Файл: Общение как взаимодействие (Тактика общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реальное целенаправленное общение - это всегда совокупность вполне определенных стратегий и тактик взаимодействия, включающих и приемы понимающего, и директивного, и промежуточного реагирования, в соответствии со спецификой ситуации, целями, ходом развития взаимодействия и особенностями личности собеседника. Формирование навыков гибкого использования этих приемов в реальной работе с людьми является первостепенной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль общения в жизни отдельного человека и человечества в целом переоценить трудно. Несмотря на многочисленные исследования, в той или иной мере раскрывающие его содержание, только признание его роли в человеческом бытие, позволяет в полной мере оценить значимость этого явления в человеческой жизни. Это отмечалось не только в экзистенциально-гуманистической психологии, но и классиками отечественной психологии, которые, однако, отмечали, что для осуществления онтологического анализа психологических явлений необходимо, чтобы психология стала наукой о человеке, а не о психических явлениях; стала понимать происходящее в мире; развитие ее должно идти не по отраслям, а по проблемам, сближающим общую психологию, социальную, историческую и другие области психологического знания; апеллировала бы к «вершинным» проблемам психологии; ушла от излишней естественно научности; обратилась бы к системности, где большая роль будет отводиться связи психологии с этикой, аксиологией.

Иными словами, экзистенциальную сущность общения можно изучить лишь при учете совокупности всех его проявлений и компонентов, что стало возможно осуществить через анализ «ценностей» и «смыслов», так как в отличие от многих других междисциплинарных понятий, они относятся к «вершинным» слоям психики и имеют самое непосредственное отношение не к отдельным психическим проявлениям человека, а к его жизнедеятельности в целом. Во-вторых, они приобретают особый методологический статус, так как являются пограничными образованиями, в которых сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, в них преодолевается противопоставление «внутреннего - внешнего», «субъективного - объективного», «формы -содержания» и т.д. Они тем самым связывают фундаментальные отечественные категории (деятельность, сознание, личность и общение), позволяют рассматривать обозначаемые ими реалии как целостные образования и придают им методологический и онтологический статус.


Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает, отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Существуют тактики делового общения открытости (открытая тактика, личностная и партнерская). Люди улыбаются и счастливы. И закрытые — закрытая тактика, ролевая и конфронтация. Люди закрыты, настроены на войну. На самом деле, все эти тактики делового общения одинаково эффективны. Мы можем и должны использовать и те, и другие. Однако открытые тактики делового общения считаются более эффективными. Используя тактики конфронтации и ролевые, нужно понимать, что вы их используете здесь и сейчас. Потому что это необходимо в конкретный момент. Но самые эффективные переговоры, самые эффективные публичные выступления именно там, где применяются личностные и открытые тактики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект пресс, 2014. – 362 с.