Файл: «Адаптация детей в условиях первого класса школы. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Мнения ученых сводятся тому, что для обновления школьного образования нужны не только новые программы, а главное – новые учителя, обладающие передовой педагогической культурой общения, техникой и технологией образования. Педагог должен быть «экспертом в области человеческих отношений», обладать умением увидеть и понять в каждом что - то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех и то общее, что характеризует его возрастные особенности.

Это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть, оказать педагогическую поддержку, а без знания ребенка осуществить педагогику сотрудничества невозможно.

Результаты диагностирования затруднений в деятельности учителей начальных классов свидетельствуют: первое полугодие 1 класса наиболее сложный период независимо от дидактичеcкой системы обучения и стажа преподавания. Трудно учителям, трудно ученикам, трудно родителям. Особенно остро эта проблема стала в связи с ухудшением здоровья детей, снижением количества ребят посещающих дошкольные учреждения, повышением требований к дошкольной подготовке. Как следствие поиска школой новых путей развития – появление разноуровневых первых классов и тестирование будущих первоклассников.

Даже, предположив идеальную преемственность на стыке дошкольного детства и начального образования, мы столкнемся с трудностями адаптационного периода. Эффективное руководство адаптационным процессом первоклассников возможно только в условиях специально организованной деятельности. Несогласованность действий школьных специалистов, родителей, упущения в деятельности учителей в адаптационный период лишают ребенка чувства защищенности, поддержки, влияют на успешность дальнейшего обучения. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка, регулировать учебную нагрузку соответственно возможностям ученика. Ведь именно учитель наравне с ребенком являются участниками адаптационного процесса. Необходимо, чтобы педагог имел инструментарий для постоянного наблюдения за эволюцией задатков и способностей, темперамента и характера, интересов и склонностей ребенка. На этой основе можно эффективно управлять процессом адаптации первоклассников, помогать ему в преодолении трудностей развития, в личностном совершенствовании. Для профессиональной работы такого уровня одних наблюдений учителя в учебном процессе недостаточно.

Модель деятельности педагога мы видим в формирующей педагогической деятельности по распознаванию, преодолению, устранению трудностей адаптации. Изучая и анализируя социально – педагогические условия адаптации и строго индивидуальный барьер психологической адаптации каждого первоклассника к внешним воздействиям, учитель формирует позитивные условия и устраняет, совместно с родителями, затруднения, негативно влияющие на этот процесс.


Осложняет деятельность учителя то, что он не располагает научно – обоснованными знаниями о сущности самого явления адаптации первоклассников, недостаточно четко представляет цели и возможности его психолого – педагогического анализа, необходимости использования его данных в учебно – воспитательном процессе и не владеет навыками его осуществления, что в дальнейшем отрицательно сказывается на отношении ребенка к школе, на процессе обучения и развития в целом.

Все отмеченное выше обусловливает актуальности темы курсовой работы.

Объект исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе.

Предмет исследования: особенности адаптации учащихся 1-х классов к обучению в школе.

Цель исследования: подобрать методы изучения особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) Рассмотреть и факторы показатели успешной адаптации первоклассников к обучению в школе;

3) Подобрать методики для исследования особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе.

База исследования - ГБОУ «Севастопольская общеобразовательная школа № 40» г. Севастополя, 1 класс.

В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов и другими специалистами общеобразовательных учреждений.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объекты и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.

В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.

Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучение на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

В заключение обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.


В приложении дается описание диагностических методик, использованных в работе, программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЕЮ В ШКОЛЕ

Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования

Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adaptio» (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.[1]

В настоящее время литературе уделяется много внимания вопросу о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И эта проблема по-прежнему актуальна.

Психологическая адаптация, понимается как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми).

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное к дезадаптации[2].

Поступление в школу – переломный момент. Начало учебы меняет весь образ жизни ребенка. Ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, школьные нормы и правила. Для успешного обучения первоклассников необходимо учитывать особенности их адаптации привыкания к школе. Привыкание происходит по - разному.

50-60% учащихся адаптируются в течение 1-2 месяцев обучения. У таких учеников преобладает хорошее настроение, у них большое желание учиться, посещать школу. 30%учащихся адаптируются в течение 5-6 месяцев. Такие дети больше любят играть, не сразу выполняют требования учителя, часто дерутся, капризничают, жалуются, плачут. У них встречаются трудности в учёбе. Неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями психологического и физического здоровья. У 10% учащихся привыкание длится до одного года. У таких учащихся замечаются негативные формы поведения, нежелание учиться, посещать школу.


Самыми напряжёнными для большинства детей являются первые четыре недели в школе. Это время острой адаптации. Это время стрессов. Многие дети испытывают в этот период тревогу, растерянность, нервозность. Может нарушиться сон. Пропадает аппетит. Повышается температура. Обостряются хронические болезни.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка большей остротой. В зависимости от состояния здоровья ребенка адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей, с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.
При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При  средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У третьей части детей привыкание к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Трудности адаптационного периода

Физиологические

- привыкание к новому режиму дня

- вхождение в новую систему отношений

- появление новых обязательств и т. д.

Психологические

- страхи или «фобия школы»

- коммуникативные

- интеллектуальные

-личностные и т.д.

Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем "домашние", непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения. Одним из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о не посильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. В свою очередь выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 — 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
У каких детей труднее всего протекает адаптация? Тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.


На всех этих трудностях адаптации мы остановимся особо.
Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

- проблемы взаимоотношений с учителем;

Нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

- несформированности элементов учебной деятельности;

- несформированности мотивации учения;

- неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

- неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Что же является наиболее сложным для будущих первоклассников?

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока, учитель спросит) стали привычными. Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто затрудненные отношения со сверстниками замедляют процесс адаптации, так как, прежде всего привыкание заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде незнакомых условиях, незнакомой обстановке.

Следует отметить, что в период адаптатации проявляются негативные изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть наоборот заторможенность, депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. Изменение в поведении, как правило, отражают особенности психологической адаптации ребенка к школе.