Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Персонал дополнительного офиса бизнес-инкубатора состоит из: директора бизнес-инкубатора, 2 бухгалтеров, 1 юриста, администратора, 2 уборщиц, 1 дворника. Итого: 8 человек.

Результаты расчёта основных затрат по организации ведения малого бизнеса, возникающих у малых предприятий при размещении в бизнес-инкубаторе и без него представлены в таблице 3.4. Уровень затрат определен на основе изучения рынка с учётом средних цен на данные активы.

Из приведенных в таблице 3.4 расчётов видим, что величина основных затрат по организации ведения малого бизнеса без бизнес-инкубатора превышает аналогичные расходы при размещении малого предприятия в бизнес-инкубаторе. Таким образом можно говорить, что достигается эффект экономии затрат по организации ведения малого бизнеса в размере 522 033 руб. на одно малое предприятие.

Социальный эффект от данной формы поддержки исходя из среднесписочной численности работающих на одном малом предприятии Самарской области (11 человек) будет заключаться в создании около 173 новых рабочих мест. Что в свою очередь будет способствовать снижению уровня безработицы в Большеглушицком районе.

Таблица 2.4

Расчёт основных затрат по организации ведения малого бизнеса

Элементы затрат

Сумма затрат, руб.

Без бизнес-инкубатора

При бизнес-инкубаторе

Единовременные затраты:

Стулья

2 000

2 000

Стол

3 000

3 000

Телефон с факсом аппарат Brother fax 236s

3 614

241

Компьютер

13 000

13 000

Множительный аппарат формата A3

12 000

800

Принтер и сканер

10 500

700

Офисная мебель

11 333

11 333

Оплата труда за год (текущие затраты):

Директор бизнес-инкубатора

-

20 800

Бухгалтер

264 000

35 200

Юрист

252 000

16 800

Администратор

-

8 000

Уборщицы

78 075

10 410

Дворник

-

5 205

Итого затрат:

649 522

127 489


Источник: собственные исследования

Так же создание новых рабочих мест при помощи бизнес-инкубатора сможет обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджетную систему в размере 3 371,3 тыс. рублей в год. Расчёт представлен в таблице 3.5.

Таблица 2.5

Расчёт налоговых поступлений по НДФЛ от малого бизнеса при создании дополнительных рабочих мест

Показатель

Значение

Количество рабочих мест, шт.

173

Среднемесячная з/п работников в Верховажском районе, руб.

12 492

Налогооблагаемая база за год на одного работника, руб.

149 904

Ставка НДФЛ, %

13

Налоговые поступления за год, тыс. руб.

3 371,34

Источник: собственные исследования

Еще одним положительным фактором для развития муниципального образования может стать то, что бизнес-инкубатор способствует в конечном итоге повышению прозрачности рынка и легализации работающих на нём субъектов. Этот эффект достигается за счёт того, что фирмы, находящиеся в бизнес-инкубаторе, изначально ведут прозрачный бизнес. Кроме того, возможна практика, когда все бухгалтерские документы «инкубируемых» фирм ведутся одним «общим» бухгалтером, работающим в штате бизнес-инкубатора. Таким образом, фирма, покидающая стены бизнес-инкубатора по истечении определённого времени, уже известна налоговым и другим контролирующим органам и продолжает вести честный бизнес.

Помимо сказанного выше, важно иметь в виду, что создание и ведение муниципального бизнес-инкубатора существенно повышает имидж муниципалитета, демонстрируя благожелательное отношение к предпринимателям. Сам факт участия муниципалитета в таких структурах воспринимается как свидетельство активного содействия властей бизнесу, доброжелательного отношения и практической поддержки предпринимателей. С точки зрения потенциального инвестора, естественно, при прочих равных условиях, такая территория более привлекательна. Кроме того, в условиях более прозрачного рынка, который формируется при участии механизма бизнес-инкубирования, уровень риска инвестиций значительно снижается, что является немаловажным критерием при оценке потенциальным инвестором возможных инвестиционных проектов в регионе.

Порядок и условия размещения субъектов малого предпринимательства в дополнительном офисе бизнес-инкубатора аналогичен порядку, применяемому в ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» в г.Самара.


Предлагаемый проект очень чувствителен к недостатку финансовых средств, поскольку деятельность инкубатора несет скорее социальный и политический эффекты, чем коммерческий. Поэтому без бюджетной поддержки особенно первых год-два (пока не сложится имидж инкубатора и он не вышел на полный пакет услуг) деятельность инкубатора не возможна. Инвестиционные и начальные затраты должны быть профинансированы муниципалитетом и другими организациями-участниками (например, фондом занятости, Торгово-промышленной палатой, местными банками).

Следовательно, с целью решения проблем предпринимательства можно предложить следующие пути совершенствования.

В рамках решения задачи по снижению избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности необходимо организовать участие предпринимателей в экспертизе принимаемых в области нормативно-правовых актов, касающихся ведения предпринимательской деятельности и проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области с последующей подготовкой заключений.

В заключение работы по разработке мероприятий обобщенные данные оформим в виде таблицы (табл.3.6).

Необходимо осуществление системного подхода к решению проблем административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области путём проведения ежеквартального мониторинга проблем, препятствующих развитию бизнеса, организации работы телефона «горячей линии» по вопросам проведения проверок и соблюдения требования в отношении предпринимателей и обеспечении участия предпринимателей в работе земельной комиссии.

Совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством смещения приоритетов в сторону поддержки субъектов малого бизнеса в сфере оказания услуг населению жилищно-коммунального хозяйства, в сфере инноваций, в производственном секторе и с ориентиром на развитие бизнеса в муниципальных образованиях.

Таблица 2.6

Общие результаты разработки мероприятий, направленных на совершенствование организации государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в Самарской области

Мероприятие

Ожидаемые результаты

Законодательное изменение критерия отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

Увеличение числа субъектов малого предпринимательства на 1,2%, при этом объём произведённой ими продукции возрастёт на 1804,2 млн. руб.

Создание дополнительного офиса ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» в Большеглушицком районе

Эффект экономии затрат по организации ведения малого бизнеса в размере 522 033 рублей на 1 предприятие;

Создание около 173 новых рабочих мест, снижение уровня безработицы;

дополнительные поступления налогов в бюджетную систему в размере 3 371,3 тыс. рублей в год;

Повышение прозрачности рынка и легализации работающих на нем субъектов;

Повышение выживаемости начинающих компаний с 15% до 85%.


Снижать административные барьеры путём сокращения сроков прохождения согласительных процедур при оформлении земельных участков, получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое регулирование государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и создание конкуренции можно признать достаточно эффективным, так как принимается большое количество нормативно-правовых актов в данной области как на федеральном уровне, так и на уровне Самарской области. На региональном уровне основными правовыми документами в области поддержки малого бизнеса являются – закон области №1916-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Самарской области», ДЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2022 годы», и программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019 - 2022 годы» и другие законодательные акты Самарской области в области налогообложения, имущественных отношений, нормативные акты муниципальных образований.

В Самарской области созданы и функционируют основные элементы региональной инфраструктуры поддержки как государственные, так и общественные: НП «Агентство городского развития» в г. Чапаевске, которое выполняет функции гарантийного фонда в Самарской области, НО «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства», занимающаяся микрофинансированием малого и среднего предпринимательства, НО Самарская торгово-промышленная палата, БУ ВО «Бизнес-инкубатор», Поддержка малого предпринимательства в Самарской области осуществляется в различных формах:

-предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и по лизинговым договорам;

-предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела грантовая поддержка;

-поддержка научно-практических разработок, микрофинансирование;

-предоставление поручительств субъектам малого предпринимательства при привлечении банковских кредитов;

- реализация мероприятий, направленных на формирование положительного образа предпринимателя;

- популяризацию роли предпринимательства, консультационная, и информационная поддержка.

Расходы областного бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства в Самарской области резко увеличились в 2016 - 2017 годах более чем в 2,5 раза к 2015 году, что связано с возрастанием роли малого предпринимательства как мощного инструмента борьбы с безработицей, предоставляющего возможности для самозанятости населения. В 2017-2018 г. наблюдается спад областного финансирования на поддержку малого предпринимательства, что связано с дефицитом областного бюджета и увеличением софинансирования федерального бюджета в данной сфере в 2018 году - 80 %., т.е. большая часть денежных средств стала выделяться из федерального бюджета.


Все формы поддержки малого бизнеса на территории Самарской области реализуются в достаточной степени, оказывая при этом значимый социальный эффект по сохранению и созданию новых рабочих мест. В Самарской области можно отметить благоприятную тенденцию увеличения микрофинансирования как по сумме выданных займов, так и по территориальному охвату и социальному эффекту.

Многие проблемы, характерные для сектора малого предпринимательства, связаны с несовершенством законодательства федерального уровня. В связи с этим очень важно вывести на новый уровень работу по формированию инициатив о внесении изменений в нормативные законодательные акты федерального уровня. Наиболее существенными проблемами деятельности малых предприятий области являются налоговый режим, нехватка оборотных средств, сложности поиска и доступности источников инвестиций, трудности в подборе необходимых кадров и приобретении необходимого оборудования.

Одной из основных форм поддержки бизнеса в ближайший период должно стать содействие предпринимателям в развитии сотрудничества с другими регионами России, поскольку потенциал спроса на уровне области значительно ограничен.

Оказание финансовой поддержки бизнесу является наиболее значимой формой поддержки для малых предприятий в связи с этим важно, чтобы данный вид поддержки продолжал работать, но был модернизирован в соответствии с потребностями бизнеса: поддержка социально-значимых видов бизнеса, расходование средств поддержки на модернизацию производства.

Следовательно, с целью решения проблем предпринимательства и создания конкуренции можно предложить следующие пути совершенствования.

В рамках решения задачи по снижению избыточных административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности необходимо организовать участие предпринимателей в экспертизе принимаемых в области нормативно-правовых актов, касающихся ведения предпринимательской деятельности и проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области с последующей подготовкой заключений.

Вторым мероприятием является предложение законодательного изменения критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Данное мероприятие направлено на расширение возможностей промышленных и строительных предприятий претендовать на финансовую помощь в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса. Изменение критериев позволит увеличить число субъектов малого предпринимательства Самарской области на 1,2%, при этом объём произведённой ими продукции возрастёт на 1 804,2 млн. рублей.