Файл: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА(Понятие эмоций и эмоциональных состояний человека)..pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
«Эмоция» - одна из немногих психологических категорий, которую признают важным побудителем поведения человека, но исследовательских работ, где раскрывались бы формы проявлений эмоциональных состояний человека в мировой психологии, очень мало.
Так, В. Вилюнас пишет: «Вопрос о причинах поведения всегда был в компетенции психологии эмоций, что позволяло в качестве непосредственных причин поступков называть желания, чувства, страсти, аффекты». Однако, подчеркивает автор, «многообязывающие признания мировой исследовательской мысли в последующем не реализовались в фактических разработках проблем невербальных проявлений эмоциональных состояний»[1].
Несмотря на то, что эмоциональное состояние может определяться по-разному на теоретическом уровне, он всегда рассматривается авторами как крайне важный для изучения социального познания. Точное распознавание эмоций, адекватная интерпретация их проявлений, в частности невербальных проявлений эмоциональных состояний, являются ключевым условием успешной коммуникации и поддержания позитивных межличностных отношений.
Результаты исследований показали, что, с одной стороны, люди способны с высокой точностью идентифицировать эмоции, особенно по выражению лица. С другой стороны, существуют большие индивидуальные различия в выполнении этой задачи. В качестве факторов, лежащих в основе вариативности, исследуются различные устойчивые характеристики испытуемых, выраженность личностных черт.
Следует отметить, что изучение эмоциональных состояний имеет большое прикладное значение. Практически вся система психологической коррекции основана на работе с ситуативными особенностями индивида. Коррекция черт личности происходит на основе выработки и закрепления положительных состояний. Кроме того, в исключительных случаях, диагностика эмоциональных состояний является единственным показателем эффективности деятельности субъекта.
Вышеуказанные проблемы обусловили выбор и актуальность данной темы. Несмотря на то, что изучением вопросов, связанных с невербальными проявлениями эмоциональных состояний, методикой их исследования и диагностикой занимались такие ученые как В.В. Саморукова, Е.М. Листик, С.Г. Афанасьев, Г.Г. Вербина, Г.М. Андреева, В.В. Овсянникова, Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев и другие, данная тема еще мало изучена.
Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, исходя из которой определены основные задачи исследования:
1) рассмотреть понятие эмоций и эмоциональных состояний человека;
2) исследовать невербальные формы проявлений эмоциональных состояний человека;
3) провести экспериментальное исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний.
В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступают невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания – материалистическая диалектика, общенаучные методы – анализ и синтез, логический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении, частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительный метод, изучение и анализ документов.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
На протяжении многих десятилетий эмоции и эмоциональные состояния изучались многими учеными. Существуют различные точки зрения как на саму природу эмоций и эмоциональных состояний, так и непосредственно на формы их проявлений. Часть авторов представляют эмоции как кратковременные, переходящие состояния, другие считают, что нахождение человека под влиянием той или иной эмоции, постоянное. Некоторые ученые уверены, что поведение человека разрушается и дезорганизуется эмоциями и что они ведут к психосоматическим заболеваниям. Другие же отводят эмоциям положительную роль, как организующие, мотивирующие и подкрепляющие человеческое поведение.
Так, Р. Липер и О. Мауэр строго придерживались того мнения, что «эмоции» являются тем важнейшим фактором и индикатором изменений поведения и его результативности. Эти ученые впервые признали значимость изучения проблемы эмоций, наряду с проблемами поведения и интеллекта, которые в тот период достаточно интенсивно изучались в западной психологии[2].
В свою очередь, П.К. Анохин полагал, что эмоции представляют собой самую древнюю форму реагирования индивида, а зачастую и являются единственной возможностью оценить ситуацию. У. Кеннон, Д. Бард, У. Джеймс в своих трудах попытались исследовать не просто эмоции, но и их детерминанты. Они детально изучали взаимосвязь физиологических и психологических компонентов эмоций[3].
Согласно Большой советской энциклопедии, к эмоциям относятся: радость, уверенность, наслаждение, бесстрашие, страх, горе, ненависть, отвращение, это человеческие переживания и отношения к миру, окружающему его и к самому себе. Сущность эмоций диалектически двойственна и исходно определяется тем, что они объективно нужны не только для ориентировки организма во внешнем мире, но и для нормального функционирования организма в целом.
В Психологическом словаре эмоции выделяются в самостоятельный разряд психических состояний и процессов, которые связаны с потребностями, мотивами и инстинктами, и которые проявляются в виде переживания (удовлетворенности, неудовлетворенности, радости, печали, страха, спокойствия и т. д.) значимости воздействующих ситуаций и явлений на индивида, которые осуществляют его жизнедеятельность.
Следует отметить, что эмоции, в том числе и эмоциональные состояния субъекта, являются той областью психического, которая является наиболее близкой к сфере органических ощущений, что обеспечивает взаимосвязь эмоций с физиологическими особенностями индивида. У переживающего какую либо эмоцию человека, фиксируются изменения электрической активности лица и, в том числе, мышечной ткани всего организма.
Такие же изменения отмечаются в мозговой электрической активности и в функционировании дыхательной и кровеносной систем. К примеру, если человек испугался или разгневался, его пульс может увеличиться на 50 ударов в минуту. Эмоциональное воздействие на организм человека свидетельствует о том, что в его осуществлении участвуют практически все соматические и нейрофизиологические структуры.
Все эти изменения оказывают безусловное влияние на психические познавательные процессы (ощущение, восприятия, внимание, представление, воображение, мышление), а также на особенности поведения индивида, даже могут привести к соматическим заболеваниям и нарушениям психики. Различные эмоции активируют деятельность вегетативной нервной системы, которая в свою очередь активируют деятельность всех внутренних систем организма, среди которых и нервно-гуморальная и эндокринная.
Кроме того, научно доказано влияние эмоциональных состояний на иммунную систему человека, способствованию снижению сопротивляемости организма к болезням[4]. Так, если человек продолжительное время находится под влиянием негативных эмоций, например, злости, тревоги, депрессии, у него гораздо больше вероятности, что он может заболеть простудными заболеваниями, расстройствами кишечника, вирусными инфекционными заболеваниями.
Эмоциональное состояние - это совокупная характеристика психической деятельности в определенную единицу времени, которая показывает то своеобразие, с которым протекают психические процессы. В психологии «состоянием» называет достаточно устойчивую, в небольшом временном промежутке, определенную внутреннюю характеристику человеческой психики[5]. В основу классификации эмоциональных состояний ученые ставят либо доминирующий психический процесс (познавательный, волевой, эмоциональный), либо доминирующий характерологический аспект (решительность, подъем, лень).
Наибольшее превосходство, преобладание одной эмоции над другими предопределяет то или иное состояние: радости, эйфории, паники, страха и т. д. Данный подход к структуре состояний был предложен Л.В. Куликовым и получил свое дальнейшее развитие среди других ученых[6]. По мнению Л.В Куликова, эмоциональное состояние как функциональная система представлена рядом уровней: психологическим (включающим человеческие переживания); физиологическим (включающим центральную и вегетативную нервную систему); поведенческим (включающим мимику, психомоторные реакции и пантомимику). Получается, что только при соединении показателей этих уровней можно сделать заключение о том состоянии, в котором находится человек.
Следует отметить, что состояния, с эмоциональной стороны, проявляются в эмоциональных переживаниях (скука, неудовлетворенность деятельностью, усталость, апатия, радость, страх, удовлетворенность успехами и т. д.). Физиологическая составляющая проявляется в изменениях отдельных функций, среди которых - вегетативные и двигательные.
В результате тесного взаимодействия переживаний и связанных с ними физиологических изменений происходит выделение каждого из этих признаков состояний в приоритетный причинный фактор. Так, например, когда развивается состояние монотонии в результате усиливающихся парасимпатических воздействий, развиваются чувства скуки и усталости. Если развивается состояние утомления, появляется чувство усталости, которое может быть причиной возникающих физиологических изменений в мышцах или в нервных двигательных центрах и ощущениях, которые с ними связаны.
Любая деятельность человека протекает под воздействием психических состояний. В данном случае эмоциональное состояние выступает как фон (поле) функционирования практической и психической человеческой деятельности. Между тем, не стоит забывать, что именно в процессе трех видов деятельности: сенсорной, физической и умственной возникает и видоизменяется то или иное психическое состояние. Исходя из этого оно, чаще всего, выступает как продукт деятельности. Бывают и такие случаи, когда состояния возникают в результате бездеятельности.
Следует отметить, что роль основного фона психической жизни человека выполняет настроение, которое характеризует его в целом. Настроение прямо пропорционально складывающимся, для личности, жизненно важных отношений с его окружением и тем, как протекает его собственная деятельность. Важной направляющей для настроения является тот факт, как это событие относится к самому человеку и как он его расценивает для самого себя.
Исходя из этого, настроение в полной мере зависит от индивидуальных особенностей, характеризующих человека, от того, как он переносит трудности: может ли он их оценивать и не падать духом, способен ли он преодолевать трудности, сохраняет ли он уверенность, что способен справится с ними. Научно доказано, что оптимистически настроенные люди способны поддерживать у себя хорошее настроение и наоборот, пессимистически настроенные, чаще находятся в печальном, плохом настроении. Есть люди, у которых преобладает веселое настроение, тогда как другие не видят повода для веселья и находятся в состоянии переживания.
Как показывают эксперименты, для счастливых людей характерны такие качества, как готовность к щедрости и оказанию помощи другим людям. Наблюдения свидетельствуют, что при наличии у испытуемых хорошего настроения, проявляется готовность оказания ими разнообразной помощи экспериментаторам[7]. Замечен такой факт, что когда у людей счастливое расположение духа и они замечают некоторое пониженное состояние духа у других людей, появляется, с их стороны, попытка в сглаживании этого несоответствия, для того, чтобы сбалансировать это различие.
Когда у человека возникает эмоциональная перегрузка, достаточно часто может возникать состояние стресса, которое характеризуется чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением человека. О.Ю. Ермолав определяет стресс как неспецифический ответ организма человека на любое требование, которое ему предъявляется[8]. Это эмоциональное состояние, которое проявляется у человека как нормальная реакция на ненормальное обстоятельство.
Если человек находится в состоянии частых и длительных стрессов, это приводит к дезорганизации в самой деятельности, к нарушению как психологического состояния, так и физического здоровья человека. Нередко стрессы выступают причинами развития многих сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний человека. Большинство ученых склоняются к общему мнению, что стресс является ответной реакцией на различные запредельные воздействия на организм и чрезмерную нагрузку.