Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные теоретические направления исследования общения в социальной психологии
1.2 Формы, виды и функции общения
2. Взаимодействие во время общения
2.1 Общая характеристика взаимодействия
2.2 Сущность и социальная роль взаимодействия людей
Виды общения:
Беседа в светских кругах. Предполагает соблюдение конкретных правил. Вам не рекомендуется в данном обществе озвучивать вслух все, что всплыло на ум. Следует говорить лишь то, что принято. Беседа имеет неоткрытый характер (то есть мнения участников беседы не способны кардинально поменять стиль беседы).
Формальное. Выбирая этот тип, личность ничуть не стремиться узнать особенности характера своего партнера, при этом применяется стандартный набор слов, спектр эмоций, движений. Благодаря этому не показывается собеседнику свое настоящее отношение к беседе [3].
Общение при помощи манипуляций имеет корыстный характер. Один из беседующих ставит перед собой цель получить нужную информацию у собеседника с помощью заранее продуманных приемов (например, лесть, лживая доброта).
Примитивная взаимосвязь. В этом нет как таковой человечности, но в современном мире нередко можно увидеть, как некоторые люди записываются в сторонники примитивного вида общения, что являет собой оценивание противоположной стороны на двух уровнях: нужный или ненужный собеседник [5]. Первый случай - с охотой с ним поддерживают общение, если нет – с помощью грубой речи, с применением физической силы партнера по разговору могут оттолкнуть.
Деловое общение, которое так же, как и коммуникация в целом, имеет различные формы и виды. При этом собеседника рассматривают как целостную личность (возраст, предпочтения и т.п.).
Культура общения - важная составная часть общей культуры личности, формирование которой выступает как насущная потребность наших дней, когда происходит ломка старых форм жизни, переоценка ценностей и идеалов, привычных убеждений и представлений, поиск новых жизненных установок и ориентиров. Проблемы личностного общения требуют специального рассмотрения, т.к. именно на этом уровне происходит удовлетворение сущностных потребностей личности. Именно эта сфера в нашем недавнем прошлом оказалась заметно подверженной влиянию тоталитарной идеологии, когда личность растворялась в коллективе и неизменный приоритет отдавался служебно-деловым, общественным контактам [5].
Современное общество — сложная динамическая система, коммуникативное пространство которого характеризуется интерактивностью и диалогичностью, а также наличием равноценных и независимых друг от друга участников [10, с. 56-57]. При этом не только традиционные формы воспроизводства и трансляции культуры, но и модели общения, еще вчера казавшиеся незыблемыми и устоявшимися, значительно изменяются. Новое время предлагает и новые средства общения, одним из которых является Интернет, перевернувший привычные представления об общении и породивший немало проблем. Усиление роли СМИ, появление большого количества коммуникативных посредников, и в особенности благодаря новейшей компьютерной технике — все это придает проблеме культуры общения личности современное звучание [16, с. 256-259].
Роль общения и в нашей жизни, и в общественно, и в профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций [7].
Формы общения:
1. Вербальное – невербальное
Вербальное общение – это общение на одном из естественных для человека языке, невербальное общение – это система знаков в устной речи. Эти два вида общения всегда сопутствуют друг другу. Вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга, поэтому применительно к общению правильно будет говорить o вербально-невербальном балансе как норме общения [7].
2. Информативное – неинформативное.
Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения [7].
3. Монологическое — диалогическое.
Выделяют два вида устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Поэтому, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.
4. Устное – письменное.
Между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).
5. Публичное – массовое.
Публичное общение - это монолог. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели.
7. Официальное – неофициальное (частное)
Взаимодействие в строгой деловой обстановке c соблюдением всех правил и формальностей называется официальным общением [7].
Взаимоотношения, которые не ограниченны строгими рамками – это частное общение, которое протекает свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия (Приложение 1).
Как известно, функций общения в психологии много, они несут разные смысловые нагрузки, но цель всегда остается одна – взаимодействие с людьми.
Основные функции общения в психологии:
- Коммуникативная функция общения.
- Познавательная функция общения.
- Психологическая функция общения.
- Информационная функция общения.
- Креативная функция общения [8].
Самая распространенная, на уровне инстинктов применяемой является коммуникативная функция общения. Смысловая нагрузка функции заключается во взаимной передаче своих умений, знаний, навыков между собеседниками. Человек стремится не просто поделиться информацией, но и убедиться в том, что собеседник понял его [8].
Следующая функция – познавательная функция общения - тесно связана с коммуникативной функцией, но главнейшее отличие состоит в том, что человек стремится узнать новое от собеседников, которым он доверяет и не подвергнет полученную информацию сомнению или проверке [8].
Получая или не получая удовлетворение от общения, человек неосознанно использует в жизни психологическую функцию общения. Как сообщают эксперты, эта функция включает в себя эмоциональный комфорт человека, положительные моменты, связанные с межличностной коммуникацией.
Информационная функция общения, как считают теоретики, состоит Коммуникативная функция общения в передаче устного сообщения [8].
Самая нестандартная и креативная функция общения заключается в том, что при взаимодействии (создание и разработка проекта, поиск новых решений или написание курсовых и дипломных работ, в конце концов) людей появляется нечто новое, уникальное.
1.3 Тактика общения
Стратегией общения называют общую схему действий собеседников, направленную на реализацию той или иной цели. Она может быть довольно продолжительной, поэтому не ограничивается одной беседой. Стратегия состоит из тактических действий, осуществление которых приближает человека к цели [5].
Закрытая и открытая тактики общения что это такое и чем они отличаются? Мы видим, даже просто говорим, вот закрытый человек или вот открытый человек. Собственно, это оно и есть. Другое дело, что мы по-психологически относимся к более открытым и более закрытым типам. Эффективный коммуникатор будет специально выбирать нужную тактику, определенную в данной конкретной ситуации, самую успешную и выигрышную [5].
Когда Вы применяете открытую тактику общения, Вы открыты личностно. Вы полностью предоставляете максимум информации собеседнику. Отвечаете на все его вопросы. Вы рады прояснению ситуации. Открываете все особенности ситуации, которую обсуждаете. В закрытой тактике общения, это скрывается. Максимальна закрыта информация, видим только ее минимум, самый публичный и открытый [19, с. 15-17]. Обычно он предоставляется в виде документов что не сказать лишнего. Вы минимально открыты для информации и это сразу становится заметно окружающим. Поэтому, эта тактика общения эффективна в случае, когда Вы чувствуете нападение, чувствуете давление на Вас. Тогда действительно закрытая тактика общения позволит Вам сосредоточится и остаться внутри своего информационного поля.
Открытая тактика общения эффективна в других случаях и считается более эффективной. Сейчас говорится о том, что открытая тактика общения наилучшим образом мотивирует. Сейчас люди развиты, они хотят быть личностями, хотят понимать зачем им делать конкретную задачу. Поэтому открытость иногда является обуславливающим фактором успешной мотивации людей [19, с. 24-27].
Требования, предъявляемые к практике общения.
1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться им.
2. В любом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более - конфликта. При конфронтации общение никогда не будет успешным, неизбежны и психологические потери. Конечно, возможны жаркие споры и расхождения оппонентов по принципиальным позициям. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
3. Умело использовать механизмы психологического взаимодействия. К ним относятся следующее: привязанность; симпатия; доверие; уважение. Эти требования можно рассматривать только во взаимодействии друг с другом. Нельзя отдавать предпочтение одному, игнорируя остальные [19, с. 28-32].
Манеры делают человека. В манерах воссоздается образ человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми со знаком «плюс» или «минус». Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию. Успех манер общения объясняется тем, что, благодаря им человек становится тем, кого признают люди [8, с. 29-31].
Опасайтесь выступать в роли неловкой личности, всегда говорящей любезности тяжелые, неуместные, а еще хуже - глупые. Вместе с тем избегайте закомплексованности. Очень важно чувствовать своих партнеров по общению [3].
Психологическая тактика общения – это система последовательных действий, направленных на достижение определенной цели и реализацию конкретной стратегии. Одну и ту же стратегию можно воплотить в жизнь благодаря разным тактикам [19, с 49-54]. Тактики могут быть весьма разнообразными как по своему содержанию, так и по своей направленности, и прямо зависят от психологических особенностей взаимодействующих людей, их ценностей, установок, а также социально-культурного и этнопсихологического контекста процесса коммуникации. Тактики, успешно применяемые в одной ситуации, могут быть совершенно безуспешными в другой. Имеющиеся на данный момент стратегии и тактики общения были представлены в чистом виде. В жизни же редко можно встретить человека, в поведении которого наблюдалась бы определенная тактика общения. Как правило, люди объединяют разные виды тактик общения, для достижения той или иной цели. Тем не менее, имея общие представления о речевых тактиках, можно научиться чувствовать людей, распознавать их истинные мотивы и составлять их психологический портрет. Все это помогает повернуть разговор в нужное русло и добиться своих целей. Количество стратегий и тактик речевого общения может существенно увеличиваться в случае, если субъекты деятельности осознают, социальные последствия межличностных контактов. Знание зависимости между личными качествами субъектов, социокультурным контекстом и видом тактики общения, позволяет участнику коммуникативного процесса в той или иной степени спрогнозировать характер межличностного влияния. При выборе тактики общения и взаимодействия в целом стоит опираться на вид и тип взаимоотношений [19, с 56-62].
Для расположения человека к себе стоит попросить его о чем-либо. Полученный в результате эффект носит имя Б. Франклина, который воспользовался им ради обретения расположения одного изрядно недолюбливавшего его человека. Приобретая опыт и навыки подобного общения, каждый в результате понимает это [5].
Для получения, желаемого от человека можно воспользоваться техникой, которую неслучайно прозвали «дверью в лоб». Суть ее состоит в том, чтобы обратиться к человеку с просьбой гораздо большей, нежели то, что вам нужно от него в действительности. Вероятно, вы получите отказ, но это как раз то, что вам нужно! Через некоторое время можно обращаться за тем, что требовалось изначально, и, вероятнее всего, вам не откажут. Дело в том, что человеку будет просто неудобно отклонить вашу, на этот раз вполне приемлемую просьбу [17].
Навыки эффективного общения можно приобрести, только никогда не забывая третье правило, важность которого не устает подчеркивать Карнеги. Имя – неотъемлемая часть каждого из нас. Людям нравится слышать его от других. В свою очередь те, кто называет нас по имени, в большинстве вызывают у нас симпатию, и этот факт надо помнить и уметь им пользоваться. В обращении к человеку не меньшую роль играет обозначение его статуса или звания. Также большое значение имеет форма, в которой мы обращаемся к людям [18].
Выводы по 1 главе:
В результате общения происходит обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности определенной группы людей и часто достигнутое взаимопонимание между ними приводит к возможности нового витка в развитии их совместной деятельности, при этом каждый участник общения носит свой особый вклад в эту деятельности, что приводит к общему взаимодействию.
Мы привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то из нас общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие из нас не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить.
Так уж получается, что опыт каждого отдельно взятого индивида сильно ограничен. Ограничен он продолжительностью жизни и нашими возможностями. Мы можем получить только какую-то ничтожную часть информации о мире, которую мир в себе содержит. Поэтому наши суждения о природе, о жизни и о себе несовершенны, так как основываются на неполной информации.
Обмен знаниями между разными людьми представляет из себя информационное пространство, в котором опыт каждого отдельно взятого человека дополняет опыт другого человека и сам дополняется им.