Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Понятие мотивационная готовность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, его самолюбие как обобщенное отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой в обобщенных отношениях к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста пока нет. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.[8]

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты – побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Но нельзя, же представить себе дело так, что на одной стороне находится влияние личности, а на другой – средовое влияние, что и то и другое действует на манер внешних сил. Однако на деле очень часто поступают именно так: желая изучить единство, предварительно разрывают его, потом пытаются связать одно с другим. [http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html]

Подводя итог всему сказанному, мы можем сделать вывод, что все описанные новообразования в развитии ребенка этого возраста — возникновение у него опосредствованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки — создают предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизни. Именно эти новообразования свидетельствуют о том, что ребенок-дошкольник перешагнул границу своего возраста и перешел на следующую стадию своего развития.

1.3 Понятие мотивационная готовность

Современная программа образования очень требовательна и усложненная. Поступление ребенка в школу очень важный и ответственный момент в жизни ребенка.

Н.И. Гуткина пишет, что для ребенка поступление в школу является переломным моментом в его жизни, потому как наступает переход к систематическому обучению в школе. Дошкольное детство ребенка завершается, и начинается период школьного возраста. Отсюда вытекает одна из наиболее актуальных проблем в любой школе и во все времена – это проблема мотивации учения. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения является необходимой для эффективного осуществления учебного процесса.[6]


Мотивация (от лат. слова -двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.[16]

В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

2) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.[6]

Очевидно, если ребенок не будет стремится к обучению или же ему будет это безразлично, в таком случае у него будет плохая успеваемость в учебе.

В свою очередь советский психолог Л.С. Выготский сформулировал мысль о том, что быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что подготовка детей к школе – это комплексная задача, включающая в себя все сферы жизни ребенка.[4]

В свою очередь Подласый И.П. видам выделял социальные и познавательные мотивы, по уровням они подразделяются следующим образом:

— широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;


— узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

— мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);

— широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности.[16]

Подводя итог, можно сказать, что мотивационная готовность к школе – это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия, а также в мотивации наибольшую важность представляет собой желание ребенка учиться, его отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.

1.4 Значение игровой деятельности для формирования готовности к школе

Какое же отношение в подготовке к школе ребенка имеет игра? Большая часть родителей считают, что игра и обучение это вещи не совместимые. Однако они глубоко ошибаются. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете.

Существует большое количество игр для старшего дошкольного возраста; сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские и многие другие. И все они не одинаково влияют на развитие ребенка.[2]

Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущего школьника. В этой игре переплетаются реальное и фантастическое. Идет постоянное замещение реальных предметов символами, происходит перекодирование информации.

Подготовка к школе – прежде всего полноценное личностное развитие ребенка. Сила сюжетно-ролевой игры в ее самостоятельности и коллективном характере. Формируется детское общество, правила устанавливаются самими играющими и действуют достаточно жестко. Здесь происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым, закаливается воля, настойчивость. Сюжетно-ролевая игра всегда предполагает воображаемую ситуацию, для этого необходимо умение творчески воссоздать определенный «отрезок» жизни, воображать себя в новой роли. Сильно здесь проявляется фантазия, изобретательность, мастерство.


Игры ребенка – важный показатель общего развития. Не случайно К.Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми, если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию – серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и к сожалению, неутешительный прогноз для начального обучения.

Значения дидактических, подвижных, настольно-печатных игр в подготовке к школе трудно переоценить. Игры с правилами самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В них происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.

В центре учебной деятельности всегда стоит учебная задача, которую необходимо принять ребенку. В учебной деятельности всегда присутствуют определенные правила, направляющие активность учащегося. Нарушение их приводит к отрицательным последствиям.

Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, исполнения одновременно нескольких правил (точно следовать в отсчете движения фишки показателям брошенного кубика; ориентироваться на условно-знаковые сигналы на игровом поле и т. д.).

В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения с взрослыми и сверстниками. [http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/20/igra-i-podgotovka-k-shkole]

По тому, как ребенок играет в игры с правилами, можно судить о его подготовленности к школе. Игры с правилами дают большую информацию о готовности ребенка к школе. Многие методики оценки готовности к школе построены по типу игр с правилами. То, как ребенок понимает условие игры, ее игровую задачу, способен ли он учитывать в игре и сознательно придерживается всех ее правил, замечает ли и вовремя ли исправляет свои ошибки или неточности, свидетельствует о степени его подготовленности к школе.

Е.Е. Кравцова проводила исследования: старшим дошкольникам предлагались игры «Фанты», «Черное и белое не брать». В этих играх есть правило: не произносить определенные слова. Выяснилось, что дети с недостаточной готовностью к школе не могли применить эти правила – они не понимали условного характера «провокационных» вопросов и в ответах постоянно употребляли запрещенные игрой слова.[12]

Чтобы дети могли овладеть сведениями и навыками, которые важны для их правильного развития на данной ступени, и подготовится к школе, практика показывает, что детей для этого необходимо обучать в дошкольном возрасте. Переход от игры к учебной деятельности должен происходить естественно. А это происходит в том случае, когда занятия интересны для детей, когда у них появляется потребность в познавательной деятельности. Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка.


1.5 Виды готовности к школьному обучению

Одной из причин плохой успеваемости ребенка в школе, является его школьная незрелость или отсутствие школьной готовности. Школьная готовность - это способность ребенка успешно справляться с той работой, которую ему предложит школа (ребенок должен выдерживать школьную нагрузку).[17]

Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

  1. Личностная готовность к школьному обучению.

Формирование внутренней позиции школьника. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.[13]

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Даже те дети, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Для них это, конечно же, стресс. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. [http://www.ymbaby.ru/school/item/1193-gotovnost-k-school.html]

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».[1]

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.[1]