Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Организационные структуры поддержки конкуренции в Самарской области
1.2. Оценка развития малого предпринимательства в Самарской области
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Проблемы организации государственной финансовой поддержки и конкуренции в Самарской области
В сентябре 2016 в г. Жигулевске было создано бюджетное учреждение Самарской области «Бизнес-инкубатор». На сегодняшний день представительства БУ ВО «Бизнес-инкубатор» расположены в городах г. Сергиевск, Нефтегорск, Жигулёвск, Новокуйбышевск.
Основной задачей бизнес-инкубатора является оказание комплекса услуг для поддержки малого бизнеса, деятельность которых направлена на развитие новых конкурентоспособных товаров и услуг, инновационных технологий. Сущность поддержки субъектов малого предпринимательства в программах бизнес-инкубации заключается в ограждении малых предприятий от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и комплексного воздействия на потребности, возникающие у предприятий на ранних стадиях развития. Немаловажной функцией бизнес-инкубатора является координация и взаимодействие между собой следующих структур:
- Ресурсного центра, который концентрирует консалтинговые услуги;
- Инновационно-технологического центра, представляющего собой форму территориальной интеграции науки, образования и производства в целях оперативного внедрения научно-технических разработок; небольшие компании, осуществляющие процесс от исследований до коммерциализации технических новшеств и связанные между собой функционально и экономически;
- Учебно-консультационного центра, объединяющего образовательные, выставочно-ярмарочные, презентационные и сервисные направления стимулирования развития малых предприятий.
На базе БУ ВО «Бизнес-инкубатор» организовано обучение на специализированных курсах по трем направлениям: «Будущий предприниматель», «Начинающий предприниматель», «Эффективность бизнеса».
Главными задачами деятельности бизнес инкубатора, являются:
- улучшение стартовых условий создания бизнеса путём ограждения малых предприятий от негативного влияния внешней среды предпринимательства, предоставления офисных площадей, оборудованных мебелью и компьютерной техникой, для предпринимательской деятельности на льготных фиксированных условиях в течение 36 месяцев;
- реализация принципа «одного окна», т.е. организация всех консалтинговых услуг в едином комплексе: юридических, аудиторских, бухгалтерских и маркетинговых; оказание помощи в регистрации малого предприятия, в техническом обеспечении проекта;
- менеджмент инновационных предприятий в области коммерциализации технологий и обеспечения лучших условий ведения хозяйственной деятельности;
- обеспечение прямых коммуникаций между малым бизнесом и органами государственной и муниципальной власти.
Главным органом управления БУ ВО «Бизнес-инкубатор» является Экспертный Совет, который формируется из представителей органов власти, общественных организаций и бизнеса.
На сегодняшний день более 170 субъектов малого предпринимательства подали заявки на участие в конкурсном отборе для размещения в здании БУ ВО «Бизнес-инкубатор» и заключения договора на оказание услуг на льготных условиях. Прошедшими отбор стали более 70 малых предприятий и предпринимателей.
Для размещения в Бизнес-инкубаторе необходимо пройти конкурсный отбор, критерии которого представлены на рисунке 1.3 и заключить договор аренды и услуг Бизнес-инкубатора.
КРИТЕРИИ ОТБОРА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ
В БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЕ
качество проработки маркетинговойоперационной и финансовой стратегий развития бизнеса
прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта МП
прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта МП
срок окупаемости проекта бизнеса
Рис. 1.3. Критерии отбора малых предприятий для размещения в Бизнес-инкубаторе
Бизнес-инкубатор предоставляет офисные помещения от 10 до 60 кв.м. в зависимости от вида деятельности и численности работников. Максимальный срок размещения 3 года. Стоимость арендной платы в первый год 40% от базовой арендной ставки областного недвижимого имущества, во второй - 60%, в третий - 80%.
Бизнес-инкубатор оказывает сопровождение следующих мероприятий:
-гранты на создание собственного дела (до 300 000 рублей);
-компенсация части затрат по лизинговым платежам (до 1 000 000 рублей);
-компенсация части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, (до 800 000 рублей);
-инновационные гранты (до 1 000 000 рублей);
-субсидии экспортно-ориентированным предприятиям (до 1 800 000 рублей).
Существуют и некоторые проблемы, связанные с оказанием поддержки малым предприятиям бизнес-инкубатором. Одна из них заключается в том, что Самарской области создается не много инновационных проектов и научно-технологическая база в Самарской области значительно уступает другим регионам страны.
Бесспорным положительным фактом является поддержка производственных предприятий, высокотехнологичных и наукоемких проектов. Сейчас на инкубировании находится несколько уникальных бизнесов — одна фирма осваивает спутниковую навигацию, другая создает безотходное производство резиновых покрытий, несколько фирм занимаются разработкой и поставками программного обеспечения.
Следующая проблема заключается в том, что программы по поддержке МСБ призваны в первую очередь стимулировать предпринимательство в реальном секторе экономики, то есть производство продовольственных и промышленных товаров, в связи с чем необходимы производственные площади, а бизнес-инкубатор может фирмам помещения только под офис. Следовательно, государственная поддержка нужна не только МСБ, но и тем, кто его поддерживает, то есть Бизнес - инкубатору.
Большую работу по поддержке малого бизнеса ведет Самарское отделение «Опоры России», благодаря деятельности которого был принят ряд решений, в частности, о рассрочке по выкупу арендуемых у муниципалитетов помещений, отмене повышающих коэффициентов, применяемых при исчислении ЕНВД, отмене повышения арендных ставок.
Региональное представительство «Деловой России» участвует в проектах, стимулирующих предпринимательскую активность и инновационные проекты, объединяет предпринимателей.
В 2011 году был создан ВООО «Клуб Деловых Людей» г. Самары с целью объединения руководителей предприятий для создания комфортных условий производственной деятельности, решения проблем управления персоналом, обеспечения условий полезного делового общения. В настоящее время ВООО «Клуб деловых людей» г. Самары преобразован в Областной и объединяет 74 руководителя различных предприятий и организаций Самарской области.
В 2012 г. с целью защиты прав предпринимателей появилась новая должность уполномоченного по правам предпринимателей, зарождается институт бизнес-омбудсмена при президенте, основная функция которого, заключается в контроле за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, взаимодействие с предпринимательским сообществом, содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, а также участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности. Таким образом, в Самарской области создана определённая база для развития малого и среднего предпринимательства. Функционируют основные элементы региональной инфраструктуры поддержки, обеспечивающие комплексный подход к удовлетворению потребностей субъектов малого предпринимательства в консультационной, финансовой, имущественной информационной и иных видах поддержки.
1.2. Оценка развития малого предпринимательства в Самарской области
Для эффективного функционирования малого бизнеса в Самарской
области имеются все необходимые предпосылки. Это выгодное географическое положение, разнообразные природные условия, позволяющие заниматься многими видами деятельности. Значение малого бизнеса для экономики области весьма неоднозначно. С одной стороны, очевидна его положительная роль в решении проблем занятости и повышения доходов населения, расширение рынка товаров и услуг. Но вместе с тем в малом бизнесе зачастую отсутствуют социальные гарантии, контроль за условиями труда, качеством предоставляемых услуг.
Для оценки значения малого бизнеса необходимо провести анализ его развития в Самарской области по нескольким направлениям (рис. 1.4).
количество малых предприятий
НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА
РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2. численность работников малых предприятий
3. отраслевая структура малого бизнеса
4. размеры деятельности малого бизнеса
5. финансовое состояние малого бизнеса
6. значение в экономике региона
Рис. 1.4. Направления анализа развития малого бизнеса
Источник: собственные исследования
Малые предприятия освоили практически все виды деятельности. Однако на сегодняшний день сектор малого бизнеса уже не характеризуется такими темпами роста, какие наблюдались в девяностые годы. После быстрого роста в период с 1996 года по 2000 год их число в последующие годы оставалось довольно стабильным, отмечались лишь незначительные колебания этого показателя.
Если в период с 1998 по 2000 гг. средний темп роста числа малых предприятий составлял 16-18%, то в 2002-2004 гг. он снизился до 4% (рис. 1.5). Однако можно утверждать, что 2002 год стал переломным годом в развитии малого предпринимательства. Основной причиной данного перелома послужили события, связанные со вступлением в силу пакета законов так называемой «1-ой волны дебюрократизации»: Федеральный закон от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Рис. 1.5. Динамика количества малых предприятий
Самарской области в 1998-2012 годах, единиц
Кроме указанных законов, существенно снизивших административные барьеры, существенную роль в развитии малого предпринимательства сыграло введение двух специальных режимов налогообложения: упрощённой системы налогообложения и системы единого налога на вмененный доход. В настоящее время существует множество публикаций различных исследовательских организаций, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы.
Стоит также отметить, что на рост количества малых предприятий существенное влияние оказывали и другие меры государственной политики. Среди них стоит выделить следующие: реформа земельно-имущественных отношений: либерализация рынка земли, предоставления права льготного выкупа земельных участков – существенно упростившая ведения бизнеса в сельском хозяйстве; поправки в Лесной кодекс, способствовавшие образованию малых предприятий в лесопереработке; проект «Доступное и комфортное жильё», стимулировавший повышение численности малых предприятий в сфере строительных услуг; меры по внедрению рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы, стимулировавшие развитие соответствующих рынков для малых предприятий.
В период с 2004 по 2007 гг. наблюдалось сокращение числа малых предприятий на 21,2%. С 2008 года наметилась тенденция существенного роста малого бизнеса в области, его количество увеличилось с 4787 до 6365 предприятий (или на 32,9%). В 2009 году число малых предприятий достигло 6398. Прирост по сравнению с 2008 годом составил лишь 0,5%. Данный факт можно объяснить началом финансового кризиса в стране, как следствие, разорением крупных предприятий, ростом безработицы, а также увеличением масштабов государственной поддержки малого бизнеса в регионе. За 2010 год количество малых предприятий существенно возросло – на 56,2% по сравнению с 2009 годом, что обусловлено началом действия Долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Самарской области на 2009-2012 годы» и «2-ой волной дебюрократизации», связанной с принятием Федеральных законов от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». За 2010-2012 г.г. количество малых предприятий изменялось не существенно и по состоянию на 01.01.12 года в Самарской области насчитывалось 9968 субъектов малого предпринимательства.