Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приобретение права собственности на безнадзорных животных (ст. 231 ГК РФ).

С момента подачи заявления лицом, задержавшим безнадзорных животных, и официального приобретения права собственности на это животное должен пройти определенный срок – шесть месяцев (ст. ст. 190 – 194 ГК РФ).

В любом случае, если прошло время (шесть месяцев), при явке прежнего собственника безнадзорного животного и нового собственника должно быть соглашение между ними о возврате этого животного.

В случае, если лицо, задержавшее безнадзорное животное, отказывается от приобретения его в собственность, то такое животное поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Ст. 232 ГК РФ устанавливает право при возврате безнадзорных домашних животных собственнику лица, задержавшего животных, и лица, у которого они находились на содержании и в пользовании на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачетом выгод, При этом на лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, распространяется действие правил п. 2 ст. 229 ГК, т. е. оно вправе не только получать полное возмещение всех необходимых произведенных расходов, связанных с содержанием животных, но и требовать вознаграждения за их возврат.

Клад (ст. 233 ГК РФ).

Клад – зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право.

Особенность клада заключается в том, что это намеренно скрытые ценности, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право. Собственник сам решил спрятать свои ценности в земле. Кладом признаются лишь намеренно скрытые деньги или иные ценности.

Основные признаки клада:

- кладом признается не всякое намеренно скрытое имущество, а лишь деньги или иные ценности;

- собственник денег или иных ценностей не может быть установлен;

- собственник денег или иных ценностей в силу закона утратил на них право.

При отсутствии хотя бы одного из этих признаков найденное имущество нельзя считать кладом.

Право собственности на найденный клад будет зависеть от вида найденного клада.

Лица, обнаружившие клад на территории своего земельного участка (строения), приобретают право собственности на этот клад на основаниями закона со всеми вытекающими последствиями.

В случае обнаружения клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.


Законодатель указал также на императивную норму, когда лица, нашедшие клад, не имеют права стать собственниками данных вещей, а также права получить вознаграждение:

- лица, которые по долгу службы или трудовых обязанностей заняты специально проведением раскопок и поиском клада;

- лица, производившие раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества.

Все споры, связанные с определением размера, подлежащего выплате вознаграждения, распределения вознаграждения между лицами, обнаружившими клад, рассматриваются судом на общих основаниях.

Приобретательная давность (ст. 234 ГК РФ).

Приобретательная давность – в случаях, когда лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.

Приобретательная давность на имущество подразделяется на два основных вида и зависит от срока:

- движимое имущество, на которое возникает право собственности по истечении пяти лет;

- недвижимое имущество, на которое возникает право собственности по истечении пятнадцати лет.

Согласно гражданскому законодательству, право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности с момента такой регистрации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности.

Течение срока приобретательной давности может начаться не ранее истечения срока исковой давности на истребование собственником или иным законным владельцем имущества у лица, у которого оно находилось.

Приватизация. Важным основанием производного приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами является переход к ним государственного и муниципального имущества в рамках приватизации.

Будучи основанием приобретения права собственности для граждан и юридических лиц, одновременно приватизация служит предпосылкой прекращения на соответствующее имущество права государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 217 и абз. 2, 3 подп. 7 п. 2 ст. 235 ГК РФ государственное или муниципальное имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации, в частности в соответствии с ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».


Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (к объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Отказ в приватизации должен быть мотивированным. Он допускается, в частности, в случае, если на приватизацию государственного имущества наложен запрет (например, когда имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в обороте). Так, указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

2.2 Основания прекращения права собственности

Основания прекращения права собственности регламентированы гл. 15 ГК РФ. Часто основания прекращения права собственности у одних субъектов являются основаниями для его приобретения другими.

Право собственности прекращается, когда:

- имущество погибает (уничтожается физически);

-имущество погибает юридически (например, изымается из гражданского оборота);

-собственник отказывается от своего права собственности;

- собственник отчуждает свое имущество другим лицам;

- имущество принудительно изымается у собственника.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. А согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. ГК РФ опускает слова «и по решению суда», что иногда противоречит указанному конституционному положению. Названный п.2 ст. 235 перечисляет следующие случаи принудительного изъятия имущества у собственника:

- обращение взыскания на имущество по обязательствам;

- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка;

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

- реквизиция;

- конфискация;

- отчуждение имущества в случаях, специально предусмотренных ГК РФ;

- национализация.

Принудительное изъятие имущества в случаях № 1-5 и 7 производится по решению суда, что полностью соответствует упомянутому конституционному положению. Однако за исключением конфискации в остальных случаях собственнику компенсируются убытки, причиненные изъятием. Компенсация обычно выражается в денежной сумме, которая согласно ст. 128 ГК РФ тоже является имуществом. Следовательно, собственник теряет право собственности на принудительно изъятое у него имущество, но взамен этого приобретает право собственности на другое имущество (например, в виде денежной суммы). Что касается реквизиции, то ст. 242 ГК РФ, определяющая ее правовой статус, вступает в противоречие с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, поскольку она (ст. 242 ГК РФ) разрешает принудительно изымать имущество у собственника при чрезвычайных обстоятельствах только по решению государственных органов.


Принудительное изъятие недвижимого имущества представляет собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника, что допускается гражданским законодательством[11].

Профессор А.А. Рубанов заметил следующее противоречие современного института реквизиции с Конституцией РФ. В п. 1 ст. 242 ГК РФ буквально сказано следующее: «В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости Между тем в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ сказано по-другому: «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Значит, согласно Конституции РФ, делает вывод Рубанов, возмещение подлежит выплате предварительно, то есть до издания акта, предусматривающего предварительное отчуждение имущества, а п. 1 ст. 242 ГК РФ допускает возможность и последующей выплаты, что противоречит Конституции РФ[12]. В развитии взгляда А.А. Рубанова можно сказать и о таком принудительном способе прекращения права собственности, как штраф. Штраф – это денежное взыскание, то есть принудительное уменьшение имущества. Законодательство знает три его категории: как вид уголовного наказания, как вид административного наказания и как разновидность неустойки – одного из способов надлежащего обеспечения обязательств.

Аксюк И. полагает, что целесообразным вернуть забытое понятие «экспроприация» в действующее законодательство, что позволит более четко и кратко определять сходные по своей правовой природе отношения между субъектами гражданских правоотношений и государственными или муниципальными органами в случаях, когда последние действуют в общественных интересах[13]. По мнению автора, в понятие «экспроприация» следует включить принудительное изъятие путем выкупа недвижимого имущества в общественных интересах, не связанное с обстоятельствами чрезвычайного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость понятия «право собственность» как экономической и юридической категории несомненна. Собственность присутствует в жизни каждого человека, обусловливает его существование, формирует обыденное и правовое мировоззрение. Каждый человек должен хотя бы в минимальной степени удовлетворять свои материальные и духовные потребности — в пище, одежде, жилище, получении образования, которое давало бы ему возможность приспособиться к нынешним условиям производства и обмена, медицинской помощи, овладении достижениями культуры и т.д.


Право собственности может быть приобретено субъектами гражданско-правовых отношений по различным основаниям. То есть в основе приобретения права собственности могут лежать различные юридические факты, которые составляют его основание. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли приобрести в собственность эту вещь и другие предусмотренные законом основания.

Коснувшись такого вопроса, как критерий разграничения способов приобретения права собственности, можно согласиться с мнением сторонников критерия правопреемства (например, Черепахин Б.Б.). Практика показывает, что критерий воли не всегда является состоятельным. Так, наследник, имеющий право на обязательную долю, получает эту долю вопреки воле предшествующего собственника.

Дальнейшей правовой разработки требует проблема соотношения понятий «способ возникновения права собственности» и «основание возникновения права собственности». Ситуация осложняется тем, что в действующем законодательстве понятие «способ возникновения права собственности» вообще не употребляется. Тем не менее имеются различные мнения исследователей по этому поводу. В частности, Л.В. Санников полагает, что термины «способ» и «основание» соотносятся друг с другом следующим образом: и способы и основания являются юридическими фактами.[14] Правда, при употреблении понятия «способ» акцент делается на моменте действия. Соответственно, к способам относятся не все юридические факты, а лишь группа юридических действий. «Основание» же – это все юридические факты.

В действующее законодательство следует внести изменения, устраняющие противоречия института реквизиции. Представляется необходимым, в условиях чрезвычайной ситуации перед изъятием имущества с собственником последнего представителями органов государственной власти должно заключаться соглашение (возможно, устное), содержащее условия последующего возмещения. Таким образом будет установлен баланс между положениями п. 1 ст. 242 ГК РФ и ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.

Таким образом, основания возникновения (приобретения) права собственности – юридические факты, то есть обстоятельства реальной жизни, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц. Несомненно их значение для жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому в условиях реальной экономической системы необходимо их четкое закрепление, а также устранение имеющихся в этой области пробелов, ориентация на имеющуюся экономическую и юридическую реальность.