Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Понятие мотивационная готовность).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению
1.1 Определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению»
1.3 Понятие мотивационная готовность
1.4 Значение игровой деятельности для формирования готовности к школе
1.5 Виды готовности к школьному обучению
Введение
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой «школьной зрелости» трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.
Впервые этот вопрос встал в конце 40-х гг., тогда было принято решение о переходе к обучению детей с 7 лет. До этого времени дети поступали в 1-й класс в возрасте 8–ми лет.
Новый всплеск интереса к готовности детей к обучению возник в 1983 г., когда было принято решение об обучении детей уже с возраста 6-ти лет. Внимание готовности детей к школьному образованию оставалось всегда, но сейчас оно наиболее выражено. И связано это с тем, что за последнее время в школе произошли серьезные преобразования. Изменилась структура школы, введены новые учебные программы. Наряду с этим повысились требования к детям, поступающим в 1-й класс. Именно с этого времени перед обществом встал новый вопрос - о зрелости ребенка к учебной деятельности.
Поступление ребенка в школу – это очень ответственный момент в жизни каждого ребенка и родителя. Ведь с этого момента наступает совершенно новый этап в его жизни, он вступают во взрослую жизнь. И к этому этапу ребенок должен быть готов, как в психологическом, так и социальном отношении. Дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов с взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Поэтому важно понять, готов ли ребенок к этим трудностям.
Наряду с этим открылся спор между педагогами о том, дети какого возраста наиболее подготовлены к школьному образованию. По результатам проведенных исследований выяснилось, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно- психическая и другая готовность к сложному процессу обучения, которая в результате неправильной или неполной диагностики не была выявлена. Поэтому чрезвычайно важно понять готов ли ребенок к школе, определить уровень его развития. С решением этих вопросов зависит успешность последующего обучения ребенка в школе.
Актуальность этой проблемы определила тему моей работы: «Исследование готовности детей к школьному обучению».
Цель работы:
Определить и изучить особенности психологической готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия готовности ребенка к школе
2. Изучить и выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.
3. Разобрать методы определения готовности ребёнка к обучению в школе.
1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению
1.1 Определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению»
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерий готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.[6]
Понятие «готовность к школе» неоднозначно. Проблему готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению изучают многие зарубежные и отечественные психологи.
Анна Анастази в своих работах рассматривает готовность к школе как приобретение необходимых умений и навыков, знаний, мотиваций и других черт поведения, с помощью которых ученик может извлечь максимальную пользу из обучения в школе.[5]
Ян Йирасек в своих исследованиях выделяет три составляющие части готовности к школе: интеллектуальную готовность (включающая в себя дифференцированное восприятие, направленную концентрацию внимания, аналитическое мышление и др.), эмоциональную готовность (достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и учебной мотивации) и социальную готовность (потребность ребёнка общаться с другими детьми, умение подчиняться правилам детских групп).[10]
Лидия Ильинична Божович под готовностью к школе понимает «не только соответствующий уровень развития познавательной деятельности дошкольника, но и уровень развития его мотивационной сферы и тем самым его отношения к действительности».[1]
Выготский Л. С. стал одним из первых советских психологов, выдвинувших идею о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению зависит не от количественного запаса представлений ребёнка дошкольного возраста об окружающем мире, а от степени развития мыслительных процессов. С точки зрения Л.С. Выготского, ребёнка, достигнувшего определённого уровня развития умственных процессов, можно назвать готовым к школьному обучению. Этот уровень складывается из умений ребёнка выделять главное и значимое в явлениях окружающего мира, находить при сравнении сходства и различия явлений действительности; в умении анализировать действительность, строить логические рассуждения, приводящие к верным выводам о предметах и явлениях окружающего мира. Не менее важным критерием готовности к школьному обучению выступает умение ребёнка следить за ходом рассуждений учителя и улавливать причинно-следственные связи, объясняемые учителем.[3]
Таким образом, по его мнению, «быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира».[1]
По мнению И. Ю. Кулагиной, «психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности». Кулагина И.Ю., как и многие другие психологи, выделяет в структуре психологической готовности к школьному обучению три составляющие: личностную, интеллектуальную готовность к школьному обучению и социальную.[11]
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптация в новой социальной структуре.[14]
Рассмотрим три аспекты школьной зрелости:
1) интеллектуальный;
2) эмоциональный;
3) социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- дифференцированное восприятие включающее выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
-умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Об эмоциональной зрелости говорят:
- уменьшение импульсивных реакций;
- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют:
- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
- способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.[6]
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению является сложным структурным образованием, которое затрагивает все стороны детской психики. Это состояние при котором ребенок достигает определенный уровень умственного, психологического, личностного, эмоционально-волевого развития, при котором он может включится в организационную учебную деятельность.
Готовность детей к школе - это результат длительной и кропотливой подготовки ребенка к школьному обучению.
1.2 «Кризис семи лет»
К концу дошкольного возраста ребенок начинает меняться. Изменения происходят не только во внешнем виде ребенка (молочные зубы сменяются на коренные, ребенок вытягивается в росте), но и происходят изменения в поведении. Дети в этом возрасте начинают везти себя совершенно по-другому.[18]
Когда ребенок переходит в школу, то для него происходит качественно новый этап в его развитии, этот этап связан как с изменением «социальной ситуации развития», так и с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».[4]
Он указывал, что именно в это время происходит «утрата детской непосредственности - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». У ребенка возникает смысловое переживание, внутренняя борьба переживаний. Л.С.Выготский утверждает, что переживания являются единицей для изучения взаимодействия личности и среды в развитии и имеет биосоциальную структуру. Он выделял такие симптомы кризиса семи лет, как манерничанье, кривляние ребенка и появление самолюбия, самооценки как центрального новообразования конца дошкольного детства. Учитывая тот факт, что самооценку можно рассматривать как «мотивационную систему, которая обеспечивает автономию субъекта по отношению к внешним воздействиям», то центральным достижением дошкольного возраста можно с полной уверенностью назвать становление системы мотиваций.[4]
Говоря о кризисе 7-летнего возраста, Божович Л.И. писала, что в этом возрасте впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией; и если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период. Так же интересно отметить, что эти трудности были достаточно ясно выражены, когда обучение в школе начиналось с 8 лет, и значительно уменьшились, почти свелись на нет, после того как дети начали ходить в школу на год раньше. Следовательно, кризис 7 лет в основе своей также имеет депривацию потребности, которая порождается возникающим в этот период психическим новообразованием.[1]
В 7–летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетний ребенок открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:
1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы;
2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальные ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей малоценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.