Файл: «Адаптация детей в условиях первого класса школы. ».pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЕЮ В ШКОЛЕ
Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования
Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
При работе с такими детьми в классе важно способствовать развитию у них вопросной формы. Огромную роль в формировании содержательного отношения к учебе играет четкая оценка действий ребенка со стороны учителя. Не следует обращать пристальное внимание на выполнение ребенком формальных школьных правил, ставить его в пример другим детям. Вот если он проявил самостоятельность, включился в общую содержательную работу, на похвалы можно не скупиться. Несоблюдение этих требований приведет к закреплению подражательных форм работы. С усложнением школьного материала они становятся все более неподходящими, успехи ребенка начинают падать, а это ведет к появлению школьных неврозов, тревожности и т.п. Детей псевдоучебного типа учитель никогда не должен выпускать из поля своего внимания, они требуют постоянной заботы.
Коммуникативный тип
Такие дети постоянно стараются завладеть вниманием учителя. В свободное время они, как правило, мало играют со сверстниками, при любых осложнения жалуются учителю и воспитателю, напрашиваясь на жалость и сочувствие. Принося из дома игрушки, они в первую очередь показывают их учителю. Такое стремление к общению со взрослым в ущерб общению со сверстниками является тревожным симптомом. Оно не безразлично и для обучения: направленность на учителя заслоняет от ребенка учебное содержание. Такой ребенок не хочет, да и не умеет работать самостоятельно. Получив задание (такие дети с огромным трудом включаются во фронтальную работу), они не начинают работать, а ждут обращенного лично к ним указания учителя. Пытаясь привлечь к себе внимание – прибегают к разнообразным уловкам, иногда капризам. Обладая, как правило, достаточно высоким уровнем специальной готовности (умение читать и писать), они работают лишь в присутствии взрослого. Отличие этих детей от детей предучебного типа состоит в том, что после ухода взрослого они вновь бросают работу.
Все многообразие школьной жизни они сводят к непосредственному бессодержательному общению со взрослым. Обычно это связано с тем, что дома ребенку уделяется слишком мало внимания. Дефицит внимания может возникнуть и во внешне весьма благополучной семье. Это может быть обусловлено как личностными особенностями родителей, так и объективными обстоятельствами, например, рождением в семье второго ребенка. Иногда такие симптомы возникают, если воспитание ребенка родители перепоручают бабушкам. Испытывая дефицит общения с родителями, ребенок, вырабатывает различные формы привлечения внимания со стороны учителя. Еще одним источником возникновения этого варианта развития является недостаток общения со сверстниками, неумение играть. Развернутая ролевая игра со сверстниками могла бы о многом компенсировать недостатки семейного воспитания, но обычно у таких детей она развита недостаточно.
Этот тип детей очень труден для коррекции, поскольку причины трудностей лежат вне школы. Беседы с родителями об особенностях семейного воспитания обычно малоэффективны. Учителю, по возможности, следует оказывать такому ребенку, максимум внимания, стараясь перевести разговор на учебные темы предметом поощрения всегда должно быть учебное содержание. Такие дети не могут самостоятельно найти место в детском коллективе. Следует им в этом помочь. Включить ребенка в жизнь детского коллектива – значит преодолеть основную трудность в отношении этих детей.
В заключении следует сказать, что такие дети обременительны для учителя из – за своей навязчивости. И, хотя иногда и трудно проявлять к ним терпимость. Доброжелательность, необходимо понять, что иное отношение может привести лишь к нежелательным последствиям. Ведь окрик – это тоже внимание, ребенок может довольствоваться и им, впоследствии сделав средством общения с учителем поведение, вызывающее его неудовольствие.
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.
Эффективное воспитание и обучение невозможно без знания индивидуальных особенностей ученика и постоянного отслеживания его личностного развития. Необходимо, чтобы педагог имел инструментарий для постоянного наблюдения за эволюцией задатков и способностей, темперамента и характера, интересов и склонностей ребенка. На этой основе можно эффективно управлять процессом адаптации первоклассника, помогать ему в преодолении трудностей развития, в личностном совершенствовании.
Для профессиональной работы такого уровня одних наблюдений учителя в учебном процессе недостаточно. Общение на уроке может создать у учителя иллюзию знания и понимания личностных особенностей детей.
Учителям начальных классов нужны доступные комплексы учебно-методических мероприятий по совершенствованию адаптации первоклассников не требующие много времени на освоение. Мною предлагается минимальная диагностическая программа и методики распознавания и измерения уровня адаптации школьников (высокий, средний, низкий). Хотя эта диагностическая программа не учитывает всех качеств личности, она позволяет увидеть сущность изучаемого явления, понять мотивы, изучает возможность изоляции отдельных учащихся и обеспечивает защищенность личности. Рекомендуемые методики, комплексы мероприятий, критерии успешной и затрудненной адаптации позволяют выявить сильные и слабые места адаптационного процесса педагога и на основе полученных данных провести коррекционную работу.
Центром общения учителя с детьми должна стать не программа и дисциплина, а личность ребенка, его внутренний мир, желания и потребности. В этом проявление его гуманистической позиции, своеобразное посредничество между ребенком и новой для него социальной действительностью. Именно учитель при активном участи психологической, логопедической и медицинской служб в силах создать необходимые условия, чтобы помочь первоклассникам преодолеть возникающее адаптационные затруднения.
Учитель начальных классов – творец доли ученика. Следовательно предъявляются высокие требования к профессиональной компетентности и психологической культуре первого учителя.
Велика роль учителя начальных классов в социализации учащихся:
- овладение демократическим стилем общения;
- педагогическая поддержка ребенка на пути взросления;
- развитие самостоятельности, нацеливание ребенка на самоорганизацию, саморазвитие, самовоспитание;
- влияние на формирование интересов;
- упражнение в нравственной деятельности, поступка;
- организация «проигрывания» учащимися основных социальных ролей;
- выработка социальных навыков: терпимости, преодоления трудных ситуаций;
- формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- информировать родителей о серьезных переменах и школьных трудностях их ребенка.
Поступление в школу – это особый период в жизни ребенка, который знаменуется переходом не только к новой ведущей деятельности, но и к новому деятельностно – опосредованному типу взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой или лицом. Именно таким лицом для первоклассника является учитель. От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации в школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель – ученик».
Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если ученик положительно относится к учителю, если в его сознании складывается представление об учителе как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего учитель должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Главное создание непринужденной обстановки, предоставление ребенку радости в жизни, снятие отрицательных эмоций, постоянное обогащение растущих духовных и познавательных потребностей.
Учитель должен владеть также совокупностью приемов и умений личного воздействия на ученика. Элементами педагогической техники являются:
- умение педагогического общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
- техника речи;
- выразительные показания чувств и отношений с помощью мимики;
- внешний облик;
- саморегуляция психических состояний;
- умение видеть себя со стороны.
Таким образом, особенно от учителя начальных классов требуются:
- доверительность, чуткость, доброта, терпение;
- взаимопонимание, проникновение в психическое состояние детей;
- высокая эрудиция, разносторонние интересы, умение творчески преподнести ученикам материал;
- реальный духовный контакт на основе деловых связей;
-диалогичность общения, умение слушать, отказ от воздействия и переход к взаимодействию.
Личностным особенностям первого учителя придается большое значение в связи с его влиянием на переход ребенка к новой, ведущей деятельности и новому типу взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Кроме того эмоциональные реакции, эмоциональное поведение учителя в целом являются образцом подражания для младших школьников, у которых идет интенсивное накопление эмоционального и нравственного опыта.
Деятельность учителя начальных классов в процессе руководства адаптацией первоклассников целесообразно осуществлять в два последовательных периода: предадаптационный и адаптационный.[4]
В предадаптационный период создаются предпосылки для успешного осуществления процесса адаптации:
- сбор и анализ информации о будущих первоклассниках;
- диагностическое изучение и прогноз успешности протекания адаптации;
- планирование индивидуального подхода, подбор дидактических пособий и методов работы с учетом особенностей ребенка.
В адаптационный период создаются условия для безболезненной быстрой адаптации учащихся и деятельность учителя проявляется:
- в умении различать адаптационные затруднения и выявлять их причины, учитывать уровень психологической готовности ребенка;
- в наблюдении за адаптацией первоклассников и анализе ее результатов, владении специфическим общением и оцениванием деятельности;
- в содействии ребенку в преодолении возникающих затруднений адаптации. Это и владение специальной методикой работы по обучению и воспитанию, и знание методики наблюдения, и работа со специалистами (логопедами, психологами, медиками), и педагогическое информирование родителей.
Одинаковый подход воспитывает среднего ученика. Задача учителя первоклассников – создать нормальную ситуацию для обучения и развития личности каждого ученика, опираясь на индивидуальную картину готовности к обучению и хорошее владение учителем методикой преподавания; выработать индивидуализированную, личностно – ориентированную программу.
Признаками личностно – ориентированного обучения являются:
- сосредоточение на потребностях ученика;
- диагностичная основа обучения;
- преобладание учебного диалога;
- сотрудничество, сотворчество между учениками и учителями;
- ситуация выбора и ответственности;
- забота о физическом и эмоциональном благополучии учеников;
- приспособление методики к учебным возможностям ребенка;
- стимулирование развития и саморазвития ученика.
Только на этих условиях удастся смягчить процесс вхождения детей в ситуацию учебной деятельности (особенно в сложных ситуациях), помочь им поверить в свои возможности получить удовлетворение от общения с учителем и одноклассниками, полюбить школу и учение.
Главная цель учителя в адаптационный период – помочь каждому ребенку нормально приспосабливаться к новому этапу жизни, позитивно относиться к новым обязанностям и правам, переживать радость от личных успехов, понимать необходимость быть старательным…
То есть опираясь на личностную позицию и индивидуальные возможности каждого учащегося создавать условия для их развития.
Задачи учителя первоклассников:
- создание у каждого ученика полновесной жизненной перспективы (Я - хороший – был, есть и буду)
- формирование целесообразного стиля взаимоотношений с учениками (Мы учимся, это трудно, но нужно, интересно и полезно)
- создание системы правил, которых должны придерживаться учащиеся, чтобы обеспечить успешную работу
- обеспечение возможности усвоения ребенком своих прав и обязанностей, для последующего целенаправленного руководства своим поведением (обязанности лучше пояснять как права на тишину, помощь, уважение…)
- выяснение самооценки ребенка и бережная коррекция завышенной ил заниженной самооценки
- смена стиля отношений и педагогической деятельности с авторитарного или либерального на демократический
- учитывая повышенную готовность родителей первоклассников к выполнению своих обязанностей, привлечь каждого к поддержке грамотной помощи своему ребенку.
Путем систематических целенаправленных наблюдений и используя другие методы изучения необходимо выяснить: