Файл: Управление конфликтами в проектной среде (в проекте исламского банкинга).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами в проектной среде
1.1 Управление конфликтами в проектной деятельности
1.2 Методы управления конфликтами
1.3 Переговоры в управлении конфликтами
Глава 2. Оценка управления конфликтами в проекте исламского банкинга
2.1 Проект управления исламским банкингом
2.2 Управление конфликтами интересов отношениями со стейкхолдерами в проекте исламского банкинга
Введение
Актуальность исследования. Компания и даже отдельная проектная команда объединяет людей с разным прошлым, разными личностными особенностями, с разными обязанностями и с по-разному расставленными приоритетами. Менеджер проекта должен ожидать появления конфликта между членами команды и заранее выработать стратегии реагирования, которые позволят разрешить конфликт, по возможности, вынеся из него пользу для проекта и компании. К сожалению, баланс в команде проще провозгласить, чем достигнуть.
Роль проектного менеджера заключается в обеспечении успешного достижения поставленных целей и задач через грамотное применение процессов планирования, мониторинга и контроля, а также и, главным образом, через руководство и координацию людьми.
Кроме того, менеджеры проектов должны знать, что конфликт сам по себе является естественным явлением и может принести пользу команде за счет развития различных точек зрения. При грамотном руководстве наличие разных мнений по каким-либо вопросам выступает положительным фактором, способствующим творческому подходу к выполняемой работе и принятию правильных решений.
Целью данной работы является анализ управления конфликтами в проектной среде, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления конфликтами в проектной среде;
- провести оценку управления конфликтами в проекте исламского банкинга.
Объект исследования – проект исламского банкинга.
Предмет исследования - управление конфликтами в проектной среде.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области проектного управления, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами в проектной среде
1.1 Управление конфликтами в проектной деятельности
Вопросы управления командой проекта занимают важное место в современных методологиях проектного управления. Так, Agile манифест гласит, что «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов»[1]. Акцент на межличностных отношениях характерен для всех agile методик. В частности, SCRUM рекомендует командам проводить ежедневные совещания, с тем, чтобы все члены команды обладали полной информацией о прогрессе проекта, сложностях и возможных проблемах[2]. Метод экстремального программирования, популярный в среде IT-разработчиков, предполагает парную работу программистов за одним компьютером[3]. К сожалению, большинство agile методологий говорят о том, что делать, но не отвечают на вопрос «как». В этом отношении значительно дальше продвинулся Институт PMI: стандарт ProjectmanagementBodyofKnowledge[4], на сегодняшний день наиболее распространенный в мире стандарт по управлению проектами, в разделах «Управление человеческими ресурсами» и «Управление коммуникациями» более подробно раскрывает инструменты и методы, необходимые для успешной и эффективной командной работы, в частности, в области управления конфликтами.
По моему опыту работы как в крупным российских компаниях, так и в малом бизнесе, я пришел к выводу, что конфликты возникают по самым разнообразным причинам, которые зачастую бывает невозможно предусмотреть. Тем не менее, для успешного разрешения конфликтов следует заранее определить возможные причины его возникновения, потенциальных участников и оптимальные пути решения.
Эффективное управление конфликтами в проекте включает в себя меры по прогнозированию и предотвращению конфликтов. В этих целях руководителю проекта следует:
- определить интересы членов команды;
- описать текущее состояние команды.
- определить факторы, к которым чувствительна команда;
- определить возможные линии конфликта;
- выявить факторы, активизирующие конфликтные ситуации;
- продумать способы нейтрализации факторов, усиливающих противоречия;
- предпринять профилактические действия, направленные на ослабление конфликтных ситуаций.
Среди факторов, влияющих на методы разрешения конфликтов, можно выделить следующие:
- относительная важность и напряженность конфликта;
- ограниченность времени, доступного для разрешения конфликта;
- должности, занимаемые участниками конфликта;
- мотивация к разрешению конфликта в долгосрочной или краткосрочной перспективе.
1.2 Методы управления конфликтами
Из множества методов управления конфликтами. PMBOK предлагает проектным менеджерам пять, справедливо отмечая, что нет смысла ранжировать их по значимости или полезности: уклонение; сглаживание; компромисс; принуждение; сотрудничество.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Уклонение. Перенос решения проблемы на более поздний срок позволит руководителю проекта лучше подготовиться и, возможно, делегировать ее решение кому-либо еще. Целесообразно применять при следующих обстоятельствах:
- необходимо ослабить напряженную обстановку или выиграть время;
- на текущий момент конфликт нельзя разрешить в вашу пользу;
- отсутствует явная активная угроза со стороны оппонентов;
- необходимо время, чтобы собрать всю информацию и подготовить контраргументы;
- брать ответственность за конфликт нецелесообразно.
Сглаживание. Иногда лучше не концентрироваться на областях противоречий, а подчеркнуть точки соприкосновения. Отказ от собственной позиции в пользу удовлетворения потребностей других поможет сохранить баланс и гармонию в коллективе. Целесообразно применять при следующих обстоятельствах:
- есть возможность пожертвовать малой выгодой ради большой выгоды;
- уступки, на которые можно пойти не наносят существенного вреда или ущерба;
- поддержание долгосрочных отношений между сторонами конфликта выгоднее тактических преимуществ, потенциально достижимых при обострении;
- потенциала влияния не достаточно, для того чтобы снизить риск негативного исхода конфликта
Компромисс. Практически всегда существуют решения, которые все стороны конфликта найдут в достаточной степени удовлетворительными, чтобы временно отказаться от своих претензий и частично разрешить конфликтную ситуацию. Целесообразно применять при следующих обстоятельствах:
- предмет конфликта не имеет большой значимости;
- все стороны конфликта обладают сопоставимой властью и взаимоисключающими интересами;
- временное решение может принести кратковременные выгоды;
- компромисс позволит сохранить рабочие отношения в команде;
- компромисс является наиболее экономичным и эффективным путем решения конфликта при имеющихся ресурсных и временных ограничениях;
Принуждение. Иногда для разрешения конфликта приходится принимать позицию только одной стороны, применяя принцип «один выиграл — все проиграли». Такой подход возможно осуществить с позиции власти, чтобы разрешить критическую ситуации силы. Злоупотребление таким подходом чревато усилением конфликтов в дальнейшем. Целесообразно применять при следующих обстоятельствах:
- цель конфликта имеет критическую важность для успеха реализации проекта.
- потенциальные выгоды нивелируют издержки конфликта.
- ситуация находится в критической фазе и требует незамедлительного реагирования.
- существующее влияние позволяет навязать свое решение всем участникам конфликта.
Сотрудничество. Конструктивный путь выхода из конфликтной ситуации за счет объединения различных точек зрения и взглядов. Данный подход требует от всех сторон готовности к сотрудничеству и открытому диалогу, что, в свою очередь, приводит к достижению консенсуса и одобрению принятого решения всеми сторонами. Целесообразно применять при следующих обстоятельствах:
- стороны конфликта обладают равным потенциалом влияния и готовы к конструктивному решению проблемы.
- достижение целей одной стороны возможно только при достижении целей другой стороны;
- полное решение проблемы одинаково важно для всех сторон, а время позволяет подробно разобрать сложившуюся ситуацию и найти наиболее подходящее решение;
- все стороны конфликта обладают полной информацией как о проблеме, так и о мотивах других сторон;
- отношения сторон конфликта имеют длительную положительную историю. Перечисленные выше методы не являются универсальными. Кроме того, одна и та же конфликтная ситуация может потребовать применения одновременно нескольких подходов. Нередко компромисс, достигнутый между двумя участниками конфликта, позволяет применять принуждение по отношению к третьему. В любом случае при управлении конфликтами менеджер проекта не должен ограничиваться слепым применением набора инструментов и методов, ведь, как гласит Agile манифест «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов», а «Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта».
1.3 Переговоры в управлении конфликтами
Переговоры - элемент внешней среды проекта, матричные структуры которой создают необходимость распределять ответственность и полномочия. Переговоры подразумевают обсуждение уступок и достижение соглашений с посредниками по вопросам перемещения ресурсов, получения информации и завершения заданий. Это процесс, построенный на убеждении, и умение вести переговоры - наиболее важный навык, необходимый, чтобы разрешать конфликты и успешно управлять проектами.
Существуют два распространенных стиля ведения переговоров - мягкий и жесткий. Лицо, ведущее переговоры в мягком стиле, проявляет дружелюбие и готовность к уступкам, чтобы избежать конфликтов и возможного ухудшения будущих взаимоотношений. Лица, ведущие переговоры в жестком стиле, напротив, занимают неуступчивую позицию и стремятся добиться выигрыша даже ценой ухудшения взаимоотношений. Для третьего стиля ведения переговоров, который получил название принципиального, важно разрешение проблем на основе заслуг, а не занимаемых позиций. Он позволяет совместно решать проблемы и обеспечивает взаимный выигрыш обеих сторон.
Конструктивное ведение переговоров подразумевает понимание позиций, проблем и интересов обеих сторон: Конструктивное ведение переговоров основано на стремлении ко взаимной выгоде и разрешению конфликтов. Этот метод разделяет людей и проблемы, обращая основное внимание на интересы, а не на позиции, создавая возможности для взаимного согласия и взаимной выгоды и объективно оценивая результаты. В настоящей работе мы предлагаем применить сетку межличностных стилей конфликтного взаимодействия Томаса-Килменна в качестве базовой описательной модели ведения переговоров.
Кроме того, предполагая, что диапазон стратегий поведения в переговорном процессе гораздо шире и глубже, чем пять выделенных стратегий, считаем возможным разработать более точную модель, состоящую их девяти стратегий (рисунок 1.1).
Рис. 1.1 - Стратегии ведения переговоров в проекте
1.1. Уклонение - это выход из конфликтной ситуации различными способами, фактически это отказ иметь отношение к конфликту, игнорирование его существование и противоположную сторону в максимально возможной степени. Эта стратегия может быть эффективна как временная мера, как стратегия, позволяющая накопить конкурентные преимущества. Уклонение представляет собой пассивное отношение к конфликту и обычно не приводит к решению спорных проблем. Следовательно, эта стратегия не эффективна в том случае, если конфликт серьезно влияет на текущую работу над проектом или имеет важное значение для ее успеха.
1.5. Пассивное дружелюбие - представляет собой стратегию мягкого, этического ухода от решения проблемы. Партнеру предоставляется возможность самому вырабатывать решение и тянуть воз ответственности.
1.10. Полная уступка - представляет собой мягкий подход к разрешению конфликта. Внимание акцентируется на областях взаимного согласия, а от рассмотрения спорных вопросов стороны отказываются. Такой метод хорошо подходит для сохранения гармонии взаимоотношений и позволяет избежать открытой конфронтации. Он применяется в тех случаях, когда реальные проблемы проекта имеют большее значение, чем личные взгляды и амбиции спорящих сторон. Поскольку сглаживание нацелено на поддержание мира лишь в краткосрочном периоде, оно не может обеспечить разрешение основного конфликта в длительной перспективе. Обычно этот неразрешенный конфликт впоследствии проявляется в иной форме.