет удовлетворить все слои населения.

Косвенные налоги всегда более эффективны, чем прямые. Связано это с несколькими причинами. Одной из главных причин является заключение в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления — при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов более чуткая к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

И все таки я считаю что будет целесообразно отметить что все таки к косвенным налогам гораздо более чуствительны малообеспеченные граждане, так как их основной доход идет на покупку товаров и услуг, в то время как у состоятельных граждан, большая часть дохода идет на сбережения, а сбережения не облагаются косвенными налогами. При организации налоговой системы необходимо учитывать огромное колличество разных противоречивых требований, к примеру, косвенные налоги ввести гораздо проще и безболезненней, чем прямые, потому как они ощущаются гражданами не напрямую, а через постеменное повышение стоимости товаров, а это значит, что недовольства в обществе появляется меньше, чем в ситуации с прямыми налогами. Главный минус в том что, такой вид налогов, как я выше отметила, ложится преимущественно на менее обеспеченных граждан. Однако и прямые налоги повышать резко нельзя, в противном случае богатые люди будут пытаться скрыть часть своих доходов от государства, уменьшая налоговую базу, следовательно доходы государства в этом случае могут не только не увеличиться, но и даже уменьшиться.