Файл: Управление конфликтами в проектной среде (в проекте исламского банкинга).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами в проектной среде
1.1 Управление конфликтами в проектной деятельности
1.2 Методы управления конфликтами
1.3 Переговоры в управлении конфликтами
Глава 2. Оценка управления конфликтами в проекте исламского банкинга
2.1 Проект управления исламским банкингом
2.2 Управление конфликтами интересов отношениями со стейкхолдерами в проекте исламского банкинга
И при сглаживании, и при уклонении используется тактика игнорирования или приглушения конфликта, которая не обеспечивает его разрешения, а лишь временно сглаживает остроту ситуации. Руководители проектов должны помнить о том, что недостаточно контролируемый и вовремя неразрешенный конфликт может привести к возникновению еще более глубокого конфликта в будущем.
10.1. Жесткая конкуренция. Подразумевает, что одна из сторон занимает в конфликтной ситуации господствующее положение, чтобы ее разрешить. Принуждение - это навязывание одной точки зрения в ущерб другой, в результате чего одна сторона оказывается в выигрыше, а другая - в проигрыше. Принуждение используется в тех случаях, когда отсутствует общая платформа для переговоров и когда обе стороны не склонны к компромиссу и намерены решительно отстаивать свои позиции. Руководители проектов могут использовать этот метод в условиях, когда фактор времени имеет решающее значение, когда спорный вопрос является жизненно важным для судьбы проекта и когда сами они уверены в правильности своих выводов, сделанных на основе имеющейся информации. В подобных условиях руководители проекта принимают основной риск на себя и просто отдают распоряжения относительно необходимых действий для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Этот подход применяется в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение или когда для проекта жизненно важны непопулярные меры по сокращению бюджета или численности персонала.
5.1. Пассивного противостояния - предусматривает разграничение интересов сторон и возможность деления проблемы на зоны. Используется, когда участник слабо мотивирован на ответственность, а конфликт не требует быстрейшего разрешения.
Принуждение в целом обычно требует меньше времени, чем нахождение компромисса или проведение переговоров, но зато оно оставляет тяжелые воспоминания у сотрудников, которые, как и все люди, не любят, когда им навязывают чужое мнение. Конфликты, разрешенные силовым способом, могут возникнуть повторно и создать руководителю проекта новые проблемы в будущем. Хотя принуждение способно обеспечить быстрое разрешение споров, его следует использовать только в крайнем случае.
10.5. Этическое соперничество. Соперничество силовое, но при этом стороны держат себя в рамках партнерских отношений и этики взаимодействия.
5.5. Компромисс Достижение компромисса обеспечивается главным образом путем переговоров о взаимных уступках. Оно подразумевает рассмотрение различных вопросов, поиск удовлетворительных альтернатив и взаимоприемлемых решений. Таким образом, ни одна сторона не оказывается в выигрыше в ущерб другой. Каждая из них может испытать временное неудобство, поскольку ей приходится отказываться от чего-то важного для себя, но обычно этот метод позволяет найти удовлетворительный вариант разрешения проблемы. Окончательное разрешение конфликта достигается тогда, когда находится компромиссное предложение, приемлемое для обеих сторон. Единственная проблема состоит в том, что иногда приходится жертвовать важными аспектами проекта ради достижения кратковременных целей (например, снижать безопасность ради сокращения расходов).
10.10. Сотрудничество (консенсус) - является эффективным методом управления конфликтом когда ситуация слишком серьезна и не допускает компромисса. При сотрудничестве учитываются идеи и точки зрения людей с различными взглядами, оно предоставляет хорошую возможность научиться чему-нибудь новому.
Активный поиск решения с обеих сторон облегчает достижение консенсуса и процесс формирования взаимных обязательств. Сотрудничество не всегда бывает эффективным в том случае, если в конфликт вовлечено много заинтересованных сторон, имеющих взаимоисключающие точки зрения.
5.10. Частичная уступка - предполагает высокую степень ориентации на взаимоотношения и может применяться, если проблема декомпозируется на ряд более мелких и менее сложных проблем с разной степенью приоритетности.
Необходимость учета ситуационных факторов позволяет построить модель дерева решений по выбору рациональной стратегии ведения переговоров. При этом ситуационными факторами являются: значимость объекта конфликта и целей участников конфликта, значимость отношений участников, силы участников, наличие времени для достижения согласия, перспективы партнерских взаимоотношений и динамику возможностей сторон.
Для удобства использования модели в Государственном университете управления данный алгоритм был реализован в программной оболочке Microsoft Office Excel 2003. ink с использованием языка программирования VBA, что позволяет менеджеру проекта практически мгновенно получить рекомендации по выбору стратегии конструктивного ведения переговоров.
Глава 2. Оценка управления конфликтами в проекте исламского банкинга
2.1 Проект управления исламским банкингом
В настоящее время управление проектами стало признанной во всем мире профессиональной деятельностью. Методология и средства управления проектами широко используются во всех сферах деятельности.
В связи с этим накапливается большой практический опыт, который дает толчок к развитию технологий проектного управления. Например, в последних версиях практически всех международных стандартов большое внимание уделяется вопросу управления заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) проекта. Они есть в любом проекте, причем, даже не участвуя активно, они могут оказать сильное влияние на ход его реализации - как помочь, так и навредить ему, исходя из собственных интересов. Банковская сфера - не исключение. Никакие технические сложности интеграции информационных и финансовых систем не нанесут столько вреда успеху проекта, как нерешенные противоречия между заинтересованными сторонами[5].
Особую актуальность вопрос управления отношениями со стейкхолдерами приобретает в международных проектах. При этом речь может идти о разных степенях международности, например о международном сотрудничестве в проектах с участием граничащих друг с другом государств или о менеджменте проектов в межкультурном контексте. Немецко-голландский проект, вероятнее всего, не будет обладать той степенью сложности и тем количеством выдвигаемых к нему требований, как трехсторонний проект, осуществляемый Германией, Турцией и Россией. В соответствии со всевозрастающей интернационализацией растет и количество требований, предъявляемых к осуществлению проекта[6].
Дополнительные сложности в реализации международного проекта исламского банкинга в России обусловлены участием в нем мусульман. Так как исламская концепция ведения бизнеса принципиально отличается от привычной нам западной.
Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. Деловая этика мусульманина подразумевает верность правилам и принципам ведения бизнеса согласно канонам ислама и включает в себя: соблюдение договорных обязательств, честность в отношениях с работниками, сотрудниками, клиентами (покупателями), поставщиками и конкурентами, а также охватывает вопросы, касающиеся рационального использования ресурсов, заботы о других людях, влияния деятельности фирм на здоровье людей, окружающую среду и даже животный мир[7].
Поэтому при реализации таких проектов, независимо от того, каким конкретно стейкхолдером является человек, исповедующий ислам: потребитель, инвестор, правительство и прочее - менеджер проекта должен знать основы мусульманской культуры, которая основана на религии, и уделять особое внимание вопросу коммуникаций с этой группой стейкхолдеров.
В настоящее время стейкхолдерский подход утвердился в качестве одного из основных направлений стратегического менеджмента, его идеи, решения и термины широко используются для управления организациями. Вместе с тем в рамках этого раздела менеджмента по-прежнему остаются «узкие места», ограничивающие возможности его практического применения[8].
Главной проблемой, на наш взгляд, является уникальность каждого проекта. В теории, как правило, учитываются и рассматриваются вопросы управления наиболее распространенными группами стейкхолдеров[9]. Поэтому при появлении в проекте «необычного» участника, такого как, например, Исламский банк развития, разработанные модели перестают работать.
В рамках проводимого диссертационного исследования на тему «Управление проектом реализации исламского банкинга (на примере ПАО «Сбербанк России»)» определены стейкхолдеры проекта, выявлены возможные конфликты и сформированы основные принципы управления ими.
2.2 Управление конфликтами интересов отношениями со стейкхолдерами в проекте исламского банкинга
Изучив подходы к управлению отношениями со стейкхолдерами[10], для решения поставленных задач был выбран такой инструмент, как «Матрица заинтересованных сторон», описанный в книге Д. Милошевича «Набор инструментов для управления проектами». Выбор инструмента связан с его наглядностью, которая обеспечивает каркас для оценивания нужд и ожиданий всех основных заинтересованных сторон проекта и тем самым помогает управлять потенциальными вкладами и отношениями с заказчиками во всем проектном сообществе[11].
Сначала необходимо определить круг стейкхолдеров проекта. Для этого воспользуемся следующей схемой (рис. 2.1).
Рис. 2.1 - Заинтересованные стороны проекта[12]
Сформируем список стейкхолдеров и обозначим степень их влияния на параметры проекта, где
- малое влияние на параметр проекта или никакого влияния;
- некоторое влияние на параметр проекта;
- значительное влияние на параметр проекта;
- критическое для успеха влияние на параметр проекта.
В результате получим следующую матрицу заинтересованных сторон, представленную в таблице.
Для наглядности на основе результатов заполненной матрицы построим сетку влияния заинтересованных сторон (рис. 2.2).
Рис. 2.2 - Сетка влияния заинтересованных сторон
Таблица 2.1 - Матрица заинтересованных сторон
Влияние на параметры проекта |
||||||||||||||||||||||
Ресурсы |
Требования проекта |
Процесс проекта |
Оценивание производительности (хода исполнения) и вознаграждения |
|||||||||||||||||||
Обозначение |
Заинтересованные стороны проекты |
Люди |
Деньги |
Технологии |
Информация |
Знания |
Приоритеты |
Цели |
Спецификации |
Расписание |
Бюджет |
Качество |
Командная работа |
Процесс проекта |
Организационные интерфейсы |
Технология |
Разрешение проблем |
Ход исполнения проекта |
Успех проекта |
Производительность команды |
Вознаграждение команды |
Суммарное значение |
A |
Правление банка/ инициатор/внутренний спонсор |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
42 |
B |
Исламский банк развития |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
49 |
C |
Руководитель проекта |
3 |
0 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
54 |
D |
Команда управления проектом |
3 |
0 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
53 |
E |
Команда проекта |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
45 |
F |
Акционеры |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
17 |
G |
ЦБ РФ |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
28 |
H |
Государственные органы власти |
3 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
27 |
I |
Региональные органы власти |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
29 |
J |
Департамент экономики Совета муфтиев России |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
36 |
K |
СМИ |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
11 |
L |
Общественность |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
12 |
M |
Клиенты |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
N |
Деловые партнеры |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
20 |
O |
Поставщики/Подряд- чики |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
20 |
Из рис. 2.2 видно, что Сетка делит заинтересованные стороны на 4 основные категории:
-
- «Находящиеся полностью в деле». Заинтересованные стороны, которые очень важны для успеха проекта и которые полностью привержены ему.
- «Добросовестные возражающие». Заинтересованные стороны, которые очень важны для успеха проекта, но которые не привержены ему.
- «Искренние сторонники». Заинтересованные стороны, которые в высшей степени привержены проекту, но не очень важны для успеха проекта.
- «Группа поддержки». Заинтересованные стороны, которые и не важны, и не привержены проекту[13].
Обратим внимание на участников второй группы «Добросовестные возражающие», так как входящие в нее стейкхолдеры оказывают основное сопротивление продвижению реализуемого проекта. В нашем случае туда входят: Исламский банк развития, Органы государственной и региональной власти, Акционеры и Центральный банк Российской Федерации, расположенный на границе с первой группой.
Задача руководителя проекта сводится к разработке стратегии коммуникаций с данными стейкхолдерами, основной целью ко - торой является перевод участников второй группы в другие категории. Участники с небольшой долей влияния могут быть переведены в третью или четвертую категории.
Из второй группы наименьшую степень влияния на реализуемый проект оказывают «Акционеры». Акционеры не привержены проекту в связи с его высоким риском. А так как они не могут оказать проекту существенной помощи, необходимо перевести их в «Группу поддержки». Основным аргументом при коммуникации с данными стейкхолдерами являются «цифры». Задача команды проекта - просчитать возможные риски и связанные с ними убытки, разработать превентивные меры и ознакомить с ними акционеров компании.
Следующими по степени оказываемого влияния участниками являются «Органы государственной и региональной власти» и «Центральный банк Российской Федерации». Изучив опыт реализации проектов по созданию исламского банкинга в других странах, можно сделать вывод, что одним из ключевых факторов успеха проекта является поддержка именно этих стейкхолдеров[14]. Поэтому задача менеджера проекта перевести данных участников в группу «Искренних сторонников». Важность данных стейкхол- деров связана в основном с юридическими барьерами и по мере завершения проекта будет постоянно снижаться. В настоящее время менеджеры разных банков ведут переговоры с представителями государственных институтов с целью формирования общего понимания процесса становления исламского банкинга в России. В результате проведенных встреч заключаются различные соглашения, разрабатываются дорожные карты. Все это способствует переходу данных участников в третью категорию.