Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Любое решение руководителя проходит эти этапы. Некоторые из них могут проходить эту цепочку несколько раз. Эффективный и грамотный руководитель оценивает любое решение с точки зрения эффективности и рациональности, укрепляя предприятие, создавая основу успешного бизнеса.
1.3 Модели и методы принятия решений
На сегодняшний день, основными моделями управленческих решений являются следующие:
Физическая модель. Данная модель представляет то, что изучается при помощи увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Особенность данной модели заключается в том, что в каком-то смысле она является своего рода моделируемой целостностью [1, с. 99].
Аналоговая модель. Она представляет изучаемый объект аналогом, который действует как реальный объект, но на вид таковым не является. Пример данной модели является организационная схема. Данная модель имеет по сравнению с другими более легкий и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации [6, с. 295].
Математическая модель. В этой модели, которую также принято называть символической, используются самые различные символы для того, чтобы описывать определенные свойств или характеристик объекта [1, с. 145].
Также при рассмотрении моделей управленческих решений, важно отметить, что основными показателями, который активизирует процесс осуществления принятия решения, являются современные средства оргтехники, которые включают в себя вычислительные сети. Все это вызывает необходимость высокого уровня культуры в сфере математики и программирования, технологии применения технических средств. Но, не смотря на все это, процесс принятия решения, поиск определенного варианта постоянно будет носить творческий характер, и напрямую зависеть от определенной личности.
Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема [18, с. 46]. Их существует довольно много, например: декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов; диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.
Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт – это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе [15, с. 84]. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.
Экспертиза – проведение экспертом или экспертной группой измерения каких-либо характеристик, анализ факторов, необходимый для подготовки принятия решения [18, с. 114]. С помощью экспертизы лицо, осуществляющее принятие решения, может снизить его риски. Чаще всего экспертиза используется в таких вопросах, как постановка стратегических целей организации (поиск нового рынка сбыта или изменение структуры управления компанией), прогнозирование и разработка сценариев. В процессе проведения экспертизы получаются экспертные оценки, которые могут иметь различный вид – от количественно выраженных характеристик до содержательных экспертных заключений. Наиболее объективными считаются количественные оценки, к которым можно легко применить аналитические инструменты статистики и математики.
Метод Дельфи – свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса [1, с. 100].
К неэкспертным методам принятия решений относятся различные способы подготовки и принятия решения, не требующие участия экспертов. Наиболее известны следующие методы неэкспертного принятия управленческих решений: линейное программирование, имитационное моделирование, использование инструментария теории вероятностей и теории игр, метод аналогий.
Линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений [5, с. 18]. Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача.
Имитационное моделирование – способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев [13, с. 10]. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных; полученные результаты анализируются и оцениваются.
Метод теории вероятности – неэкспертный метод.
Метод теории игр – метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности [13, с. 10]. Это означает наличие таких условий, при которых процесс выполнения операции является неопределенным, или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей. Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации.
Метод аналогии – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления [4, с. 14].
Другим способом принятия управленческих решений является применение психологических методов. В рамках данных методов решение обычно подготавливается и принимается коллективно, однако психологический инструментарий может быть использован и одним человеком – лицом, принимающим решение. Наиболее распространенным психологическим методом принятия решения является мозговой штурм, брейнсторм, идея которого была предложена А. Осборном в 1950-х гг. Сущность данного метода заключается в генерации максимально возможного количества идей с целью последующего выбора наилучшей. Использование психологических методов целесообразно для поиска новаторского решения или разработки чего-либо нового. Такие методы позволяют, кроме достижения основной цели – принятия решения, укрепить дух коллектива и сблизить коллег, а также донести до руководства идеи сотрудников более низкого уровня управления.
Кроме мозгового штурма, существует множество других психологических методов принятия управленческих решений:
- Синек-тека – схожий с мозговым штурмом метод, где в процессе обсуждения присутствует реальный или мнимый клиент, который высказывает свое мнение о предлагаемых способах решения проблемы;
- Разложение на части (декомпозиция) – метод творческого мышления менеджера, в рамках которого проблема раскладывается на составные части, и каждая часть рассматривается отдельно на предмет внесения изменений;
- Принудительные взаимосвязи – комбинирование объектов или идей с целью получения новаторских методов решения проблемы;
- Морфологический анализ – матричный анализ переменных, к которым относятся объекты и способы воздействия на них;
- Латеральное мышление – анализ проблемы со сторон, рассмотрение которых выходит за рамки стандартной аналитики, боковое мышление;
- Групповой гений – организация группового обсуждения между людьми, имеющими различные точки зрения или применяющими различные методы принятия решений [4, с. 15].
Выбор метода принятия управленческих решений зависит от множества ситуационных факторов и предпочтений лица, принимающего решение.
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ЗАО «СтройДом»
2.1 Общая характеристика ЗАО «СтройДом»
Фирма «СтройДом» занимается продажей и монтажом высококачественных кровельных и фасадных строительных материалов, а также производит и продает пластиковые и деревянные окна. Компания работает уже на протяжении многих лет. Кроме кровельных и фасадных материалов, продаются легкие стальные профиля системы «ТЕРМО-БЛОК», «Сэндвич»-панели и фасадные металлические кассеты. Также проводится продажа водосточных систем, продажа мансардных окон, продажа сайдинга и фасадных панелей. Фирма имеет огромный опыт использования кровельных материалов, «СтройДом» может предложить наиболее грамотные и оптимальные решения по установки. Фирма «СтройДом» предлагает такие услуги:
- Строительные и кровельные материалы только известных и качественных торговых марок.
- Замер и расчет требуемых строительных материалов и выезд специалистов на обьект.
- Бесплатное составление смет на все строительные работы.
- Гарантия высокого качества на строительные материалы.
- Гарантийное обслуживание.
- Монтаж строительных материалов.
В компании действует гибкая система скидок для частных лиц и строительных организаций. «СтройДом» предлагает своим клиентам кровельные материалы в виде:
- Металлочерепица («Rannila», (Metrotile, «Terra Plegel», «Grand Line», «Металл Профиль» ,«Mera System», «Areco»), производства Финляндии,Швеции, Бельгии, а также отечественное производство.
- Профнастил (МП-20х1100-A, B, R , МП-35 х 1035 - A, B ,НС35x1000-A, B,C44x1000-A,B ,H60x845-A, B,H75x750-A, B) российского производства
- Гибкая черепица (KATEPAL ) производства Финляндии
- Натуральная черепица (BRAAS) произво Швеции
- Медная кровля («Испанская Дюна» ,фальцевая кровля, медная кровля) российского производства
- Подкровельные пленки ((JUTA,Tyvek ) производства Чехии
- Сайдинг(виниловый сайдинг, стальной сайдинг, цокольный сайдинг) российского производства
- Водосточные системы (GAMRAT,Lindab, Knudsen, Aqua System, Ranilla, Hunter )
- Мансардные пластиковые окна (FAKRO)
- Чердачные лестницы (Fakro)
На место работы выезжает квалифицированный специалист , который внимательно выслушает насчет пожеланий выполнения работ и учтет все ваши пожелания проведет замер и расчет кровли, поможет определится в выборе разнообразных кровельных материалов. Совершенно бесплатно составит смету на кровельные, фасадные и строительные материалы. Все строительные работы выполняются высококвалифицированными специалистами с использованием новых передовых технологий. Все работы будут проведены в срок и с высоким качеством выполненной работы. Фирма «СтройДом» представляет 2 года гарантии на все виды выполненных работ специалистами.
Девиз компании – мастерство на всех этапах строительных и монтажных работ, внимание к деталям и особым пожеланиям заказчиков.
Собственного сырья ЗАО «СтройДом» не имеет. Все виды материалов, которые используются в процессе производства, компания заказывает у поставщиков. Потребителями в ЗАО «СтройДом» являются юридические и физические лица.
Вектор развития потенциала компании достаточно широк, но как показывает практика, чтобы преуспеть в какой-то одной определенной области и не растерять опыт необходимо тщательнейшим образом заботится о репутации организации.
Предприятие постоянно расширяет спектр своей деятельности, наращивает производственные мощности, осваивает новые направления. С течением времени, возникла идея о новом уровне организации строительного процесса.
Организационная структура компании показана в Приложении 1. Руководит предприятием Генеральный директор, в основные функции которого входит: текущее управление; разработка направлений перспективного развития организации; разработка эффективной стратегии.
Кроме этого к его обязанностям относится разработка кадровой политики, разработка социальной инфраструктуры организации, работа с персоналом.
Основные показатели деятельности «СтройДом», расчет которых выполнен на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, представлены в таблице 1.
Итак, по данным таблицы 1 – динамика основных финансово-экономических показателей ЗАО «СтройДом» имеет в основном положительную тенденцию. Темп роста основных финансово-экономических показателей ЗАО «СтройДом», представлен на рисунке 1.
Таблица 1
Динамика основных финансово-экономических показателей ЗАО «СтройДом» за 2014-2016 годы
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменения(+/-) |
Темпы роста, % |
||
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
1 Выручка, тыс. руб. |
270829 |
291825 |
309160 |
20997 |
17335 |
107,8 |
105,9 |
2 Себестоимость продаж, тыс. руб. |
200638 |
218347 |
234782 |
17709 |
16435 |
108,8 |
107,5 |
3 Прибыль от продаж, тыс. руб. |
70191 |
73478 |
74378 |
3287 |
900 |
104,7 |
101,2 |
4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
56335 |
68198 |
35249 |
11864 |
-32949 |
121,1 |
51,7 |
5 Чистая прибыль, тыс. руб. |
42949 |
55999 |
28373 |
13050 |
-27626 |
130,4 |
50,7 |
6 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
134454 |
146260 |
159534 |
11805 |
13274 |
108,8 |
109,1 |
7 Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
459800 |
437112 |
461739 |
-22688 |
24628 |
95,1 |
105,6 |
8 Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
112291 |
118440 |
99722 |
6149 |
-18718 |
105,5 |
84,2 |
9 Фондоотдача, руб./руб. |
2,01 |
2,00 |
1,94 |
-0,02 |
-0,06 |
99,06 |
97,13 |
10 Рентабельность продаж, % |
25,9 |
25,2 |
24,1 |
-0,7 |
-1,1 |
х |
х |
11 Рентабельность активов, % |
12,3 |
15,6 |
7,6 |
3,4 |
-8,0 |
х |
х |
12 Рентабельность собственного капитала, % |
38,2 |
47,3 |
28,5 |
9,0 |
-18,8 |
х |
х |
13 Капиталоотдача, руб. /руб. |
0,59 |
0,67 |
0,67 |
0,08 |
0,00 |
113,35 |
100,29 |