Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Организационные структуры поддержки конкуренции в Самарской области
1.2. Оценка развития малого предпринимательства в Самарской области
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Проблемы организации государственной финансовой поддержки и конкуренции в Самарской области
Персонал дополнительного офиса бизнес-инкубатора состоит из: директора бизнес-инкубатора, 2 бухгалтеров, 1 юриста, администратора, 2 уборщиц, 1 дворника. Итого: 8 человек.
Результаты расчёта основных затрат по организации ведения малого бизнеса, возникающих у малых предприятий при размещении в бизнес-инкубаторе и без него представлены в таблице 3.4. Уровень затрат определен на основе изучения рынка с учётом средних цен на данные активы.
Из приведенных в таблице 3.4 расчётов видим, что величина основных затрат по организации ведения малого бизнеса без бизнес-инкубатора превышает аналогичные расходы при размещении малого предприятия в бизнес-инкубаторе. Таким образом можно говорить, что достигается эффект экономии затрат по организации ведения малого бизнеса в размере 522 033 руб. на одно малое предприятие.
Социальный эффект от данной формы поддержки исходя из среднесписочной численности работающих на одном малом предприятии Самарской области (11 человек) будет заключаться в создании около 173 новых рабочих мест. Что в свою очередь будет способствовать снижению уровня безработицы в Большеглушицком районе.
Таблица 2.4
Расчёт основных затрат по организации ведения малого бизнеса
Элементы затрат |
Сумма затрат, руб. |
|
Без бизнес-инкубатора |
При бизнес-инкубаторе |
|
Единовременные затраты: |
||
Стулья |
2 000 |
2 000 |
Стол |
3 000 |
3 000 |
Телефон с факсом аппарат Brother fax 236s |
3 614 |
241 |
Компьютер |
13 000 |
13 000 |
Множительный аппарат формата A3 |
12 000 |
800 |
Принтер и сканер |
10 500 |
700 |
Офисная мебель |
11 333 |
11 333 |
Оплата труда за год (текущие затраты): |
||
Директор бизнес-инкубатора |
- |
20 800 |
Бухгалтер |
264 000 |
35 200 |
Юрист |
252 000 |
16 800 |
Администратор |
- |
8 000 |
Уборщицы |
78 075 |
10 410 |
Дворник |
- |
5 205 |
Итого затрат: |
649 522 |
127 489 |
Источник: собственные исследования
Так же создание новых рабочих мест при помощи бизнес-инкубатора сможет обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджетную систему в размере 3 371,3 тыс. рублей в год. Расчёт представлен в таблице 3.5.
Таблица 2.5
Расчёт налоговых поступлений по НДФЛ от малого бизнеса при создании дополнительных рабочих мест
Показатель |
Значение |
Количество рабочих мест, шт. |
173 |
Среднемесячная з/п работников в Верховажском районе, руб. |
12 492 |
Налогооблагаемая база за год на одного работника, руб. |
149 904 |
Ставка НДФЛ, % |
13 |
Налоговые поступления за год, тыс. руб. |
3 371,34 |
Источник: собственные исследования
Еще одним положительным фактором для развития муниципального образования может стать то, что бизнес-инкубатор способствует в конечном итоге повышению прозрачности рынка и легализации работающих на нём субъектов. Этот эффект достигается за счёт того, что фирмы, находящиеся в бизнес-инкубаторе, изначально ведут прозрачный бизнес. Кроме того, возможна практика, когда все бухгалтерские документы «инкубируемых» фирм ведутся одним «общим» бухгалтером, работающим в штате бизнес-инкубатора. Таким образом, фирма, покидающая стены бизнес-инкубатора по истечении определённого времени, уже известна налоговым и другим контролирующим органам и продолжает вести честный бизнес.
Помимо сказанного выше, важно иметь в виду, что создание и ведение муниципального бизнес-инкубатора существенно повышает имидж муниципалитета, демонстрируя благожелательное отношение к предпринимателям. Сам факт участия муниципалитета в таких структурах воспринимается как свидетельство активного содействия властей бизнесу, доброжелательного отношения и практической поддержки предпринимателей. С точки зрения потенциального инвестора, естественно, при прочих равных условиях, такая территория более привлекательна. Кроме того, в условиях более прозрачного рынка, который формируется при участии механизма бизнес-инкубирования, уровень риска инвестиций значительно снижается, что является немаловажным критерием при оценке потенциальным инвестором возможных инвестиционных проектов в регионе.
Порядок и условия размещения субъектов малого предпринимательства в дополнительном офисе бизнес-инкубатора аналогичен порядку, применяемому в ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» в г.Самара.
Предлагаемый проект очень чувствителен к недостатку финансовых средств, поскольку деятельность инкубатора несет скорее социальный и политический эффекты, чем коммерческий. Поэтому без бюджетной поддержки особенно первых год-два (пока не сложится имидж инкубатора и он не вышел на полный пакет услуг) деятельность инкубатора не возможна. Инвестиционные и начальные затраты должны быть профинансированы муниципалитетом и другими организациями-участниками (например, фондом занятости, Торгово-промышленной палатой, местными банками).
Следовательно, с целью решения проблем предпринимательства можно предложить следующие пути совершенствования.
В рамках решения задачи по снижению избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности необходимо организовать участие предпринимателей в экспертизе принимаемых в области нормативно-правовых актов, касающихся ведения предпринимательской деятельности и проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области с последующей подготовкой заключений.
В заключение работы по разработке мероприятий обобщенные данные оформим в виде таблицы (табл.3.6).
Необходимо осуществление системного подхода к решению проблем административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области путём проведения ежеквартального мониторинга проблем, препятствующих развитию бизнеса, организации работы телефона «горячей линии» по вопросам проведения проверок и соблюдения требования в отношении предпринимателей и обеспечении участия предпринимателей в работе земельной комиссии.
Совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством смещения приоритетов в сторону поддержки субъектов малого бизнеса в сфере оказания услуг населению жилищно-коммунального хозяйства, в сфере инноваций, в производственном секторе и с ориентиром на развитие бизнеса в муниципальных образованиях.
Таблица 2.6
Общие результаты разработки мероприятий, направленных на совершенствование организации государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Самарской области
Мероприятие |
Ожидаемые результаты |
Законодательное изменение критерия отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства |
Увеличение числа субъектов малого предпринимательства на 1,2%, при этом объём произведённой ими продукции возрастёт на 1804,2 млн. руб. |
Создание дополнительного офиса ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» в Большеглушицком районе |
Эффект экономии затрат по организации ведения малого бизнеса в размере 522 033 рублей на 1 предприятие; Создание около 173 новых рабочих мест, снижение уровня безработицы; дополнительные поступления налогов в бюджетную систему в размере 3 371,3 тыс. рублей в год; Повышение прозрачности рынка и легализации работающих на нем субъектов; Повышение выживаемости начинающих компаний с 15% до 85%. |
Снижать административные барьеры путём сокращения сроков прохождения согласительных процедур при оформлении земельных участков, получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и создание конкуренции можно признать достаточно эффективным, так как принимается большое количество нормативно-правовых актов в данной области как на федеральном уровне, так и на уровне Самарской области. На региональном уровне основными правовыми документами в области поддержки малого бизнеса являются – закон области №1916-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Самарской области», ДЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2022 годы», и программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019 - 2022 годы» и другие законодательные акты Самарской области в области налогообложения, имущественных отношений, нормативные акты муниципальных образований.
В Самарской области созданы и функционируют основные элементы региональной инфраструктуры поддержки как государственные, так и общественные: НП «Агентство городского развития» в г. Чапаевске, которое выполняет функции гарантийного фонда в Самарской области, НО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства», занимающаяся микрофинансированием малого и среднего предпринимательства, НО Самарская торгово-промышленная палата, БУ ВО «Бизнес-инкубатор», Поддержка малого предпринимательства в Самарской области осуществляется в различных формах:
-предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и по лизинговым договорам;
-предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела грантовая поддержка;
-поддержка научно-практических разработок, микрофинансирование;
-предоставление поручительств субъектам малого предпринимательства при привлечении банковских кредитов;
- реализация мероприятий, направленных на формирование положительного образа предпринимателя;
- популяризацию роли предпринимательства, консультационная, и информационная поддержка.
Расходы областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства в Самарской области резко увеличились в 2016 - 2017 годах более чем в 2,5 раза к 2015 году, что связано с возрастанием роли малого предпринимательства как мощного инструмента борьбы с безработицей, предоставляющего возможности для самозанятости населения. В 2017-2018 г. наблюдается спад областного финансирования на поддержку малого предпринимательства, что связано с дефицитом областного бюджета и увеличением софинансирования федерального бюджета в данной сфере в 2018 году - 80 %., т.е. большая часть денежных средств стала выделяться из федерального бюджета.
Все формы поддержки малого бизнеса на территории Самарской области реализуются в достаточной степени, оказывая при этом значимый социальный эффект по сохранению и созданию новых рабочих мест. В Самарской области можно отметить благоприятную тенденцию увеличения микрофинансирования как по сумме выданных займов, так и по территориальному охвату и социальному эффекту.
Многие проблемы, характерные для сектора малого предпринимательства, связаны с несовершенством законодательства федерального уровня. В связи с этим очень важно вывести на новый уровень работу по формированию инициатив о внесении изменений в нормативные законодательные акты федерального уровня. Наиболее существенными проблемами деятельности малых предприятий области являются налоговый режим, нехватка оборотных средств, сложности поиска и доступности источников инвестиций, трудности в подборе необходимых кадров и приобретении необходимого оборудования.
Одной из основных форм поддержки бизнеса в ближайший период должно стать содействие предпринимателям в развитии сотрудничества с другими регионами России, поскольку потенциал спроса на уровне области значительно ограничен.
Оказание финансовой поддержки бизнесу является наиболее значимой формой поддержки для малых предприятий в связи с этим важно, чтобы данный вид поддержки продолжал работать, но был модернизирован в соответствии с потребностями бизнеса: поддержка социально-значимых видов бизнеса, расходование средств поддержки на модернизацию производства.
Следовательно, с целью решения проблем предпринимательства и создания конкуренции можно предложить следующие пути совершенствования.
В рамках решения задачи по снижению избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности необходимо организовать участие предпринимателей в экспертизе принимаемых в области нормативно-правовых актов, касающихся ведения предпринимательской деятельности и проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области с последующей подготовкой заключений.
Вторым мероприятием является предложение законодательного изменения критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Данное мероприятие направлено на расширение возможностей промышленных и строительных предприятий претендовать на финансовую помощь в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса. Изменение критериев позволит увеличить число субъектов малого предпринимательства Самарской области на 1,2%, при этом объём произведённой ими продукции возрастёт на 1 804,2 млн. рублей.