Файл: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА(Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующее эмоциональное состояние человека, которое также требует повышенного внимания, - это тревога. Тревога представляет собой глубокое переживание опасения того, что покой может быть нарушен и что возможны и вероятны неприятности, что может привести к задержке желаемого и приятного. Тревога иногда рассматривается как особая форма адаптации в период стресса, в острой и хронической форме. Хотя, следует согласиться с мнением ряда ученых, считающих, что тревога больше является способом активизации адаптивных механизмов.

Необходимо отметить, что в данном случае интенсивность проявления тревоги зависит не столько от реальной значимости угрозы, сколько от индивидуальных особенностей субъекта. Несмотря на многочисленные исследования понятия «тревоги», подходы, изложенные в теоретических концепциях, не имеют однозначности. Например, существует направление о выделении личностных факторов, которое разделило тревогу на ту черту личности, которая обуславливает готовность к реакциям тревоги, и ту актуальную тревогу, которая входит, в настоящее время, как структурный элемент психического состояния.

Та стадия тревоги, которая характеризуется полной дезорганизацией поведения человека, называется состоянием паники. Выделяют следующие виды паники:

1. кратковременная (длится от нескольких секунд до нескольких минут), например, паника, возникшая в транспортном средстве, которое потеряло управление;

2. достаточно длительная (от десятка минут до нескольких часов), характерна при землетрясении и других ярко выраженных стрессовых ситуациях;

3. пролонгированная (от нескольких дней до нескольких недель), например, паника при постоянных террактах.

Несомненно, самая яркая негативная эмоция - это страх, который, по мнению П.В. Симонова, возникает из за недостатка информации, необходимой для защиты[9]. Преимущественно страх относят к разновидности тревоги, который возникает при следующих обстоятельствах: угроза опасности, при планируемой встрече с людьми; когда предстоит важное дело либо встреча; во время протекания конфликта; неудачи в учебе и работе; планируемое выступление перед большим количеством людей; внезапно возникающая незнакомая ситуация; предстоящее знакомство с представителем противоположного пола.

Проводимые наблюдения свидетельствуют о том, что состояние страха в одних ситуациях резко ухудшает, в других обостряет чувствительность, может произойти нарушение восприятия, теряется суть усваиваемого материала. У некоторой категории людей, наоборот, может повышаться сообразительность (идет концентрация поиска выхода из сложившейся ситуации); у других же - нарушаться продуктивность процесса мышления (возникает растерянность, исчезает логика в поступках и словах), резко снижается способность совершать волевые действия, вплоть до способности предпринять какие-либо действия.


Часто при возникновении состояния страха страдает внимание, появляется рассеянность, невозможность сосредоточения либо сужение сознания (нарушение концентрации внимания на конкретном объекте). При эмоциональном состоянии страха наиболее активны следующие внешние (невербальные) проявления: сильная дрожь, ускоренное сокращение сердечной мышцы, учащенный дыхательный ритм, может либо увеличиваться, либо снижаться аппетит, даже пробиваться «холодный пот».

Согласно исследованиям, страх можно преодолеть, если имеется определенная информированность, поддерживающая надежду на благоприятный исход событий. Например, при соревнованиях между равными по силе спортивными командами, чаще победы добиваются спортсмены, сражающиеся на своем поле в своей стране.

На основании изложенного в данной главе материала можно сделать следующие выводы:

1. Эмоции – это психические состояния (процессы), которые связаны с потребностями, мотивами и инстинктами, проявляющиеся в виде переживания (удовлетворенности, неудовлетворенности, радости, печали, страха, спокойствия и т. д.) значимости воздействующих ситуаций и явлений на индивида.

2. Эмоциональное состояние - это совокупная характеристика психической деятельности в определенную единицу времени, которая показывает то своеобразие, с которым протекают психические процессы.

ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривая невербальные форы проявлений эмоциональных состояний человека, следует говорить о реакциях психофизиологического порядка, вегетативных изменениях, жестах, мимике, поведении и субъективных переживаниях человека, который находится в том или ином психическом состоянии[10]:

1) физиологические реакции, представляющие собой рефлекторную реакцию на стимулы физиологического, психофизиологического порядка и связанные с ними вегетативные изменения. Гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль и различные оттенки этих эмоций, согласно У. Джеймсу, являются более грубыми формами эмоций, будучи связаны с относительно сильным телесным возбуждением, а к более утонченным эмоциям относятся моральные и эстетические чувствования[11].


Так, например, эмоция страха ассоциируется у человека с усиленным сердцебиением, коротким дыханием, дрожанием губ. Гнев, как правило, сопровождается стискиванием зубов и стремлением к энергичным поступкам; эмоциональное состояние печали и горя - слезами, рыданиями, болью под ложечкой.

Считается, что любая сильная эмоция может вызвать стресс. Основной причиной стресса является гнев или страх, но его может побудить и состояние сильной радости. Когда человек пребывает в состоянии стресса, у него возникает неприятное чувство напряжения в районе желудка, сухости во рту и учащение сердцебиения. Помимо этого сильные эмоции могут вызвать в человеческом организме: усиление потоотделения, покраснение лица, учащение дыхания, расширение зрачков и напряжение мышц.

Стрессовое состояние активизирует многие физиологические процессы: увеличиваются показатели артериального давления, количество сокращений сердечной мышцы, растет мышечное кровообращение, отмечается рост содержания адреналина в крови, становятся более интенсивными частота и глубина дыхания, меняется кожно-гальваническая проводимость.

Наиболее распространенным способом внешнего проявления смущения и стыда является покраснение лица. Оттенки цвета лица (красный, розовый, алый, багровый, румяный, пунцовый) непосредственно связаны с силой переживаемого эмоционального состояния.

Как справедливо считал К.Г. Юнг, «чувства которые носят эмоциональный характер, сопровождаются физиологическими изменениями»; а «чувства, которые не вызывают физиологических изменений, имеют не эмоциональную, а четко выраженную умственную природу»[12].

2) мимика, пантомимика, жесты являются формой экспрессии психического состояния личности. По мнению многих ученых, данные невербальные проявления эмоциональных состояний можно рассматривать как повторение в слабой форме движений, которые прежде выражались в более резкой форме и были полезны для индивидуума. Например, прерывистость дыхания при гневе или страхе есть воспроизведение того состояния, когда человеку приходилось тяжело дышать в борьбе с врагом или при бегстве. Страсти, связанные с разрушением, выражаются напряжением мышечной системы, скрежетом зубов; расширение ноздрей при гневе есть остаток тех действий, когда наши предки, кусая противника, вдыхали носом воздух.

Что касается мимики, то она представляет собой любые изменения лица человека, что позволяет понять его внутреннее состояние, с одной стороны, а также выразить мысли и чувства лучше вербальных средств, не только с точки зрения информативности, но и эмоциональности, с другой стороны. Определенную проблематичность создают существующие в мире нормы и стереотипы, диктующие правила поведения и выражения эмоций как вербальным, так и невербальным способом. Внешнее проявление эмоциональных состояний в некоторых культурах считается недопустимым, что приводит к сокрытию и подавлению эмоций.


Мимическими индикаторами отрицательных эмоциональных состояний человека (например, гнев, презрение, страдание) могут выступать такие признаки как: уголки губ опущены, глаза прищурены, рот прикрыт, брови сдвинуты к переносице. В то время как индикаторами состояния удивления, радости являются признаки: брови подняты, глаза расширены, рот открыт.

Помимо этого, состояния, связанные с чувственными впечатлениями, могут ассоциироваться по аналогии с ощущениями сладкого, горького, кислого. Выражение довольства аналогично с улыбкой человека, сосущего что-нибудь сладкое. В науке укрепилось мнение о том, что многие формы внешнего проявление переживаний человека являются социальными сигналами, выработанными путем естественного отбора.

Бывают такие ситуации, когда человек пытается утаить свои истинные мысли и чувства или выдать одно эмоциональное состояние за другое, исходя из своих личных соображений и мотивов, или преследуя определенные цели. Учитывая данное обстоятельство, некоторые ученые включают мимику в состав симптоматических или коммуникативных жестов. Например, саму эмоцию, а не ее физиологическое проявление относят к симптоматическим жестам, поскольку они могут производиться не только в присутствии собеседника, но и когда человек остается один. Коммуникативные же жесты напротив сознательны и ориентированы на собеседника.

Между тем, как считает Г.М. Андреева всегда есть возможность перехода симптоматических жестов в разряд коммуникативных в том случае, если человек их воспроизводит в диалоге «в той или иной степени намеренно для обозначения соответствующей эмоции, при этом либо вовсе не испытывая данной эмоции, либо испытывая ее в гораздо меньшей степени, чем та, о которой свидетельствует жест»[13].

Жесты как невербальная форма проявлений эмоциональных состояний человека представляют собой движения рук или кистей рук. Жесты помогают сформировать заключение об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

3) существует такая группа невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, которая строится на описании субъективных ощущений, переживаний, а именно: на сравнении состояния человека с поведением, повадками животных, птиц, насекомых, а также с фактами, связанными с их жизнью. Здесь имеет место мотив воплощения души в животном мире, тотемизм, имевший место у первобытных людей, кажущийся необычным.


Постулируя существование разных архетипов, К.Г. Юнг выделял в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. Согласно К.Г. Юнгу, «архетип сам по себе пуст и чисто формален, он не что иное, как предустановленная способность, возможность, представление, данная a priori»[14]. Поведение животных и их реакция на определенные раздражители носит всеобщий характер, проявляясь в активности различных частей тела, сигнализирует о состоянии животного.

Общеизвестен факт, что первобытные люди были далеки от человеческого партикуляризма и не думали о том, чтобы быть хозяевами вселенной. Они просто изучали поведение и повадки животных и соотносили себя с принадлежностью к тому или иному тотему животного, обожествляя его. Так, например, в Древнем Египте священный бык рассматривался как воплощение бога Аписа, а сокол - воплощение бога Гора[15].

4) тактильно-кинестезические формы проявлений, согласно которым данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Из всех тактильно-кинестезических данных, информирующих о нашем положении в пространстве или о положении другого человека, наиболее важными являются кинестезические данные о давлении и температуре. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, прикосновения, насколько близко находится другой человек. Тактильно-кинестезическая система также несет информацию об амплитуде невербальных движений, их силе, направлении.

Начиная с раннего возраста, эмоциональное состояние человека можно было определить, наблюдая за его прикосновениями, поглаживаниями, поцелуями, похлопываниями. Помимо прочего с помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека. Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Согласно славянскому обычаю, объятия демонстрируют равенство и братство. Поцелуй также свидетельствуют о состоянии взаимной симпатии, любви между мужчиной и женщиной, являются признаком радости встречи между друзьями.

5) другой формой психофизиологического реагирования является отождествление с каким-либо природным явлением, копирование поведения животного, символизирование с растением и др. В природном символизме, согласно Э. Фромму, реализуется одна из основных «экзистенциальных потребностей человека», а именно «потребность в укорененности», которая обусловлена утратой человеком своих природных корней[16]. В своем историческом детстве человек уходит корнями в природу, она по-прежнему является его домом, где остаются его корни. Так, мать изображается в виде коровы, дающей молоко, а отец – в виде внезапного штормового ветра, меняющего ситуацию.