Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Понятие мотивационная готовность).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению
1.1 Определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению»
1.3 Понятие мотивационная готовность
1.4 Значение игровой деятельности для формирования готовности к школе
1.5 Виды готовности к школьному обучению
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную жизнь, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, хорошо ведут себя на занятиях.[6]
Система обучения предполагает не только отношения ребенка с учителем, но и отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.[13]
Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Необходимо научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малышу хотелось идти в школу.
2) Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Важно чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается только в большом словарном запасе. Ребенка окружают разные источники информации, которые дети буквально впитывают. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Ребенок шести лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ним занимаются и общаются на равных. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек». [http://www.ymbaby.ru/school/item/1193-gotovnost-k-school.html]
При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операции. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.п.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задачи на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.
Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное же выполнение задания означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фразы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.[13]
3) Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Отсюда можно сказать, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает воля. В школе от ребенка потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель. Нужно будет привыкать и к школьному режиму, и к программе.
К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия, и ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его. Он легко преодолевает препятствия и способен оценить результат своего действия. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра с родителями. Превращайте квартиру в больницу, автобус, необитаемый остров, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания.
Такие игры родителей с детьми не только учат каким-то навыкам, но и сближают семью, способствуют лучшему пониманию между «отцами и детьми», что немаловажно. А дети запоминают это общение на всю жизнь. [http://www.ymbaby.ru/school/item/1193-gotovnost-k-school.html]
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.
Однако Коломинский считает, что в этом возрасте компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
К шести годам ребенок «мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком».
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).[13]
Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.
Поэтому, как показывают специальные исследования (В.К. Котырло и др.), первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.[13]
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.[15]
Таблица 1 - Схема готовности ребенка к школьному обучению (Р.В. Овчарова)
Специ-альная |
Психологическая |
||
Личностная и социально- психологическая |
Интеллектуальная |
Эмоционально-волевая |
|
Умение читать, считать, писать |
Принятие позиции школьника. Отношение: -к школе; -к учебной деятельности; -к учителям; -к самому себе |
Ориентирование ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных в системе |
Радость ожидания обучения. Развитие высших чувств и эмоций. Способность: -соподчинять мотивы; -управлять своим поведением |
Умение общаться: - со взрослыми; - со сверстниками. Способность войти в детское общество, действовать совместно с другими |
Желание узнавать новое. Любознательность. Сенсорное развитие. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления. |
Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. |
|
Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности. |
|||
Преемственность: |
- учет детским садом требований школы к ученику; - учет школой достижений и возможностей детей |
Делая вывод можно сказать, что психологическая готовность к школьному обучению состоит из трех компонентов. По своему каждый вид готовности к школьному обучению взаимно дополняют друг друга. В том случае, если есть недостаточная развитость какого-либо компонента, то возникает потребность в психологической помощи ребенку.
2. Методы определения готовности ребёнка к обучению в школе
Основной целью психологического обследования ребенка при приёме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации.
Все методы диагностики готовности к школьному обучению претендуют на прогностическую значимость, но не все из них имеют надежную корреляцию с успехами ребенка в школе. Это обстоятельство требует особой четкости в постановке задач диагностики готовности к школе, которая должна проводиться прежде всего в интересах профилактики. Определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях:
1) выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не исполнилось 7 лет).[6]
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
- интеллектуальная
- эмоциональная
- социальная
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию. Под эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения. На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.[7]
Существует огромное количество методик по определению готовности ребенка к школьному обучению. В зависимости от того, каких теоретических взглядов придерживаются психологи на проблему готовности к школе, они используют те или иные методы диагностики. Но четко классифицировать эти методы довольно сложно из-за отсутствия однозначности в использовании глобальных психологических понятий.[6]
Гуткова предлагала все методы диагностики готовности к школе условно сгруппировать следующим образом:
а) тесты школьной зрелости;
б) тесты достижений и тесты способностей;
в) методы определения сформированное от психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.
Я приведу несколько методов определения готовности ребенка к школе:
I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю».
Затем необходимо четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:
A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) «кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
II. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать.
Подготовьте по 5 карточек, изображающих к примеру: мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.
Инструкция: «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.[http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01a.shtml]