Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На 100 тысяч человек постоянного населения в области на 1.01.07г. приходилось 385,4 малых предприятия, что почти в 2 раза меньше среднероссийского уровня (719,7 МП). К 1 января 2009 года, несмотря на снижение показателя до 269,9 малых предприятия, средний по Российской Федерации уровень (199,1 МП) был превышен на 35,6%. На 100 тысяч человек постоянного населения области на 01.01.2012 года приходится 831 малое предприятие. Таким образом, Самарская область по данному показателю переместила с 65 места (в 2016 году) на 19 место (в 2018 году). А по итогам 2017 года Самарская область занимает 30 место. [27, с. 55; 28, с. 34; 29, с. 23]. Для оказания заметного влияния на социально — экономическую ситуацию, на 100 тыс. человек населения должно быть 2500 - 3000 стабильно функционирующих малых предприятий.

Если сравнить Самарскую область с другими регионами СЗФО, то по состоянию на 1 января 2017 года она занимала 6-е место по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей, 3-е место по среднесписочной численности работников малых предприятий и 6-е место по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых. Поэтому, первая особенность малого бизнеса заключается в том, что если Самарская область и уступает другим субъектам СЗФО по количеству малых предприятий, то по показателю численности занятых на 1-ом малом предприятии занимает лидирующие позиции. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях и у ИП представлена на рисунке 2.6. Доля жителей области, работающих на малых предприятиях, в общей среднесписочной численности занятых области достигла к 2018году 12,2%. По этому показателю Самарская область занимает шестое место среди регионов Приволжского округа. Данный показатель ниже среднероссийского уровня на 0,4 процентных пункта.

Рис. 1.6. Динамика среднесписочной численности работающих на малых предприятиях Самарской области в 2000-2011 гг.

В сфере малого бизнеса области по состоянию на 01.01.2012 г. было занято более 43 тысячи индивидуальных предпринимателей. При этом подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей было сконцентрировано в крупных городах региона (таблица 2.1.): в городе Жигулёвск и городе Чапаевск (26% и 35% соответственно), 4,8% - в Красноормейском, 3,1% - в Большечерниговском, по 2,8% - в Чапаевском и Автозаводском районах г Тольятти. Вторая особенность малого бизнеса в Самарской области – это доминирование количества индивидуальных предпринимателей над числом малых предприятий.


Общая численность населения, занятого в сфере малого бизнеса (с учётом индивидуальных предпринимателей), в период с 2000 по 2033 год возрастала, достигнув максимума – 138,6 тыс. чел. В 2013 году произошло значительное сокращение на 35,1% до уровня в 89,9 тыс. человек. Данные изменения в большей части связаны с резким снижением количества индивидуальных предпринимателей на территории области, вызванным проведением перерегистрации с 1.01.2044 по 31.12.2044 гг. на основании ст.3 ФЗ «Об утрате с 1.01.2015 года государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» от 23.06.2003 г. №76-ФЗ; физические лица не прошедшие регистрацию, были закрыты.

В последующие периоды наблюдается тенденция постепенного роста числа занятых в малом бизнесе области, и в итоге к 1 января 2017 года их количество составило 114,7 тыс. человек, а к 1 января 2018 года – 181,8 тыс. человек. С каждым годом увеличивается роль малого бизнеса как работодателя для населения области. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций выросла с 19,9% в 2016 году до 23,7% в 2017 году, и до 25,3% в 2018 году.

На сегодняшний день, в малом предпринимательстве области, включая работников малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму, занято более 181,8 тыс. человек или 30% в общей численности занятых в экономике области. Росту численности занятых в малом предпринимательстве во многом способствует реализованный комплекс правительственных мер по поддержке малого бизнеса. Сегодня все уровни власти понимают, что малый бизнес снимает с государства нагрузку, связанную с созданием рабочих мест и выплатой заработной платы.

Малый бизнес в большинстве своем представлен в сферах с высокой долей оборачиваемости капитала. Почти каждое третье малое предприятие занимается торговлей, 18% - операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 14% - строительством, каждое десятое – обрабатывающим производством.

В Самарской области малые предприятия, в основном, сосредоточены, в наиболее трудоёмких отраслях: строительство, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Однако, наибольший удельный вес занимает сфера оптовой и розничной торговли – 34,7%.

Субъектами малого бизнеса осуществляется 62,6% грузооборота автомобильного транспорта, 52,7% общеобластного оборота оптовой торговли, 64,3% - розничной торговли, 7,6% объёма работ строительного комплекса. Сегодня одной из важнейших задач является изменение структуры малого бизнеса, увеличений количества малых предприятий в сфере производства, ЖКХ, услуг и народных художественных промыслов, инновационных фирм.


Прослеживается тенденция роста оборота малых предприятий Самарской области)(характеризующего их коммерческую деятельность) в период с 2000 по 2011 гг. В 2008 году он составил 13793,5 млн. руб. или 117,8% к предыдущему году. Наибольший темп прироста оборотного капитала наблюдался в 2005 году – тогда он вырос более чем в 3 раза с 18313 до 55542 млн. руб. [29, с. 67].

Оборот малых организаций в 2011 году составил 144 544 млн. руб. (124% к соответствующему периоду 2009 года). В 2010 году исследование по этому показателю не проводилось. Доля малого предпринимательства в общеобластном обороте крупных, средних и малых предприятий составляет 16,4%.

По обороту малых предприятий на душу населения в 2017 году среди регионов Российской Федерации Самарская область занимает 56 место, в то время как в 2015 году находилась на 19 позиции.

1.3. Анализ основных форм поддержки малого бизнеса в Самарской области

В последнее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание со стороны Правительства области. Динамика расходов областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства в 2005- 2012 г.г. представлена на рисунке 1.7.

Рис. 1.7. Динамика прямых расходов областного бюджета по развитию малого предпринимательства в 2005-2012 гг., млн. руб.

На основании данных рисунка 1.7 можно сделать вывод о том, что только с 2006 года Правительство области уделяет большее внимание проблемам малого бизнеса объёмы поддержки к 2012 г. в 2 раза по сравнению с 2005 годом, что можно объяснить началом реализации основных мероприятий поддержки и развития малого предпринимательства Самарской области на 2005-2008 годы, утвержденных постановлением Правительства области от 14.04.03 г. №299. Резкое увеличение прямых расходов на поддержку малого бизнеса наблюдалось в 2009 году более чем в 2,5 раза к 2008 году и было связано с возрастанием роли малого предпринимательства как мощного инструмента борьбы с безработицей, предоставляющего возможности для самозанятости населения в условиях мирового финансового кризиса и угрозы массового сокращения сотрудников предприятий и компаний, занятых в финансово-кредитной сфере, сфере обслуживания, торговли, строительства.

В 2011 г. прямые расходы областного бюджета по поддержке и развитию малого предпринимательства сократились в 1,5 раза по сравнению с 2010 г и составили 45 млн. руб., а в 2012 г. наблюдается снижение уровня областного финансирования в 3 раза по сравнению с 2011 г. из областного бюджета на данные цели выделено 15 млн. рублей. Данное сокращение областного финансирования связано с увеличением размера объёмов софинансирования, выделяемых из федерального бюджета: в 2009 году он составлял 59 %; в 2010 году - 70 %; в 2011 году - 75 %; а в 2012 году - 80 %. Следовательно, большая часть денежных средств стала выделяться из федерального бюджета.


За 2009-2012 годы мероприятия Программы профинансированы из федерального бюджета на 481,9 млн. руб. при выделении из областного бюджета 194,5 млн. руб. В 2012 году на поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках Программы фактически выделено 106,8 млн. рублей: 91,8 млн. рублей - из федерального бюджета и 15 млн. рублей - из областного бюджета.

В настоящее время реализована долгосрочная целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2022 годы» (постановление №118) [7]. Главная цель программы не только сохранить существующие рабочие места, но и создать новые. Предлагаемая поддержка субъектов малого бизнеса призвана решить проблемы не только текущего кризисного характера, но и заложить фундамент на будущее. Данной программой были предусмотрены новые формы финансовой поддержки бизнеса (рис. 1.8)

ПРОГРАММЫ микроФИНАНСИРОВАНИЯ

ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД

ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА

ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

СУБСИДИЙ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ ПО УПЛАТЕ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ

Рис. 1.8. Формы финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области [7]

Проанализируем реализацию данных форм финансовой поддержки малого бизнеса в Самарской области.

Грантовая поддержка индивидуальных предпринимателей на создание собственного бизнеса – безвозвратные субсидии предпринимателям на возмещение понесенных расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также на возмещение понесенных расходов и/или части планируемых расходов, связанных с реализацией бизнес-проекта (в течение первого года его осуществления) и предусмотренных в бизнес-проекте. Размер гранта не может превышать 300 тыс. рублей и средства заявителя должны составлять не менее 50% от суммы гранта. Условия получения грантовой поддержки представлены на рисунке 1.9.

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

осуществление деятельности на территории Самарской области

<1 года

субъекты МСП

краткосрочное обучение по созданию и ведению собственного дела

Рис. 1.9. Условия получения грантовой поддержки субъектами малого предпринимательства

Не могут быть получателями грантов: юридические лица, созданные в процессе реорганизации; юридические лица, учредителями (участниками) которых являются физические или юридические лица, получившие грант; индивидуальные предприниматели, получившие грант; физические лица, являющиеся или являвшиеся учредителями (участниками) юридических лиц, получивших грант.


Грант предоставляется только один раз на конкурсной основе. Конкурсный отбор бизнес-проектов осуществляет Комиссия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставлении субсидий, созданная постановлением Губернатора области от 17 марта 2009 года №103.

Не допускаются к участию в конкурсном отборе бизнес-проекты претендентов, занимающихся деятельностью, определённой в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также имеющих просроченную задолженность по налоговым и иным обязательным платежам. Гранты предоставляются на основании постановления Правительства Самарской области о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, проект которого готовится департаментом экономики Правительства области.

Механизм выделения грантов ИП на создание собственного бизнеса в Самарской области приведен на рисунке 1.10.

Рис. 1.10. Механизм выделения грантов

Критерии отбора проектов для получения грантовой поддержки приведены на рисунке 1.11.

Значимость вида экономической деятельности для области (потребность в данном виде товаров, работ, услуг)

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАНТОВ

Степень готовности бизнес-проекта к внедрению (наличие места размещения, материально-технических ресурсов и др.)

Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

Создание дополнительных рабочих мест

Направления использования гранта

Рис. 1.11. Критерии отбора проектов для получения грантовой поддержки

За три года предоставлен 441 грант на общую сумму 130,7 млн. рублей. Средств, предусмотренных по программе на предоставление грантовой поддержки, из областного бюджета в 2017 году выделено 3 млн. рублей, из федерального бюджета 16 млн. руб., на аналогичные цели в 2016 г из федерального бюджета 15 млн. руб., в 2010 - 35 млн. руб. Можно отметить сокращение федерального финансирования на предоставление грантов на 54% в 2017г. по сравнению с 2016 г.

За 2017 г. гранты были предоставлены следующим образом (рис. 2.15): 23% субъектов предпринимательской деятельности в сфере общестроительных работ и производством стройматериалов, 22% – оказанием услуг, 15% – производством товаров народного потребления, 14% – производством сельскохозяйственной продукции.