Файл: «Процессы принятия решений в организации. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое решение руководителя проходит эти этапы. Некоторые из них могут проходить эту цепочку несколько раз. Эффективный и грамотный руководитель оценивает любое решение с точки зрения эффективности и рациональности, укрепляя предприятие, создавая основу успешного бизнеса.

1.3 Модели и методы принятия решений

На сегодняшний день, основными моделями управленческих решений являются следующие:

Физическая модель. Данная модель представляет то, что изучается при помощи увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Особенность данной модели заключается в том, что в каком-то смысле она является своего рода моделируемой целостностью [1, с. 99].

Аналоговая модель. Она представляет изучаемый объект аналогом, который действует как реальный объект, но на вид таковым не является. Пример данной модели является организационная схема. Данная модель имеет по сравнению с другими более легкий и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации [6, с. 295].

Математическая модель. В этой модели, которую также принято называть символической, используются самые различные символы для того, чтобы описывать определенные свойств или характеристик объекта [1, с. 145].

Также при рассмотрении моделей управленческих решений, важно отметить, что основными показателями, который активизирует процесс осуществления принятия решения, являются современные средства оргтехники, которые включают в себя вычислительные сети. Все это вызывает необходимость высокого уровня культуры в сфере математики и программирования, технологии применения технических средств. Но, не смотря на все это, процесс принятия решения, поиск определенного варианта постоянно будет носить творческий характер, и напрямую зависеть от определенной личности.

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема [18, с. 46]. Их существует довольно много, например: декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов; диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт – это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе [15, с. 84]. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.


Экспертиза – проведение экспертом или экспертной группой измерения каких-либо характеристик, анализ факторов, необходимый для подготовки принятия решения [18, с. 114]. С помощью экспертизы лицо, осуществляющее принятие решения, может снизить его риски. Чаще всего экспертиза используется в таких вопросах, как постановка стратегических целей организации (поиск нового рынка сбыта или изменение структуры управления компанией), прогнозирование и разработка сценариев. В процессе проведения экспертизы получаются экспертные оценки, которые могут иметь различный вид – от количественно выраженных характеристик до содержательных экспертных заключений. Наиболее объективными считаются количественные оценки, к которым можно легко применить аналитические инструменты статистики и математики.

Метод Дельфи – свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса [1, с. 100].

К неэкспертным методам принятия решений относятся различные способы подготовки и принятия решения, не требующие участия экспертов. Наиболее известны следующие методы неэкспертного принятия управленческих решений: линейное программирование, имитационное моделирование, использование инструментария теории вероятностей и теории игр, метод аналогий.

Линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений [5, с. 18]. Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача.

Имитационное моделирование – способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев [13, с. 10]. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных; полученные результаты анализируются и оцениваются.

Метод теории вероятности – неэкспертный метод.

Метод теории игр – метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности [13, с. 10]. Это означает наличие таких условий, при которых процесс выполнения операции является неопределенным, или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей. Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации.


Метод аналогии – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления [4, с. 14].

Другим способом принятия управленческих решений является применение психологических методов. В рамках данных методов решение обычно подготавливается и принимается коллективно, однако психологический инструментарий может быть использован и одним человеком – лицом, принимающим решение. Наиболее распространенным психологическим методом принятия решения является мозговой штурм, брейнсторм, идея которого была предложена А. Осборном в 1950-х гг. Сущность данного метода заключается в генерации максимально возможного количества идей с целью последующего выбора наилучшей. Использование психологических методов целесообразно для поиска новаторского решения или разработки чего-либо нового. Такие методы позволяют, кроме достижения основной цели – принятия решения, укрепить дух коллектива и сблизить коллег, а также донести до руководства идеи сотрудников более низкого уровня управления.

Кроме мозгового штурма, существует множество других психологических методов принятия управленческих решений:

  1. Синек-тека – схожий с мозговым штурмом метод, где в процессе обсуждения присутствует реальный или мнимый клиент, который высказывает свое мнение о предлагаемых способах решения проблемы;
  2. Разложение на части (декомпозиция) – метод творческого мышления менеджера, в рамках которого проблема раскладывается на составные части, и каждая часть рассматривается отдельно на предмет внесения изменений;
  3. Принудительные взаимосвязи – комбинирование объектов или идей с целью получения новаторских методов решения проблемы;
  4. Морфологический анализ – матричный анализ переменных, к которым относятся объекты и способы воздействия на них;
  5. Латеральное мышление – анализ проблемы со сторон, рассмотрение которых выходит за рамки стандартной аналитики, боковое мышление;
  6. Групповой гений – организация группового обсуждения между людьми, имеющими различные точки зрения или применяющими различные методы принятия решений [4, с. 15].

Выбор метода принятия управленческих решений зависит от множества ситуационных факторов и предпочтений лица, принимающего решение.

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ЗАО «СтройДом»

2.1 Общая характеристика ЗАО «СтройДом»

Фирма «СтройДом» занимается продажей и монтажом высококачественных кровельных и фасадных строительных материалов, а также производит и продает пластиковые и деревянные окна. Компания работает уже на протяжении многих лет. Кроме кровельных и фасадных материалов, продаются легкие стальные профиля системы «ТЕРМО-БЛОК», «Сэндвич»-панели и фасадные металлические кассеты. Также проводится продажа водосточных систем, продажа мансардных окон, продажа сайдинга и фасадных панелей. Фирма имеет огромный опыт использования кровельных материалов, «СтройДом» может предложить наиболее грамотные и оптимальные решения по установки. Фирма «СтройДом» предлагает такие услуги:


  • Строительные и кровельные материалы только известных и качественных торговых марок.
  • Замер и расчет требуемых строительных материалов и выезд специалистов на обьект.
  • Бесплатное составление смет на все строительные работы.
  • Гарантия высокого качества на строительные материалы.
  • Гарантийное обслуживание.
  • Монтаж строительных материалов.

В компании действует гибкая система скидок для частных лиц и строительных организаций. «СтройДом» предлагает своим клиентам кровельные материалы в виде:

  1. Металлочерепица («Rannila», (Metrotile, «Terra Plegel», «Grand Line», «Металл Профиль» ,«Mera System», «Areco»), производства Финляндии,Швеции, Бельгии, а также отечественное производство.
  2. Профнастил (МП-20х1100-A, B, R , МП-35 х 1035 - A, B ,НС35x1000-A, B,C44x1000-A,B ,H60x845-A, B,H75x750-A, B) российского производства
  3. Гибкая черепица (KATEPAL ) производства Финляндии
  4. Натуральная черепица (BRAAS) произво Швеции
  5. Медная кровля («Испанская Дюна» ,фальцевая кровля, медная кровля) российского производства
  6. Подкровельные пленки ((JUTA,Tyvek ) производства Чехии
  7. Сайдинг(виниловый сайдинг, стальной сайдинг, цокольный сайдинг) российского производства
  8. Водосточные системы (GAMRAT,Lindab, Knudsen, Aqua System, Ranilla, Hunter )
  9. Мансардные пластиковые окна (FAKRO)
  10. Чердачные лестницы (Fakro)

На место работы выезжает квалифицированный специалист , который внимательно выслушает насчет пожеланий выполнения работ и учтет все ваши пожелания проведет замер и расчет кровли, поможет определится в выборе разнообразных кровельных материалов. Совершенно бесплатно составит смету на кровельные, фасадные и строительные материалы. Все строительные работы выполняются высококвалифицированными специалистами с использованием новых передовых технологий. Все работы будут проведены в срок и с высоким качеством выполненной работы. Фирма «СтройДом» представляет 2 года гарантии на все виды выполненных работ специалистами.

Девиз компании – мастерство на всех этапах строительных и монтажных работ, внимание к деталям и особым пожеланиям заказчиков.

Собственного сырья ЗАО «СтройДом» не имеет. Все виды материалов, которые используются в процессе производства, компания заказывает у поставщиков. Потребителями в ЗАО «СтройДом» являются юридические и физические лица.

Вектор развития потенциала компании достаточно широк, но как показывает практика, чтобы преуспеть в какой-то одной определенной области и не растерять опыт необходимо тщательнейшим образом заботится о репутации организации.


Предприятие постоянно расширяет спектр своей деятельности, наращивает производственные мощности, осваивает новые направления. С течением времени, возникла идея о новом уровне организации строительного процесса.

Организационная структура компании показана в Приложении 1. Руководит предприятием Генеральный директор, в основные функции которого входит: текущее управление; разработка направлений перспективного развития организации; разработка эффективной стратегии.

Кроме этого к его обязанностям относится разработка кадровой политики, разработка социальной инфраструктуры организации, работа с персоналом.

Основные показатели деятельности «СтройДом», расчет которых выполнен на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлены в таблице 1.

Итак, по данным таблицы 1 – динамика основных финансово-экономических показателей ЗАО «СтройДом» имеет в основном положительную тенденцию. Темп роста основных финансово-экономических показателей ЗАО «СтройДом», представлен на рисунке 1.

Таблица 1

Динамика основных финансово-экономических показателей ЗАО «СтройДом» за 2014-2016 годы

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

Изменения(+/-)

Темпы роста, %

2015 к 2014

2016 к 2015

2015 к 2014

2016 к 2015

1 Выручка, тыс. руб.

270829

291825

309160

20997

17335

107,8

105,9

2 Себестоимость продаж, тыс. руб.

200638

218347

234782

17709

16435

108,8

107,5

3 Прибыль от продаж, тыс. руб.

70191

73478

74378

3287

900

104,7

101,2

4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

56335

68198

35249

11864

-32949

121,1

51,7

5 Чистая прибыль, тыс. руб.

42949

55999

28373

13050

-27626

130,4

50,7

6 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

134454

146260

159534

11805

13274

108,8

109,1

7 Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

459800

437112

461739

-22688

24628

95,1

105,6

8 Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.

112291

118440

99722

6149

-18718

105,5

84,2

9 Фондоотдача, руб./руб.

2,01

2,00

1,94

-0,02

-0,06

99,06

97,13

10 Рентабельность продаж, %

25,9

25,2

24,1

-0,7

-1,1

х

х

11 Рентабельность активов, %

12,3

15,6

7,6

3,4

-8,0

х

х

12 Рентабельность собственного капитала, %

38,2

47,3

28,5

9,0

-18,8

х

х

13 Капиталоотдача, руб. /руб.

0,59

0,67

0,67

0,08

0,00

113,35

100,29