Файл: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА(Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие эмоции как ярость, изумление, восхищение, грусть, волнение, отвращение и другие обозначают конкретные оттенки эмоций, в то время как гнев, удивление, горе, радость, страх и презрение - целый класс оттенков. Так, например, естественнее сказать, что «ярость - это сильный гнев» или «изумление - это крайнее удивление», чем «гнев - это слабая ярость» или «удивление - это легкое чувство изумления».

С. Л. Рубинштейн отмечал, что эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными чертами: «В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отражающий предмет или явления окружающего мира, эмоции выражают состояние субъекта, модификации внутреннего состояния индивида и его отношение к окружающему. Они обычно отличаются полярностью: радость - печаль и др., они образуют противоречивое единство - любовь и ненависть»[27].

Объективным показателем эмоции может служить ее внешнее проявление - соответствующее поведение человека. Но и этот показатель не особо надежен. Одни и те же проявления активности человека часто бывают симптомами совершенно противоположных чувств, и наоборот, одни и те же чувства у разных людей могут сопровождаться различными жестами.

Так, наивысшей степенью проявления страха является ужас, который относится к аффективным состояниям. Однако помимо ужаса к ним следует также отнести состояние сильного волнения и сильного испуга. Как и прочие аффективные состояния, сильное волнение характеризуется повышенной двигательной активностью, а для состояния ужаса, напротив, характерно полное оцепенение. При описании ужаса все внимание сосредоточено на лице и глазах человека, так как ничто не передает это состояние точнее, чем выражение глаз. Эмоциональное состояние презрения (пренебрежения), не зависимо от степени его проявления, описано преимущественно при помощи мимики и поведения взгляда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М. Эмоциональная компетентность социального познания // Мир психологии. - 2012. - № 4. – с. 34-38.

2. Афанасьев С. Г. Эмпатия и художественное. Теории «эмоционального влечения» и «репрезентации» // Соц.-гуман. знания. 2010. № 1. С. 323-332.

3. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: онтологическое измерение // Мир психологии. 2009. № 2. - С. 78-93.

4. Введение в психофизиологию: Учебное пособие / Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. - М.: МПСИ, Флинта,2002. – 399с.


5. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. – 2013. - №4. – с. 103-107.

6. В мире детских эмоций: учебное пособие / под ред. Данилиной Т.А. - М., 2004. – с. 276.

7. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - №41. – с. 34-38.

8. Динамическая психология /Под ред. Левина К.С. - М.: Смысл, 2001. – 303 с.

9. Листик Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний // Диагностика психических состояний. 2007. - С. 25-31.

10. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. - С. 210-224.

11. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов / Петрушин В.И. - М., 2009. - С.256-265.

12. Магия мозга и лабиринты жизни / Под ред. Бехтеревей Н. П.. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 383 с.

13. Николаева Е.И. Психофизиология: учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и биол. спец. / Николаева E.И. - М.: ПЕР СЭ: Логос, 2003. - 541 с.

14. Общая психофизиология: учебное пособие / под ред. Сысоева В.Н. - СПб.: ВмедА, 2003. - 296 с.

15. Овсянникова В.В. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. - №1. – с. 123-126.

16. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Александрова Ю.И. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с.

17. Психология эмоций: учебное пособие / Вербина Г.Г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - 308 с.

18. Психология эмоций: учебное пособие / Изард К.Э. - СПб.: Питер, 2002. - 464 с.

19. Психология эмоций: учебное пособие / Экман П. - СПб.: Питер, 2012. - 275 с.

20. Пырьев Е. А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестник ОГУ. - 2012. - № 9. - С. 35-42.

21. Пырьев Е.А. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 155. – с. 245-248.

22. Саморукова В.В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №5-6. – с. 135-139.

23. Титов В.А. Психофизиология: конспект лекций, пособие для подготовки к экзаменам / Титов В.А. - М.: Приор-издат, 2003. - 176 с.

24. Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии / Филимонов В.И. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 320 с.

25. Человек как предмет познания: учебное пособие / Ананьев Б.Г. - СПб.: Питер, 2011. - 282 с.

26. Чернавский А.Ф. Психофизиологические предпосылки проявления страха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №45. – с. 19-23.


  1. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Александрова Ю.И. - СПб.: Питер, 2011. – с. 206.

  2. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. - с. 210.

  3. Николаева Е.И. Психофизиология: учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и биол. спец. / Николаева E.И. - М.: ПЕР СЭ: Логос, 2003. – с. 201.

  4. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. – 2013. - №4. – с. 103.

  5. Психология эмоций: учебное пособие / Вербина Г.Г. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - с. 176.

  6. Овсянникова В.В. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. - №1. – с. 123.

  7. Магия мозга и лабиринты жизни / Под ред. Бехтеревей Н. П.. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – с. 45.

  8. Введение в психофизиологию: Учебное пособие / Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. - М.: МПСИ, Флинта,2002. – с. 197.

  9. Чернавский А.Ф. Психофизиологические предпосылки проявления страха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №45. – с. 19.

  10. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - №41. – с. 34.

  11. Афанасьев С. Г. Эмпатия и художественное. Теории «эмоционального влечения» и «репрезентации» // Соц.-гуман. знания. 2010. № 1. - С. 325.

  12. Общая психофизиология: учебное пособие / под ред. Сысоева В.Н. - СПб.: ВмедА, 2003. - с. 109.

  13. Андреева Г.М. Эмоциональная компетентность социального познания // Мир психологии. - 2012. - № 4. – с. 34.

  14. Психология эмоций: учебное пособие / Экман П. - СПб.: Питер, 2012. – с.40.

  15. Психология эмоций: учебное пособие / Экман П. - СПб.: Питер, 2012. – с. 44.

  16. Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии / Филимонов В.И. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. – с. 32.

  17. Пырьев Е. А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестник ОГУ. - 2012. - № 9. - С. 35.

  18. Пырьев Е. А. Мотивационные возможности эмоций и потребностей: сравнительный анализ // Вестник ОГУ. - 2012. - № 9. - С. 38.

  19. Пырьев Е.А. Эмоциональные отношения в структуре мотивации человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 155. – с. 245.

  20. Саморукова В.В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №5-6. – с. 135.

  21. Саморукова В.В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №5-6. – с. 136.

  22. Саморукова В.В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - №5-6. – с. 137.

  23. Психология эмоций: учебное пособие / Изард К.Э. - СПб.: Питер, 2002. – с. 200.

  24. Листик Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний // Диагностика психических состояний. 2007. – с. 25.

  25. Листик Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний // Диагностика психических состояний. 2007. – с. 26.

  26. Листик Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний // Диагностика психических состояний. 2007. – с. 27.

  27. Человек как предмет познания: учебное пособие / Ананьев Б.Г. - СПб.: Питер, 2011. – с. 209.