Файл: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА(Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека)..pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
В науке существуют и другие классификации невербальных компонентов эмоционального реагирования. И.Н. Горелов классифицирует их по физической природе: 1) фонационные; 2) мимико-жестовые и пантомимические; 3) смешанные (то есть включающие компоненты первых двух групп)[17].
Среди невербальных знаковых форм Г.Е. Крейдлин выделяет собственно жесты, выражения лица (мимика), позы, телодвижения и манеры (комплексные невербальные знаковые формы). Автор, в частности, подробно характеризует три основных семиотических класса кинем (жестов): эмблемы (симптоматические и коммуникативные); иллюстраторы и регуляторы[18].
Н.И. Смирнова приводит следующую классификацию невербальных проявлений эмоциональных состояний человека[19]:
1. коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения. Это – жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия.
2. описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.
3. модальные жесты, которые относятся к выразительным движениям, поскольку выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. Это жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.
Выводы по данной главе сводятся к следующему: эмоциональные состояния человека в невербальной форме могут проявляться в виде усиленного сердцебиения, короткого дыхания, дрожания губ, стискивания зубов и стремления к энергичным поступкам, слез, боли под ложечкой. Показателями могут служить такие признаки как «брови сдвинуты к переносице», «брови подняты», «глаза сужаются – расширяются», «рот открыт», «рот прикрыт». Помимо этого сильные эмоции могут вызвать в человеческом организме: усиление потоотделения, покраснение лица, учащение дыхания, расширение зрачков и напряжение мышц и т.д.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
В ходе констатирующего эксперимента было проведено исследование понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей детьми младшего школьного возраста. Для участия в констатирующем эксперименте были задействованы десять детей от 8 до 9 лет. Были использованы следующие методики: «Цветовой тест отношений», «Эмоциональная идентификация», «Определение эмоций по фотографиям», «Определение эмоций по пантомимике», «Связь эмоциональных состояний с мимикой» и «Часики».
Методика «Цветовой тест отношений» разработана Е. Ф. Бажиным и A. M. Эткиндом и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях[20]. Данная методика предполагала изучение характера эмоциональных отношений.
Для проведения данной диагностики использовался набор цветных карточек, каждая из которых обозначалась цифрами: 0 - серый, 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый, 6 -коричневый, 7 - черный. В качестве проверки отношений были задействованы: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка), 4) мое настроение в школе, 5) мое настроение дома, 6) я сам, 7) учитель, 8) друг.
Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывались все восемь карточек, и зачитывалась инструкция: «Назови, пожалуйста, какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Далее цвета ранжировались ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и заканчивая самым «некрасивым, неприятным», так каждый объект из списка получал свое ранговое обозначение.
В результате эксперимента было обнаружено, что в отношении к маме у всех детей преобладает высокий уровень эмоциональной близости, соответственно меньше проявляется уровень конфликтности. В отношении к папе негативное проявление наблюдается у 70% детей, об этом может свидетельствовать выбор детьми карточки с черным цветом. К брату (сестре) положительное отношение больше, чем у половины детей (63 %). Так же у половины испытуемых преобладает хорошее настроение в школе, в то время как настроение дома почти у всех детей (90 %) хорошее. Дети данной группы положительно оценивают и свою учительницу (90 %). Однако следует отметить, что 30 % испытуемых демонстрируют отрицательное отношение к себе.
Таким образом, можно сделать вывод, что по характеру эмоциональных отношений положительным наблюдается отношение к маме, учительнице. Хорошее настроение у детей наблюдается по отношению к дому. У большинства испытуемых выявилось негативное отношение к папе и к самому себе.
Методика «Эмоциональная идентификация» позволила исследовать понимание детьми эмоциональных состояний рисуночных персонажей[21]. Были использованы шесть картинок с изображением гномов, у которых ярко выражено эмоциональное состояние (радость, грусть, боязнь, спокойствие, злость, удивление).
Детям зачитывалась инструкция: «Посмотри на гномов. У них у всех разное настроение. Точно такое же настроение может быть и у тебя, и у твоих друзей, и у всех людей. Попробуй отгадать, кто из них веселый, злой, грустный, испуганный, спокойный, удивленный. Как ты догадался?». Затем подсчитывались число верных ответов. Выявлялись, какие эмоциональные состояния дети лучше понимают.
80 % детей на вопросы экспериментатора отвечали быстро и без ошибок. 20 % испытуемых назвали удивленного гномика испуганным. По данным ответов испытуемых было выявлено, что понимание эмоциональных состояний рисуночных персонажей соответствует высокому уровню, однако имеют место незначительные неточности.
В методике «Определение эмоций по фотографиям» применялся набор из девяти фотографий с изображением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций[22]. Инструкция: «У меня есть очень интересное задание. Ты знаешь, что все люди иногда радуются, порой удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек в определенном эмоциональном состоянии (например, радости, страха, печаль, удивления-интереса, отвращения, стыда-вина, зависть, обида, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии».
В ходе эксперимента поочередно показывались все фотографии и записывался на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии. Затем подсчитывалось число верных ответов. Выявлялись, какие эмоциональные состояния дети понимают лучше. Оказалось, что наиболее распознаваемой эмоцией является радость. Ее правильно определили 83% детей и лишь 17 % определили как интерес. Эти данные соответствуют положению К. Изарда о том, что радость является самой легкой для опознания эмоцией[23]. Страх правильно определили только 25 % детей. Опознание страха как удивления, характерно для большинства испытуемых, что составило 64 %.
Печаль как стыд определили 37 % детей, 63 % определили данную эмоцию адекватно. Отвращение правильно определили только 20 % детей, остальные 80 % затруднились определить данную эмоцию. Удивление - интерес правильно определили всего 25 % детей, заменили эту эмоцию на страх - 35 %, обиду и зависть по 15 % и печаль - 10 % испытуемых.
Таким образом, в результате эксперимента представилась иерархия наиболее легко узнаваемых эмоций детьми данного возраста. На первом месте по узнаванию оказалась эмоция радости, затем печаль, гнев, страх, зависть, стыд (вина), обида, удивление (интерес), на последнем месте - отвращение. Кроме того, среди часто воспроизводимых детьми эмоций стали: стыд, страх и зависть, то есть дети чаще называли перечисленные эмоции вместо эмоций, показываемых экспериментатором на фотографиях.
Для определения уровня знания базовых эмоций была использована методика «Определение эмоций по пантомимике» Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой[24]. После проведения данной методики были получены следующие результаты: 63% детей имеют высокий уровень знания базовых эмоций: они легко определяют эмоциональные состояния через восприятие мимических проявлений людей, изображенных на картинках; 25% - средний уровень: данные дети правильно определяют только положительные эмоции, а в названии и интерпретации отрицательных затрудняются; 12 % испытуемых имеют низкий уровень знания базовых эмоций: данные дети определяют правильно только эмоции грусти и радости, в определении остальных затрудняются.
Таким образом, большинство детей достаточно точно могут определять эмоциональные состояния окружающих через мимику их лица и давать правильные характеристики базовых эмоций.
Далее, для выявления уровня понимания испытуемыми своих эмоций была проведена методика «Связь эмоциональных состояний с мимикой» Л.С. Цветковой[25]. По результатам методики, у 77% детей был выявлен высокий уровень понимания своих эмоций: данные испытуемые определяли свои эмоции через мимику лица, правильно сопоставляли их с соответствующим цветом и давали соответствующее название эмоциям; у 23% - средний уровень: данные дети определяли свои эмоции, правильно давали им название, но неправильно сопоставляли их с цветом; респондентов с низким уровнем понимания своих эмоций среди детей выявлено не было.
Для выявления уровня узнавания эмоций партнера по взаимодействию с испытуемыми была проведена методика «Часики» А.О. Прохоровой[26]. В результате проведения эксперимента были получены следующие результаты: 20% детей имеют высокий уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию: данные респонденты правильно дорисовывали все мимические детали лица, давали верное название эмоциям; 60% - средний уровень: дети правильно давали название эмоциям, но не всегда дорисовывали всю мимику лица; 20% - низкий уровень: испытуемые дорисовывали героям на картинках эмоции, не соответствующие ситуациям, в которых они находятся.
По результатам данной методики, можно сказать, что большинство испытуемых имеют средний уровень узнавания эмоций партнера по взаимодействию.
Таким образом, анализируя результаты диагностик, можно сделать следующий вывод: большинство детей имеют высокий уровень знания базовых эмоций, умеют правильно определять и интерпретировать собственные эмоции и переживания, с легкостью определяют эмоциональные состояния и мимические проявления окружающих людей при взаимодействии. Дети данной возрастной категории наиболее чувствительны к окружающим людям, легко считывают эмоциональные состояния через мимику, жесты и другие невербальные проявления собеседника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод, что невербальные проявления эмоциональных состояний человека - это внешняя форма существования и проявления эмоций. Выразительное движение (или действие) не только выражает сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его. Иначе говоря, невербальные средства раскрывают внутреннее содержание человека во внешнем действии.
Человеческие эмоции выражают в форме переживания реальные взаимоотношения человека с окружающим его миром, и, прежде всего с другими людьми. Здесь могут быть задействованы и акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость, и художественные образы в разных видах искусства, и специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию, и символические черты любых продуктов материальной деятельности человека.
По выразительным движениям, по тончайшим изменениям в выражении лица и в поведении можно почувствовать мельчайшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей. При описании эмоционального состояния человека, реализуемого посредством невербальных форм проявлений, возникает необходимость создания универсальной классификации эмоций. По мнению большинства психологов, эмоции следует разделить на «основные» (базовые), то есть не сводимые к комбинации других эмоций, и «второстепенные».
Однако, как показало исследование, в науке нет четких критериев, по которым эмоции могут быть отнесены к группе «базовых» эмоций, а, следовательно, нет и строго определенного перечня основных эмоций. В данном исследовании вопрос о критериях отнесения эмоций к группе «основных» решается путем определения универсальности выделенной группы. В этой связи к числу «базовых» следует отнести следующие шесть эмоций: гнев, удивление, горе, радость, страх и презрение.