Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Организационные структуры поддержки конкуренции в Самарской области
1.2. Оценка развития малого предпринимательства в Самарской области
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Проблемы организации государственной финансовой поддержки и конкуренции в Самарской области
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Она определяет темпы экономического роста и выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач, таких как: создание рабочих мест, развитие экономического сектора. Малое предпринимательство способствует развитию конкуренции и обеспечивает экономике гибкость, так как гораздо быстрее реагирует на появление новых потребностей.
Вовлечение людей в занятие бизнесом, развитие предпринимательской инициативы оказывают положительное влияние не только на доходы бюджета, но и формирует «средний класс». Именно поэтому поддержка и развитие малого предпринимательства на протяжении последних лет является приоритетом политики Правительства как на федеральном, так и на региональном уровне с учётом растущего вклада малого бизнеса в решение задач социального и экономического развития Самарской области.
Актуальность исследования обусловлена тем, что остается много проблем и нерешенных вопросов в данной сфере. Следовательно, можно полагать, что анализ организации государственной финансовой поддержки малого бизнеса, является достаточно актуальным и требует своего рассмотрения.
Значимость рассматриваемой проблемы особенно велика на современном этапе, когда малое предпринимательство должно стать одной из движущих сил конкуренции в реализации национальных и региональных проектов, а также в повышении качества жизни населения области.
Целью работы является выявление проблем и определение направлений совершенствования государственной поддержки конкуренции предприятий малого бизнеса в Самарской области.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы решались следующие задачи:
- выявление проблем организации конкуренции малого бизнеса в Самарской области;
- разработка мероприятий, направленных на совершенствование организации конкуренции малого предпринимательства в Самарской области.
Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса Самарской области.
Предмет исследования – организация государственной поддержки малого предпринимательства и поддержки конкуренции в Самарской области.
Источниками информации для достижения поставленных задач являлись законодательные и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, Самарской области и муниципальных образований, статистические данные, экономическая литература, материалы периодической печати, Интернет-ресурсы.
Для обработки информации в работе использовались следующие общенаучные методы исследования: экономический, диалектический, логический, экономический, статистический и сравнительный анализ, анализ правовых норм и метод научных обобщений. В качестве инструментов исследования использовались методы сравнения, экспертных оценок.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Организационные структуры поддержки конкуренции в Самарской области
Малый бизнес и создание конкуренции нуждается в постоянной поддержке со стороны государства. Поэтому для поддержки малого бизнеса и создания конкуренции создаются специальные организации как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
В Самарской области поддержку малого бизнеса осуществляют государственные и общественные структуры (рис. 1.1).
Система государственной поддержки малого бизнеса базируется на нормах федерального и областного законодательства и реализуется через механизм федеральных и региональных и муниципальных программ, объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
В соответствии со ст. 5 Закона области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Самарской области» функции уполномоченного органа по поддержке малого бизнеса Самарской области осуществляет Департамент экономики области [4]. Он выступает государственным заказчиком и разработчиком долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019 - 2022 годы» (рис. 1.2)
СТРУКТУРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
Департамент инвестиционной политики Правительства области
Некоммерческая организация «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства»
Департамент экономики области
ОАО «МСП БАНК»
Департамент занятости населения Самарской области
Самарское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Государственное учреждение Самарской области «Центр занятости населения города Самары»
ВСамарская торгово-промышленная палата (ТПП) (Объединение предпринимателей)
«Бизнес-инкубатор»
Общественный координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Самарской области
Самарская ассоциация предприятий торговли (Объединение предпринимателей)
Некоммерческое партнерство «Агентство городского развития» в г. Самара
Торгово-промышленная палата г. Тольятти
Самарская торгово-промышленная палата
Самарское территориальной управлении федеральной антимонопольной службы (ФАС) (Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ)
ООО «Центр венчурных инвестиций «Самарочка»
ВОСПКК «Самара-Кредит»
Самарский научно-координационный центр центрального экономико-математического института российской академии наук (ВНКЦ ЦЭМИ РАН)
ВООО «Клуб Деловых Людей» г. Самары
Рис. 1.1. Структуры, осуществляющие поддержку малому бизнесу в Самарской области
Эта программа была утверждена постановлением Правительства Самарской области 03.10.2018 №1156 [10], которая явилась логическим продолжением основных мероприятий по «Развитию малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2022 годы», утвержденных постановлением Правительства области от 27.01.2018 г. №118 [8].
Финансовая поддержка субъектов МП
Совершенствование информационной поддержки, пропаганда предпринимательской деятельности
основные мероприятия государственной поддержки и развития малого бизнеса
Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов МП
Повышение доступности бизнес-образования субъектов МП
Повышение спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (предоставляемые) субъектами МП
Рис. 1.2. Основные мероприятия государственной поддержки и развития малого бизнеса в Самарской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019- 2022 годы» [10]
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов на оказание услуг, закупку и поставку товаров и выполнение работ для областных государственных нужд, заключаемых исполнителями программы с организациями, индивидуальными предпринимателями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством [10].
Ресурсное обеспечение долгосрочной целевой программы «Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2019-2022 гг.» предусмотрено в размере 686 млн. руб., из них 172,65 млн. руб. - средства областного бюджета [10], объём финансирования подобных мероприятий в период 2012-2016 гг. составлял 561 млн. руб. и 259 млн. руб. соответственно, т.е. в целом объём финансирования должен возрасти на 22 %, а финансирование за счёт средств областного бюджета сократиться на 33 %.
Персональный состав совета утверждается Правительством области и формируется из структур поддержки малого и среднего бизнеса, государственных органов области, ученых, представителей общественных объединений малого и среднего предпринимательства, а также авторитетных предпринимателей. Заседания совета созываются не реже одного раза в полугодие. При необходимости решения и рекомендации совета по актуальным проблемам предпринимательства доводятся до сведения Правительства области, направляются в Департамент экономики Правительства области и в другие заинтересованные организации и носят рекомендательный характер.
Общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства Самарской области является информационным, консультационным, общественным и экспертным органом по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Он организует взаимодействие с общественными, отраслевыми и профессиональными объединениями малого и среднего предпринимательства; вовлекает представителей предпринимательского сообщества и предпринимателей к подготовке и проведению общественной экспертизы проектов правовых актов области, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса; принимает участие в установленном порядке в разработке и реализации областных и отраслевых мероприятий, программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства [17].
В Самарской области в 14 районах области созданы 20 координирующих Советов предпринимателей, приоритетной задачей которых является преодоление разрыва между предпринимателями и органами власти, организация конструктивного, доверительного диалога [17].
Наиболее активно из них работают в Советском, Промышленном, Октябрьском, Самарских районах. Они рассматривают вопросы предпринимательской деятельности взаимодействия с органами власти, вырабатывают антикризисные мероприятия, направляют предложения по улучшению предпринимательского климата и осуществляют благотворительную деятельность. В других районах деятельность Советов незначительна, и зачастую разовая – для подписания трехсторонних Соглашений. В сфере деятельности малого бизнеса необходимо решать множество вопросов, которые вынуждают проводить внеочередные собрания предпринимателей, в связи с чем, работа Советов должна носить не формальный, а реальный характер по развитию бизнеса в области.
В настоящее время требуется активизация деятельности данных общественных формирований, обновление их составов, т.к. наличие такого органа очень важно для выполнения как социально значимых функции, так и для реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Работу координирующих Советов целесообразно строить совместно с областным координационным Советом [17, с. 54-55].
На территории Самарской области с целью развития института микрофинансирования малого и среднего предпринимательства 07 декабря 2010 года создана некоммерческая организация «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства».
Основной задачей Фонда является обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к заемным финансовым ресурсам, путём расширения доступности заемных денежных средств для представителей малого бизнеса, у которых ограничен или невозможен доступ к традиционным банковским услугам в силу удаленности населенного пункта, малых объёмов запрашиваемого кредита, отсутствия кредитной истории, небольшого размера бизнеса.
В настоящее время Фонд осуществляет прием заявлений от представителей малого и среднего предпринимательства на получение микрозаймов в сумме от 30 000 до 1 000 000 рублей, сроком до 1 года, процентная ставка по микрозаймам – 10% годовых и комиссии - 1,5% от суммы займа, но не менее 2000 руб.
За период 2014-2017 гг. выдано займов на сумму 309,15 млн. рублей (сохранено 679 рабочих мест, создано 287 новых рабочих мест).
Некоммерческое партнерство «Агентство городского развития» в г. Самара, выполняет функции гарантийного фонда в Самарской области, основным видом деятельности которого является предоставление поручительств по обязательствам: кредитам, займам и т.п.
Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий и обеспечения доступа их к кредитным ресурсам, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга. Посредством НП «Агентство городского развития» реализуются программы «Самозанятость», «Бизнес-инкубатор», «Реструктуризация».
С начала реализации проекта по Гарантийному фонду предоставлены 119 поручительств на сумму 129,4 млн. рублей по кредитам банков на общую сумму 246,3 млн. рублей. В результате реализации бизнес-проектов было сохранено 1210 рабочих мест, создано 335 новых.