Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Понятие мотивационная готовность).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению
1.1 Определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению»
1.3 Понятие мотивационная готовность
1.4 Значение игровой деятельности для формирования готовности к школе
1.5 Виды готовности к школьному обучению
Конечно, в нашей стране нет каких-то определенных методик по определению готовности детей к школьному обучению. Их огромное количество и каждый родитель может самостоятельно провезти такую диагностику дома. Конечно можно так же посоветоваться с психологом в детском саду.
3. Готовность к школьному обучению выпускников старшей группы «Родничок» детского сада г. Москвы
Прошли выпускные в детских садах и родители начинают задумываться о том, насколько хорошо подготовлен его ребенок к школьному обучению. Ведь от этого зависит будущая успеваемость дошколенка.
В одном из дошкольных учреждений была проведена диагностика по каждому психологическому виду готовности детей к обучению в школе, по итогам обработки полученных результатов был определен уровень готовности к школе выпускников детского сада.
Психолого-педагогическую диагностику прошло 20 детей, у 8 детей (36%) выявлен высокий уровень готовности к обучению в школе, у 10 детей (61%) – средний уровень готовности, низкий уровень у 2 детей(3%).
Рассмотрим подробнее каждый компонент готовности к школьному обучению.
Под мотивационной готовностью понимается наличие у детей желания учиться, положительного отношения к учению как к сложной, но необходимой деятельности. Мотивационная готовность определяется следующими показателями: знания о школе; отношение к школе и учению; наличие познавательных мотивов, познавательного интереса к окружающему, познавательной активности.
Для определения мотивационной готовности нами использована специальная методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.[15]
С помощью данной методики определяется тип мотивации и соответствующий уровень развития (учебная – высокий уровень; позиционная, социальная, оценочная – средний уровень; внешняя, игровая, отрицательная – низкий уровень). В итоге, у 8 детей старшей группы детского сада (36%) имеется учебная мотивация (высокий уровень); у 10 детей (61%) преобладает социальная, позиционная и оценочная мотивация (средний уровень); у 2 детей (3%) – игровая (низкий уровень).
Интеллектуальная готовность определяется несколькими взаимосвязанными компонентами и их показателями: уровнем знаний, предусмотренных реализуемой в дошкольном учреждении программой воспитания и обучения; уровнем развития психических познавательных процессов; уровнем развития речи.
С этой целью нами использовались: методика обследования элементов логического мышления «Свободная классификация»; обследование умения составлять рассказ по сюжетной картинке; методика обследования фонематического анализа и синтеза.[19]
В результате, у 6 будущих первоклассников (32%) — высокий уровень интеллектуального развития. Они умеют анализировать, выделять и обобщать признаки предметов; речь детей выразительна, с использованием разных типов предложений; отмечается умение проводить звуковой анализ слов. У 12 детей (65%) – средний уровень интеллектуального развития, у 2 воспитанников (3%) - низкий уровень.
Эмоционально-волевая готовность к школе рассматривается, как умение ребенка регулировать свое поведение и свою деятельность в достаточно сложных ситуациях, связанных с напряжением, переживанием. Для обследования эмоционально-волевой готовности рекомендуется проводить методику «Нарисуй бусы» (автор И.И. Аргинская). [http://nsc.1september.ru/article.phpID=200701609]
Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям.
Для тренировки волевой готовности мы проводим графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.[6]
В ходе исследований было выявлено 7 детей (35%) имеют высокий уровень готовности – эти дети умеют самостоятельно выполнять задания с соблюдением всех условий, имеют адекватное отношение к трудностям и к оценке взрослого, у них отмечается ровное эмоциональное поведение; 10 детей (61%) имеют средний уровень готовности, 3 ребенка (4%) – низкий уровень.
Итак, несмотря на то, что большая часть детей имеют средний уровень готовности к школьному обучению, у их родителей есть возможность и время догнать упущенное. Ведь с ребенком можно заниматься и в игровой деятельности. Ребенку будет не только интересно, но и познавательно.
Заключение
«Готовность ребёнка к школе» — понятие комплексное, многогранное, охватывающее все сферы жизни ребёнка. Это необходимый уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения сверстников. К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг о друга по интеллектуальному, моральному, психологическому развитию. Одним детям в этом возрасте может даваться обучение легко, другим будет вызывать трудности. Некоторым ребятам, поступающим учиться в школу, практически вполне доступные тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей шестилетнего возраста. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребёнком окружающей среды.
Основными компонентами готовности ребёнка к школе являются — личностная, интеллектуальная и волевая готовность к школе. Все аспекта несомненно важны как для того чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего для того, чтоб определить тех детей, которые не готовы к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающую работу, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Пользуясь разными методиками, можно будет точно определить, какой ребенок более подготовлен, а какой меньше готов к школьному обучению. Эти методики позволяют выявить склонности ребенка, его способности. Такие методики с начала обучения помогают ребёнку в школе вести целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. По итогам комплексного психодиагностического обследования детей дошкольного возраста при помощи методик, рекомендуется делать определённые психолого-педагогические выводы о каждом ребёнке и на их основе давать родителям, воспитателям, учителям конкретные рекомендации по повышению уровня психологического развития ребёнка.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать.
Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от зрелости основных психических процессов. Психологическая готовность к обучению – понятие многогранное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
По итогам практической работы дети исследуемой группы показали, что большинство из них обладает достаточным уровнем основных психических процессов (мышления, внимания и памяти) для освоения учебной деятельности.
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод: подготовка ребёнка к школе является одной из важных задач обучения воспитания, её решения в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоничное развитие личности каждого ребёнка.
Приложение
Тесты на готовность ребенка к школе
Для детей в возрасте от 6 до 7 лет ответственный период не только для родителей, но и для самого ребенка. Ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Вот приведен для вас небольшой тест, который покажет готовность дошколёнка к школе, обозначит слабые места и укажет родителям над, чем нужно еще поработать.
Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.
Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст и дату рождения.
3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
4. Фамилию, имя, отчество родителей.
5. Профессии мамы и папы.
6. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
7. Погодные явления.
8. Основные цвета.
9. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
10. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты и ягоды.
11. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
12. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
13. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
15. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
16. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
17. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
18. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
19. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
20. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
21. Знать понятия «больше, меньше, поровну».
Экспресс-тест на определение готовности к школе:
Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
1. Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру: ель, береза, дуб - это деревья; огурец, капуста, лук - это овощи.
2. Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
3. Может ли точно скопировать простой узор?
4. Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
5. Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
6. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
7. Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
8. Включается ли он в игру других детей?
9. Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
10. Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
11. Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
[http://www.7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/812-test-na-gotovnost-rebenka-k-shkole.html]
Библиография
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008 — 398 с.
2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: Пособие для детей детского сада/А.К.Бондаренко, 2011- 61 с.
3. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015 - 338 с.
4. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М., 1982.
5. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста/Международный журнал экспериментального образования. 2015 -188 с.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004 – 208 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический проект 3-е изд., 2000 - 184 с.
8. Загвязинский В.И., Атаханов Р., Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2005 - 208 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: логос, 2000 - 384 с.