Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
1.1 Природа косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ
1.2 Характеристика основных косвенных налогов в РФ
2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В РФ
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ
2.4 НДС и изменение ставки налога в 2019 году
2.5 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность избранной мною темы курсовой работы обоснована тем, собственно что налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они изменялись совместно с развитием страны. Прогрессивное правительство, экономика которого базирована, в первую очередь, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или же располагается за пределами рыночных отношений.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами, в целях денежного обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета государства. При этом доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.
Большой вклад в решение проблем развития налогообложения, в частности и формирования системы косвенных налогов, внесли исследования таких отечественных ученых и практиков, как Ф. Х. Банхаевой, А. В. Брызгалина, О. В. Врублевской, И. В. Караваевой, и других.
Разработка теоретических и методических проблем формирования механизма косвенного налогообложения в условиях рыночных отношений является достаточно новой для российской науки. Отдельные вопросы, посвященные проблемам построения структуры, определения функций налогового механизма нашли свое отражение в работах таких ученых, как С. В. Барулина, Р. Г. Сомоева, Т. Ф. Юткиной и других.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и анализ существующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Для достижения поставленной цели в работе мною были решены следующие основные задачи:
- определить природу косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ;
- исследовать характеристику основных косвенных налогов;
- проанализировать и оценить косвенные налоги, взимаемые налоговыми органами РФ;
- определить перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ.
Предметом курсовой работы является механизм косвенного налогообложения в РФ.
Объектом курсовой работы являются косвенные налоги.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам косвенного налогообложения, Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, регулирующие налоговые отношения, материалы периодической печати.
В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов исследования.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
1.1 Природа косвенных налогов, их место и роль в налоговой системе РФ
«Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению».
— Карл Маркс (1818—1883), немецкий экономист, социолог, философ.
Косвенное налогообложение в старые времена существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и тому подобное.
В старые времена косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег с рубля оборота. Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система
России в XV—XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629−1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680 г. 53,3% государственных доходов — за счет косвенных налогов).
Следует отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Тогда не существовало крупного постоянного налога, поэтому парламенты периодически выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.
Но только в конце XVII—XVIII вв. в европейских странах начало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль — подушный и податной) налогов. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжким последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича).
Эпоха Петра I (1672−1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т. д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль — отчисления от казенной питейной продажи). В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729−1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.
На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение.
Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т. д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).
В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили количественные и качественные изменения. Однако на этом этапе развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательской способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и тп.), затем февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г.
Основным источником доходов власти снова стала эмиссия и контрибуция, это отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
В наше время налоговая система большинства стран мира и РФ в том числе состоит из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном — субъектом этих отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).
Косвенные налоги необходимо рассматривать комплексно. Непрямые налоги устанавливаются в ценах товаров, и их размер не зависит напрямую от доходов плательщика. Только напрямую, так как косвенные налоги включаются в цены товаров, то в абсолютном понимании их платит больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет более высокие доходы.
Преимущества косвенных налогов в первую очередь связаны с их большой ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация — тут же проводится перечисление НДС и акцизного сбора в бюджет. Это дает средства для финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, то есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, к примеру, прибыль, то или другое предприятие может и не получить.
В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как нигде в мире по сей день не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансированности местных бюджетов.
В-четвертых, косвенные налоги имеют большое влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.
В-пятых, косвенные налоги влияют на самих потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. Также такое регулирование никогда не сможет удовлетворить все слои населения.
Косвенные налоги всегда более эффективны, чем прямые. Связано это с несколькими причинами. Одной из главных причин является заключение в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления — при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов более чуткая к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.
И все таки я считаю что будет целесообразно отметить что все таки к косвенным налогам гораздо более чуствительны малообеспеченные граждане, так как их основной доход идет на покупку товаров и услуг, в то время как у состоятельных граждан, большая часть дохода идет на сбережения, а сбережения не облагаются косвенными налогами. При организации налоговой системы необходимо учитывать огромное колличество разных противоречивых требований, к примеру, косвенные налоги ввести гораздо проще и безболезненней, чем прямые, потому как они ощущаются гражданами не напрямую, а через постеменное повышение стоимости товаров, а это значит, что недовольства в обществе появляется меньше, чем в ситуации с прямыми налогами. Главный минус в том что, такой вид налогов, как я выше отметила, ложится преимущественно на менее обеспеченных граждан. Однако и прямые налоги повышать резко нельзя, в противном случае богатые люди будут пытаться скрыть часть своих доходов от государства, уменьшая налоговую базу, следовательно доходы государства в этом случае могут не только не увеличиться, но и даже уменьшиться.