Файл: Общение как взаимодействие (Тактика общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Взаимодействие во время общения

2.1 Общая характеристика взаимодействия

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь (рисунок 1) [13].

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур [11].

Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов [11].

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это взаимодействие их внутренних миров, обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Общество - это система взаимодействия человека с другими людьми. Разнообразные социальные отношения, субъектом которых является личность, обусловленные многогранностью социальных интересов [12].

Конкретное поведение человека, его внутренний мир имеют объективный характер и называются социальными отношениями (рисунок 2).

Социально-психологический феномен социальных отношений предстает как факт в конкретной реальности. Таким образом межличностные отношения формируются не вне общественных отношений, а внутри них.

Межличностные отношения определяют тип взаимодействия общественных отношений через ту реальную социальную деятельность, частью (или формой организации) которой они являются [12].


На формирование межличностных контактов влияет непосредственное условие жизни отдельного человека, поэтому эмоциональная насыщенность является их основой.

Результат взаимодействия одного человека с другим различно в зависимости от того какого эмоциональное состояние. Эмоция побуждает к действию, она играет важную роль в установлении и сопровождении таких отношений, как дружба, любовь, брак [1, с. 69-71].

Эмоции – это чувства, внутренние движения, в которых мы переживаем поток нашей жизни. Чувства дают нам понять, каковы на самом деле наши отношения с жизнью, они связывают нас с бытием. Переживая красивый закат или вкусный обед, мы чувствуем приятные эмоции, показывающие, что мы находимся в хороших отношениях с жизнью. Напротив, страдая от утраты или от болезни, у нас возникают негативные эмоции или аффекты, свидетельствующие, что мы в плохих отношениях со своим бытием.

С помощью эмоции человек может «инфицировать» собственным состоянием (испугом, смехом и др.) своего партнера по взаимодействию, который в начале мог совсем иначе реагировать на предмет обсуждения [2, с. 145-147].

Человек с обществом связан системой реальных связей. Их основными элементами которой являются субъекты связи, предмет связи, то есть то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования отношений между ними.

В форме контакта и взаимодействия происходит конкретная связь. Контакт - это первая ступенька реального взаимодействия, одновременно он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает [2, с. 147-151].

Действия способствуют взаимопомощи, взаимному регулированию, взаимному контролю. Это предполагает, что каждый участник взаимодействия сделает свой вклад в выполнение общего задания, корректируя свои действия, учитывая предыдущий опыт, активизируя собственные способности и возможности партнера.

Следовательно, в социально-психологическом контексте под взаимодействием понимают не только взаимосвязанный обмен действиями, а прежде организацию людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности [11].

Таким образом общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует эти действия. Именно это и не предполагает отрыва коммуникации от взаимодействия и не отождествляет эти понятия.

Механизмы взаимодействия по P. X. Шакурову:

«Бумеранг» — человек симпатизирует и привязывается к тем людям, которые сами относятся к нему с симпатией, положительно оценивают их.


«Созвучие» — эмоциональное сближение людей начинается, когда их мысли, переживания, убеждения, оценки близки.

«Сопереживание».

«Эталон».

«Дефицит».

«Познавательный интерес» — если человек является источником интересной информации, он становится для них интересным человеком.

«Перенос» — человек относится к другому, основываясь на его сходстве с ранее встречавшимися людьми [12].

В условиях психологического контакта наиболее полно проявляются личностные свойства субъектов взаимодействия. Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с заинтересованностью и доверием взаимодействующих сторон.

Внутренние механизмы контакта — эмоциональное и интеллектуальное сопереживание [12].

Внутреннее условие психологического контакта — искреннее, подлинное уважение друг к другу, эмпатийность и толерантность.

Внешнее проявление контакта — поведение взаимодействующих.

Средства установления психологического контакта.

Невербальные средства: расположение собеседников, позы, жесты, мимика, контакт глаз.

Вербальные средства — лексические варианты обращений к ребенку: просьбы, вопросы-напоминания вместо повелительных фраз. Все виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество [5].

К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность, эффективность (известны и другие термины для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособления, ассоциация) [4, с. 24-27].

Вторая группа охватывает действия, той или иной степени, препятствующие совместной деятельности, создавая преграды на пути к согласию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциации. Упомянутая классификация использует так называемое дихотомическое разделение всех видов взаимодействий.

Другая классификация в своей основе имеет количественный аспект, т.е. речь идет о количестве субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно этой классификации, различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада) [4, с. 29-31].

Многие из исследователей пытаются выделить более мелкие единицы взаимодействия, подвергающихся эмпирическому наблюдению, контролю и регистрации. В частности, Р. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Все образцы взаимодействий, которые наблюдал исследователь, были поделены на двенадцать видов, которые, в свою очередь, сведены в четыре категории.


Группа во время выполнения определенного общего задания осуществляет последовательный переход от одной фазы к другой: ориентировка членов группы относительно общего задания, оценка хода выполнения задачи, контроль и принятие решения [14, с.112-114].

При этом положительные и отрицательные эмоции сопровождают этот процесс и соответствующие действия членов группы. Несмотря на то, что схема Р. Бейлза получила широкое применение, она имеет ряд критических замечаний.

Они прежде всего касаются того, почему именно эти, а не другие виды взаимодействий выделены, и почему их именно двенадцать. Основное замечание сводится к тому, что она не учитывает содержания совместной деятельности, а в расчет берет только формы взаимодействия [12].

2.2 Сущность и социальная роль взаимодействия людей

Человеческое общество представлено не отдельными индивидами, а связами и отношениями в которых они все находятся. Основой же всего этого являются действия людей и влияние их друг на друга, получившие название взаимодействия.

Взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Если рассматривать взаимодействие как некий материальный процесс, то он сопровождается передачей материи, движения и информации. Следовательно, взаимодействие относительно, и осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве [12].

Если рассматривать взаимодействие с точки зрения психологии – то это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, составляет причинная обусловленность, что определяет развитие объектов и их структур. Противоречие, обнаруженное при взаимодействии, выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Взаимодействие - это не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую деятельность [8].

Взаимодействие представляется в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие, а стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими [4, с.12-14].


Стили взаимодействия бывают продуктивные и непродуктивные. Первый представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Непродуктивный же стиль взаимодействия - неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности [11].

Критерии, позволяющие правильно понять стиль взаимодействия:

- Характер активности.

- Характер выдвигаемых целей.

- Характер ответственности.

- Характер отношений, возникающих между партнерами.

- Характер функционирования механизма идентификации.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный внутренний мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров.

Взаимодействие можно представить, как постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. В ходе реального взаимодействия формируются адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе [8].

Взаимодействие бывает межличностным и межгрупповым.

В социальной психологии термином «межличностное взаимодействие» называют контакт двух или более субъектов, приводящий к изменению их поведения или настроения. Тремя основными задачами такого контакта являются: формирование межличностных отношений, межличностное восприятие и понимание человека, оказание психологического воздействия. Для решения этих задач применяются два основных типа взаимодействий: сотрудничество – продвижение к цели одного из партнеров способствует или не препятствует успеху других, и соперничество – достижение цели одним из партнеров исключает или затрудняет удачное завершение дел у остальных [8].

Также существует разделение межличностных взаимодействий по видам:

В зависимости от цели – деловые, личные.

В зависимости от модальности – позитивные, негативные, амбивалентные.

В зависимости от направленности – вертикальные, горизонтальные. Примером таких отношений могут являться рабочие контакты, в случае общения с начальством или подчиненными, направленность будет вертикальной, при разговорах с коллегами – горизонтальной [7, с.326-328].