Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо осознать, что малое предпринимательство в своей основе имеет объективные критерии. Субъектами малого предпринимательства являются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные проверки, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таблица 2.1

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому предпринимательству в РФ

Критерий

ФЗ №209

НКРФ

Численность работников

<100 чел.

<100 чел.

Доля участия одного или нескольких юр. лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства в УК

<25%

<25%

Стоимость ОС и НМА

-

<100 млн. руб.

Выручка от реализации

<400 млн. руб.

Доходы за 9 месяцев

-

<45 млн. руб.

Источник: собственные исследования

Первым основанием для выбора критерия, характеризующего предприятия, является величина имущества. В связи с тем, что предприятие организуется в определённой отрасли для производства вполне конкретного продукта, услуги, то количество рабочих мест и их организация определены уровнем техники, технологии, специализации. Таким образом, минимально необходимое количество занятых на предприятии для данной отрасли величина объективно определённая.

Что определяет минимальное количество рабочих мест и стоимость имущества на предприятии:

1) длина «производственной цепочки», то есть количество рабочих мест, необходимых для получения сырья, материалов, подготовки их, переработки, перемещения, упаковки, сортировки, затаривания, складирования и отправки;

2) степень производственной кооперации по производству взаимосвязанных продуктов;

3) технико-технологическая и технико-экономическая необходимость определённого количества одинаковых «производственных цепочек» рабочих мест;

4) стоимость орудий труда на одном рабочем месте;

5) стоимость применяемой технологии.

Минимальное количество рабочих мест, имущества, обеспечивающих деятельность предприятия, и является критерием отнесения его к малому.


Фактически, как показывают исследования, разделение организаций на микро, малые и средние в большинстве случаев осуществлено по критерию численности, так как по критерию объёма валовой продукции они «не дотягивают», чтобы оказаться в группе более крупных предприятий. Так, например, если бы разделение на группы осуществлялось по размеру выручки без учёта численности, то можно было говорить, что 99% всех организаций в сельском хозяйстве – малые предприятия, из них 89% – микропредприятия. Однако критерий выручки от реализации является важным для сферы торговли, так как в большинстве случаев именно он является определяющим при отнесении предприятий данной отрасли к субъектам малого предпринимательства. В каждой отрасли минимальное количество таких рабочих мест различно, поэтому целесообразнее было бы вернуться к определению критерия численности работников на малом предприятии в зависимости от отрасли.

Тогда, исходя из того, что в промышленности на данном этапе технико-технологического развития длина производственной цепочки, по данным экспертных расчётов, составляет от 20 до 25 рабочих мест, необходимое количество цепочек от 5 до 12, учитывая и управленческую цепочку. При этом на 1 производственную цепочку приходится от 0,5 до 1 цепочки вспомогательного производства. С учётом этих данных, а также фондовооруженности предприятиях, критерий отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства – 200 человек.

Поэтому в промышленности, промышленном строительстве России необходимое количество занятых в предприятиях, которые могут быть отнесены к малым предприятиям, должно быть до 200 человек. Это объясняется как уровнем технической, энерго-, фондовооруженности. Только при данном критерии появляется та конкурентная среда, которая способствует установлению свободного ценообразования, дает возможность выработать меры государственного стимулирования инвестиционных процессов путём освобождения от налогообложения доходов, направляемых физическими лицами в инвестиции. Этот же процесс имеет своим следствием рост слоя собственников-предпринимателей.

Согласно экспертным оценкам, повышение норматива численности занятых как критерия отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в промышленности и строительстве со 100 до 200 человек позволит увеличить количество субъектов малого предпринимательства в среднем на 10-15%.

Изменение норматива численности занятых как критерия отнесения предприятий к малому бизнесу повлияет на развитие малого предпринимательства в Самарской области представлено в таблице 3.2.


Таким образом, при остальных неизменных условиях, общее количество предприятий Самарской области, получивших статус «субъект малого предпринимательства», может возрасти на 1,2 %. Что позволит большему числу промышленных и строительных предприятий претендовать на финансовую помощь в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса.

Деятельность предприятий, получивших статус малых, благодаря изменению критериев позволит увеличить общий объём продукции, производимой малыми предприятиями Самарской области.

Таблица 2.2

Изменение количества малых предприятий в Самарской области до и после законодательного изменение критерия отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

Вид экономической деятельности

До изменения критериев

После изменения критериев

Абсолютное изменение

ед.

% от общего числа МП

ед.

% от общего числа МП

ед.

% от общего числа МП

Обрабатывающие производства и строительство

1160

11,6

1276

12,8

116

1,2

Всего субъектов МП

9991

100

10107

101,2

116

1,2

Источник: собственные исследования

Деятельность предприятий, получивших статус малых, благодаря изменению критериев позволит увеличить общий объём продукции, производимой малыми предприятиями Самарской области.

При условии неизменности основных показателей деятельности и, исходя из размера среднего оборота, приходящегося на одно малое предприятие промышленности и строительства в Самарской области – 18,04 млн. рублей, рассчитаем возможное увеличение общего оборота малых производственных предприятий. Расчёт представим в таблице 3.3.

Таким образом, законодательное изменение критериев позволит увеличить объём произведённой продукции малыми предприятиями Самарской области на 1 804,2 млн. рублей или 10%.

Повышение норматива численности занятых как критерия отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в торговле, является нецелесообразным, так как, увеличение количества малых предприятий за счёт этого будет незначительным, потому что основная доля предприятий по этому виду находится в розничной торговле, где в 80% предприятий, по данным статистики Самарской области, численность занятых не превышает 10 человек.


Таким образом, законодательное повышение норматива численности занятых как критерия отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в промышленности и строительстве со 100 до 200 человек, позволит увеличить число малых предприятий в Самарской области на 1,2%, при этом объём произведённой ими продукции возрастёт на 1 804,2 млн. рублей.

Таблица 2.3

Расчёт показателей деятельности малых предприятий Самарской области до и после законодательного изменения критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

Показатель

До изменения критериев

После изменения критериев

Абсолютн.изменение

Относительн. отклонение, %

Средний оборот, приходящийся на

1 малое предприятие промышленности и строительства, млн. руб.

18,04

18,04

0

0

Число малых предприятий промышленности и строительства.

1160

1276

116

10

Оборот малых предприятий промышленности и строительства, млн. руб.

18041,6

19845,8

1804,2

9,9

Источник: собственные исследования

На основании проведённого анализа было установлено, что наименьшая доля государственной финансовой поддержки малого бизнеса в 2017 году пришлась на такие районы Самарской области как Большеглушицкий, Пестравский и Красноармейский.

По состоянию на 01.01.2018 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,5% к численности экономически активного населения. Наиболее высокий уровень безработицы в Большеглушицком (2,7%), Пестравском (2,7%), Красноармейском (2,6%) муниципальных районах, наименьшее значение - в Шенталинском районе (0,7%), т.е. в тех районах где нет представительств БУ ВО «Бизнес-инкубатор» наблюдается высокий уровень безработицы [13].

Следовательно, уровень безработицы в Большеглушицком, Пестравском и Красноармейском муниципальных районах выше областного почти в 2 раза. Поэтому в целях стимулирования развития малого предпринимательства и снижения уровня безработицы считаем целесообразным применение на территории этих районов дополнительных мер государственной поддержки малого бизнеса. Одной из таких мер может выступать создание дополнительного офиса ГУ ВО «Бизнес-инкубатора» в Большеглушицком районе – структуры целенаправленно ориентированной на стимулирование роста новых фирм.

Создание дополнительного офиса ГУ ВО «Бизнес-инкубатора» в Пестравском районе будет способствовать созданию новых рабочих мест; оживлению экономической активности региона в целом; развитию малого и среднего предпринимательства, увеличению количества новых малых предприятий; более эффективному производству товаров и открытие новых видов предпринимательской деятельности; решению проблем занятости в среде молодёжи, безработных, инвалидов и других социальных групп населения, нуждающихся в определённой поддержке; повышению конкурентоспособности местной продукции на отечественном рынке.


Анализ функционирования на территории г. Самара ГУ ВО «Бизнес-инкубатора» показал, что бизнес-инкубаторы являются одним из самых эффективных инструментов поддержки малого бизнеса. Большинство малых предприятий затрачивают неимоверные усилия на решения организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение вычислительной и оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Бизнес-инкубатор как раз и занимается оказанием подобных услуг субъектам малого предпринимательства, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироваться на развитии своего бизнеса. Предприятия, расположенные вне инкубатора, так же должны иметь возможность по предварительной заявке использовать помещение бизнес-инкубатора для переговоров или офисную технику. В таком случае воздействие бизнес-инкубатора значительно расширяется.

Бизнес-инкубатор – это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий офисными, производственными и складскими площадями на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. В комплекс услуг входят – секретарские, бухгалтерские, юридические, образовательные.

Для начала работы дополнительного офиса бизнес-инкубатора в Большеглушицком районе необходимо помещение общей площадью 400 м2, из которых:

  1. 150 – 200 м2 составляет 15 офисов для инкубируемых фирм с предоставлением стола, четырёх стульев, телефона,
  2. 100 м2 – помещение для совещаний, две комнаты для переговоров,
  3. 50 – 60 м2 составляют офисы обслуживания.

Выбор данного размер площади основывался на расчётах экспертов, по данным которым, для того, что бы бизнес-инкубатор мог быть эффективным самостоятельным хозяйствующим субъектом, его площадь должна быть не менее 400 кв.м.

Целый ряд помещений, таких как комната для переговоров, раздевалки, санитарные узлы используются всеми предпринимателями данного бизнес-инкубатора совместно. В этом заключается ещё одно преимущество фирм-участников, поскольку большинство из них было бы не в состоянии в одиночку содержать такие помещения. В то время, когда помещение для переговоров не используется по своему прямому назначению, на его базе могут проводиться, к примеру, семинары и другие мероприятия по обучению предпринимателей.