Файл: Метод тестов: история, возможности, перспективы (Характеристика метода теста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Считается, что тестовая диагностика - объективный, экономичный, демократичный и психологически корректный способ диагностики. Однако он далеко не универсален и имеет объективные ограничения в отношении возможностей педагогической диагностики. Всем известные проблемы с ЕГЭ, проводимого посредством педагогических тестов, служат серьезным импульсом как к оценке правомерности их тотального использования, так и к развитию самих тестов.

На основании различий в целях и задачах в образовании выделяют психологические и педагогические, на самом деле, как мы увидим ниже, дидактические тесты. Первые предназначены для диагностики психологических особенностей человека, вторые - для оценки уровня овладения учебным материалом.

В педагогике, психологии, психиатрии, социологии — научно — разработанная сертифицированная диагностическая методика, прошедшая необходимые процедуры апробации и стандартизации.

Тестирование определяют по-разному, и зависит это от потребностей исследователя и от основных целей самого процесса. Если рассмотреть определения тестирования в разные годы, то мы увидим, что понятие развивалось и видоизменялось в несколько этапов.

Это процесс выявления ошибок и недочетов в объекте исследования.

На данном этапе внимание уделяется именно деструктивному тестированию, т.е. выявляющему нарушения и несоответствия.

Процесс наблюдения за выполнением заданных исследователем условий и вынесения на этой основе оценки каких-либо ее аспектов.

Целью данной работы является изучение метода теста.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- Изучение истории создания метода теста;

- Рассмотрение понятия теста и тестирования;

- Изучение классификации и видов тестов;

- Анализ возможности метода тестирования на примере тестирования персонала предприятия;

- Перспективы развития метода теста как инструмента оценочной деятельности и т.д.

При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.

Глава 1. Характеристика метода теста

1.1 История создания метода теста


Первым этапом применения тестов в мировой практике можно считать период с 80-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в. Это период зарождения и становления тестирования. Теоретические основы тестирования были заложены в середине 80-х гг. XIX в. английским психологом и естествоиспытателем Ф. Гальтоном, который предположил, что с помощью тестов удастся разделить факторы наследственности и влияния среды в психике человека.[1]

Важным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов было определение трех основных принципов, которые используются и в настоящее время:

1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;

2) статистическая обработка результатов;

3) выделение эталонов оценки.

Ф. Гальтон называл испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами. Однако наибольшую популярность этот термин приобрел после выхода статьи Джеймса Мак-Кина Кеттелла «Умственные тесты и измерения», опубликованной в 1890 г.[2]

Огромный вклад в развитие тестологии внес французский психолог Альфред Бине. Его можно считать родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта. Впоследствии им и парижским врачом Т. Симоном вводится понятие «умственный возраст» и соответствующая ему метрическая шкала (1908). Так, в первом десятилетии XX в. в практику внедряется известный тест Бине — Симона, основной задачей которого являлось выявление умственно отсталых детей с последующим их направлением в специальные школы.

Достаточно длительное время тесты развивались как инструмент индивидуальных измерений. Массовый характер тестирования вызвал необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым. В 1917—1919 гг. в США появились первые групповые тесты. Наибольшее применение нашли тесты Артура Синтона Отиса.[3] Основные принципы, использованные при составлении этих тестов, были систематизированы и впоследствии легли в основу всей методологии групповых тестов.

1) Принцип ограничения во времени, т. е. показатель развития прямо зависит от скорости выполнения заданий испытуемым.

2) Принцип детализированной инструкции как в отношении проведения, так и в отношении подсчета.

3) Введены тесты с выборочным методом формирования ответа с указанием подчеркивать наугад в случае незнания или сомнения.

4) Подбор тестов после тщательной статистической обработки и экспериментальной проверки.


Вторым этапом в развитии тестирования можно считать 20—60-е гг. прошлого столетия. В это время американский психолог В.А.Макколл разделил тесты на педагогические и психологические по определению умственных способностей.[4] Основной задачей педагогических тестов являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения определенных методов преподавания и организации.[5]

Разработкой и проверкой тестов занимаются специальные государственные службы. Еще в 1900 г. в США был создан Совет по вступительным экзаменам. В 1926 г. Совет колледжей разрабатывал тесты для квалификационной и профессиональной оценки деятельности педагога. С 1947 г. в США существует Служба тестирования, которая считается наиболее представительным научно-исследовательским центром.

В России практическое значение тесты получили после 1925 г., когда была создана особая тестовая комиссия. Она существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка тестов для советской школы. И уже весной 1926 г. вышли такие тесты, созданные на основе американских. Были разработаны тесты по природоведению, обществоведению, счету, решению задач, на понимание чтения и проверку умения правописания.[6] К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.

Уже в те годы было доказано, что метод тестов позволяет не только охватить отдельные элементарные психические процессы, но может анализировать их совокупности. Кроме того, было замечено, что тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы с учащимися.[7]

Однако вскоре положение кардинально изменилось. Вышедшее в 1936г. постановление ЦК ВКП (б) негативно сказалось на развитии тестологии. Метод тестов был признан орудием дискриминации учащихся и «изгнан» из советской школы.

Если в отечественной науке исследования в области разработки и применения тестов были приостановлены, то в ряде западных стран они продолжали интенсивно развиваться в различных направлениях. В 30-50-е гг. значительное внимание уделялось так называемым прогностическим тестам, назначению тестов в системе образования, видам тестов и их использованию в практической деятельности. Особую актуальность в это время приобретают вопросы, связанные с разработкой тестов педагогами-практиками.


Следующим этапом в развитии тестирования в России является период с начала 60-х гг. до конца 70-х гг. Реформы по преподаванию ряда предметов, развитие программированного обучения дали значительный толчок к дальнейшему совершенствованию тестов.

В 60-е гг. начинаются первые, после долгого перерыва, исследования отечественных ученых по использованию тестов психолого-педагогической направленности. В основном в этих разработках анализируется многолетний опыт тестирования, накопленный в зарубежных странах.

С начала 80-х гг. начался новый этап в развитии тестирования в России. Для данного периода характерен ряд особенностей. Прежде всего, важным направлением является интенсивное использование компьютеров как в процессе тестирования, так и при обработке полученных результатов.[8] Наряду с этим в ряде западных стран, особенно в США, тестирование становится практически ведущей формой контроля. Такие страны, как Нидерланды, Англия, Япония, Дания, Израиль, Канада, Австралия, развили теорию и практику тестирования, создали службы разработки тестов, занимаются организацией массового тестирования.[9]

С введением образовательных стандартов, в том числе и по иностранным языкам, появилась необходимость упорядочить и объективизировать средства контроля и оценивания для проверки выполнения требований стандартов к уровню подготовки учащихся.[10] С этой целью проводится эксперимент по массовому тестированию по единым контрольным измерительным материалам (Единый государственный экзамен).

Это тесты трех уровней сложности (базовый, повышенный и высокий), которые соотносятся с уровнями владения иностранным языком, определенными в документах Совета Европы, следующим образом: базовый уровень — А2+, повышенный уровень — В1, высокий уровень — В2. Для решения научных проблем теории и практики тестирования создан Федеральный институт педагогических измерений.[11]

Итак, история развития тестирования за рубежом и в России показала, что тесты уровня обученности (тесты успешности) являются важным способом оценки педагогической деятельности, с помощью которого результаты учебного процесса могут быть достаточно объективно, надежно измерены, обработаны, интерпретированы и использованы в педагогической практике.


1.2 Понятие теста и тестирования

Слово "тест" произошло из старофранцузкого языка и имеет синоним "чашка". Этим термином обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, используемые алхимиками для проведения опытов.

Согласно другой версии слово "тест" произошло от английского «test» -испытание, исследование.[12]

Согласно современных словарных определений для психолого-педагогической области тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу;

система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности;

специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.;

стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.

Тест (англ. test — задание) — задание стандартной формы для проведения испытаний с целью установления степени наличия тех или иных качеств объекта.[13]

В педагогике, психологии, психиатрии, социологии — научно — разработанная сертифицированная диагностическая методика, прошедшая необходимые процедуры апробации и стандартизации.

Тестирование определяют по-разному, и зависит это от потребностей исследователя и от основных целей самого процесса. Если рассмотреть определения тестирования в разные годы, то мы увидим, что понятие развивалось и видоизменялось в несколько этапов.

Это процесс выявления ошибок и недочетов в объекте исследования.

На данном этапе внимание уделяется именно деструктивному тестированию, т.е. выявляющему нарушения и несоответствия.

Процесс наблюдения за выполнением заданных исследователем условий и вынесения на этой основе оценки каких-либо ее аспектов.

Это определение следующего этапа развития понятия тестирования. Здесь мы уже видим оценочно-ориентированный подход. То есть цель тестирования не просто выявить дефект как таковой, но получить информацию для оценки качества объекта исследования.

Следующие два определения относятся к новому этапу – превентивно-ориентированному подходу, когда цель тестирования - убедиться в том, что программное обеспечение отвечает заявленным требованиям, а также выявить дефекты и предотвратить возможные отказы.