Файл: «Адаптация детей в условиях первого класса школы. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации.

Суммируя факторы психологической адаптации ребенка, необходимо отметить, что основными показателями благоприятной адаптации являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации будущих первоклассников к школе. Для этого важно дать им возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками, подготовить к регулярному обучению в школе.

Таким образом, поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.

Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Изучение трудностей «новичков» - первоклассников показывает, что на «стыке» двух смежных ступеней образования детского сада и начальной школы возникает комплекс дидактических, педагогических, психологических проблем, приводящих к трудностям. Если даже допустить, что каждая предыдущая ступень будет идеально готовить к последующей и не бут возникать противоречия – нельзя игнорировать адаптации, которая является одним из важнейших элементов преемственности.


Анализ адаптации на разных ступенях системы образования показал, что при всем разнообразии трудностей, они относительно стабильны.

- новые условия обучения (режимность, снижение двигательной активности);

- трудности самопроявления личностных качеств в новых условиях;

- овладение новыми видами деятельности (знаниями, умениями, навыками);

- трудности связанные с новыми бытовыми условиями.

Необходимо учитывать эти трудности, так как они являются причинами замедления адаптации и приводят к отрицательным результатам – снижению успеваемости.

Наиболее благоприятными условиями, которые обеспечивают нормальную адаптацию ребенка к школе, является атмосфера воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтов, добрые взаимоотношения с членами своей группы, оптимистическая самооценка.

Влияют на успешность адаптации первоклассника и «внутренние» проблемы ребенка, среди которых в качестве основных исследователи называют:

- несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы;

- недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка;

- социальная незрелость;

- неумение общаться с окружающими;

- неудовлетворительное состояние здоровья.

«Разброс» в уровнях развития первоклассников – главная проблема для учителя первого класса. Своевременное и точное выявление уровня адаптации первоклассников к школе и причин его затруднений, нарушений в учебе и поведении, позволит определить содержание, характер, интенсивность дальнейшей индивидуальной и коллективной работы. Именно таким образом предотвращается возникновение неуспеваемости и трудновоспитуемости.

Психологическая адаптация к внешним воздействиям выражается в стремлении ребенка к достижению равновесия между психологическими и социальными потребностями. Состояние равновесия – это быстрая и оптимальная реакция, активное взаимодействие. Психологическая неподготовленность к школе отрицательно сказывается на самочувствие, внимание, мышлении, воле и проявляется в изменении поведения ребенка. Исследования свидетельствуют, что существуют 3 группы социально – психологической адаптации в зависимости от степени протекания. 56% первоклассников относятся к 1 группе с легкой адаптацией, 30% ко 2 группе со средней тяжестью протекания адаптационных процессов и 14% ребят тяжело входят в школьную жизнь и относятся к 3 группе. Тяжелая психологическая адаптация проявляется в чрезмерном возбуждении, агрессивности, возможны и заторможенность, депрессия, нежелание учиться, ходить в школу, отсутствие контакта с детьми, учителем, неадекватное поведение и реакция.


Адаптация для всех, даже для «готовых» и «условно – готовых» школьников стрессогеный фактор. И среди них у 15,5% выявлен срыв адаптации в виде невротических расстройств и острых неспецифических заболеваний. Наименьшим запасом функциональных резервов обладают дети возбудимые, с неустойчивым типом нервной системы. У них в фазе повышенного напряжения падает работоспособность, мышечная сила и темпы прибавки массы тела.

Успешность обучения напрямую связана с уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников снизилось с 61% до 46%.

Причем 15 – 20% имеют различные нарушения нервно – психического здоровья (пограничные расстройства не диагностируемые, но проявляющиеся при комплексе учебных школьных нагрузок).[3]

В зависимости от состояния здоровья выделяют легкую адаптацию (первая четверть), средней тяжести (первое полугодие), тяжелую (до конца учебного года). Тяжелая адаптация свидетельствует о непосильности нагрузок и режима обучения для данного ученика.

Процесс физиологической адаптации проходит в три этапа:

1этап – ориентировочный (2 – 3 недели), «физиологическая буря». Бурная реакция и значительное напряжение всех систем организма. Характерны: низкая работоспособность, резкое падение учебной активности, резко выраженное утомление.

2 этап – неустойчивое приспособление (до 6 недель). Организм ищет и находит оптимальные варианты реакций.

3 этап – период относительно устойчивого приспособления (до 9 недель). Характеризуется меньшим напряжением всех систем организма, но все: и умственная работа, и статическая нагрузка сидения, и психологическая нагрузка общения являются работой для ребенка и требуют расхода ресурсов организма.

Длительное напряжение и утомление, форсирование нагрузки учителем и родителями ведут к нарушению здоровья. Проявление физиологического напряжения могут выражаться в двигательном возбуждении или заторможенности; головной боли, неспокойном сне или бессоннице, снижении аппетита, вялости, плаксивости, раздражительности, потере веса. Частые ОРВИ свидетельствуют о снижении сопротивляемости организма и угнетении иммунной системы.

Чтобы предотвратить ухудшение зрения учителю необходимо строго ограничить во времени упражнения по штриховке, письму с использованием кальки, подкладного листа с разлиновкой.

Группой адаптационного риска являются медлительные, ослабленные и дети. Имеющие речевые нарушения.


Школьный возраст открывается кризисом семи лет, появлением устойчивой структуры личности и мировоззрения, возникновением ряда сложных образований, приводящих к трудностям поведения. При правильном отношении взрослых, при изменении всех параметров социальной ситуации развития происходит быстрая адаптация ребенка к школе, к новым отношениям со взрослыми и сверстниками. Это приводит к появлению положительных переживаний новой социальной ситуации и выходу ребенка из кризиса.

Адаптация первоклассников к учебно – воспитательному процессу школы – это системный, динамичный, активный процесс усвоения нового для ребенка опыта школьно жизни и соответствующих видов деятельности.

Основные компоненты адаптации:

- социально – психологический, заключающийся в формировании положительного отношения к учителю и ученикам;

- дидактический, выражающийся в постепенном включении в процесс школьного обучения.

Для объективного выявления уровня адаптации учителю необходимо знать, чем и как характеризуется «идеальная» адаптация учеников. Сравнивая с этим критерием их фактическое поведение, отношения, успеваемость можно сделать вывод о реальной адаптации первоклассника к школе. При этом важно помнить, что сам процесс адаптации является целостным и неразрывным. Все стороны личности развиваются в органическом единстве, формирование какого – либо качества неизбежно влияет на личность в целом. Исследователь Чуткина Г.М. выделяет три уровня адаптации первоклассника в школе.

Высокий уровень адаптации:

- положительное отношение к школе;

- предъявляемые требования воспринимает адекватно;

- учебный материал усваивает легко;

- глубоко и полно овладел программным материалом;

- решает усложненные задачи;

- прилежен, внимателен;

- выполняет поручения без внешнего контроля;

- проявят большой интерес к самостоятельной работе;

- всегда готовится ко всем урокам;

- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

- занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации:

- положительно относится к школе;

- ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;

- понимает учебный материал, если он излагается подробно и наглядно;

- усваивает основное содержание учебной программы;

- самостоятельно решает типовые задачи;

- сосредоточен и внимателен при выполнении поручений, заданий, указаний, но при контроле;

- бывает сосредоточен на интересном задании;


- готов к урокам и выполнению домашнего задания почти всегда;

- общественные поручения выполняет добросовестно;

- дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации:

- отрицательное или индифферентное отношение ко взрослым;

- нередки жалобы на нездоровье;

- доминирует подавленное настроение;

- наблюдаются нарушения дисциплины;

- объясненный материал усваивается фрагментарно;

- самостоятельная работа с учебником затруднена;

- при выполнении самостоятельной работы не проявляет интереса;

- к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны учителя, родителей;

- сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

-для понимания нового и решения задач о образцу требуется значительная и дополнительная помощь учителя, родителей;

- общественные поручения выполняет под контролем без особого желания, пассивен;

- близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Большую помощь в организации правильного взаимодействия учителя с первоклассниками в период адаптации оказывает педагогическая психология. Исследования О.Л.Венгера помогают учителю в организации диффеенцированного подхода в обучении детей 6-7 лет, осуществлении индивидуального подхода на начальном этапе обучения.

Предучебный тип.

Главный признак, отличающий работу этих детей на уроке – существенная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Для таких детей задача имеет смысл лишь постольку, поскольку она предложена учителем. Поэтому одинаково значимым выступает и учебное задание и, скажем, просьба учителя полить цветы. Причем участие взрослого совсем не обязательно должно быть содержательным, ребенку достаточно эмоциональной поддержки, взгляда, кивка. Дети предучебного типа, как правило, отвергают помощь родителей в подготовке к школе, сами собирают портфель и т.п., так как велик для них авторитет учителя. Характерно, что для активизации работа ребенка достаточно кратковременного участия учителя, он как бы «включает» ребенка в работу по выполнению предложенного задания, дальше ученик может работать самостоятельно. Это важно для отличия предучебного тип от коммуникативного. Если в начале урока учитель своим присутствием, участием вовлек ребенка в содержательную работу, то все последующие задания выполняются с энтузиазмом. Такие дети очень активны у доски. Вне отношений с учителем они учебную задачу «не видят». Главным для ребенка предучебного типа является его положение ученика. Можно сказать, что он учится не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы чувствовать себя взрослым.